Вот мы и вернулись! Вернее, одна половина нашего коллектива отдохнула и вернулась, а вторая всё это время работала. Увы, так получилось в этот раз. Про работу не будем, а что касается отдыха… Кавказские горы – это сплошной восторг, как и люди, которые живут в тех краях. Не знаем, может, в больших городах Кавказа иначе, но в Баксанском ущелье – это так, и во Владикавказе тоже. В общем, огромное спасибо Кабардино-Балкарии и Северной Осетии за прекрасно проведённое время!
(Второй автор на эти рассуждения тихонько шипит в углу и сцеживает яд... Потому что всё это время работал по шесть дней в неделю с подъёмом в пять утра... )
Давайте сегодня хорошие новости и небольшие «Вести палаты № 6» в одной статье, а потом вернёмся к братьям Стругацким.
Так вышло, что ни один из нас не смог посмотреть старт нашего аппарата «Луна-25», но за полётом мы следим, и пока всё идёт в штатном режиме. По данным Роскосмоса на 13 августа (статья написана 14 в первой половине дня, но вы ее читаете уже, наверное, 15-го августа...):
«Все системы автоматической станции работают штатно, связь с ней устойчивая, энергобаланс положительный. Сегодня в полёте были проведены первые включения комплекса научной аппаратуры, разработанного Институтом космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН). Служебная телеметрическая информация со всех приборов показала их штатное функционирование. Получены первые данные измерений на перелёте к Луне, научная команда проекта приступила к их обработке».
Что же, ждём 16-го августа, когда аппарат выйдет на окололунную орбиту, а потом и 21-го, когда произойдёт посадка. Кстати, если всё будет хорошо, и на следующее лето мы попадем в Крым на Астроканикулы, то попытаемся выцепить кого-нибудь из сотрудников ИКИ, кто принимает участие в проекте. Этот полёт – часть большой лунной программы, предполагающей создание базы на Луне, которую наши злейшие друзья едва ли не приватизировали. Вообще тут всё выходит наружу: у нас обычно радуются чужим успехам в космосе, а в Штатах высказывают озабоченность в отношении наших. Ну и ладно, ну и х… ляд с ними, и даже извиняться за грубость не станем. Всё. За аппаратом «Луна-25» будем следить. Переходим к «Вестям».
«Сигнал из глубин Марса: Учёные встревожены неожиданными данными зонда "Mars InSight"»
Да-да! Узнали автора? Мы узнали! Это круто, когда бага становится фичей, в смысле – дефект превращается в индивидуальную фишечку, но не в этом случае. В этом случае – это косяк.
В названии ужасно всё, от «сигнала из глубин Марса» до отсутствия кавычек и неправильного названия зонда. Зонд называется «InSight».
«В NASA получили информацию о том, что Красная планета ускоряет вращение вокруг своей оси по неизвестным причинам...»
Как интересно! Давайте читать:
«Так вот, основная миссия Mars InSight – исследовать сейсмическую активность и вообще внутреннюю жизнь Красной планеты. И, конечно, самый главный прибор станции – сейсмометр. Он улавливал все вибрации и все марсианские подземные толчки. По тому, как сквозь недра проходят ударные волны, можно судить о том, что эти недра собой представляют…»
Н-да… Надо ничего не понимать, что бы так обозначить цель миссии. Берём текст с сайта НАСА (тупой машинный перевод, специально без редактирования):
«Научные цели InSight.
InSight стремился раскрыть, как скалистое тело формируется и эволюционирует, чтобы стать планетой, исследуя внутреннюю структуру и состав Марса. Миссия работала над определением скорости марсианской тектонической активности и метеоритных ударов».
То есть, главная цель – изучение эволюции планеты, и изучаются не только «все вибрации и все марсианские подземные толчки», а вся тектоническая активность и метеоритные удары. Там есть и приборы для изучения погоды, потому что даже ветровые воздействия могут вызывать колебания в грунте. Неужели так трудно открыть нужную рубрику на официальном сайте и грамотно пересказать содержание?!
Ещё один момент: «самый главный прибор станции – сейсмометр». Читать первоисточник надо с умом, и если ты пишешь для определённой аудитории, то ориентироваться именно на неё. Процитируем книгу «Сейсмические приборы»:
«Принцип действия сейсмических датчиков – сейсмометров, образующих систему сейсмографа, в которую входят такие узлы: сейсмометр, преобразователь его механического сигнала в электрическое напряжение и регистратор, накопитель информации…»
То есть, если прибор улавливает колебания, переводит их в электромагнитные импульсы и отправляет на накопитель, то это сейсмограф.
К сожалению, во второй половине статьи об исследовании ядра Марса больше нет ни слова, а именно этим занимался прибор «SEIS». И возникает ощущение, что автор просто заблудилась в собственных мыслях. Именно так: она шла по дремучему лесу, состоящему из отдельных мыслей, и периодически стукалась о них, причём так сильно, что дорогу забыла. И это не мы статью криво цитируем, там всё так и есть:
«Но кроме сейсмометра есть на станции ещё два прибора, и один из них собрал очень интересную информацию. Это прибор RISE, он измерял скорость вращения Марса вокруг своей оси… Марс очень незначительно, но ускоряет вращение вокруг своей оси. Марсианские сутки (сол) ежегодно сокращаются на мельчайшие доли секунды. Но дело в том, что учёные не совсем понимают, из-за чего это происходит».
Э-э… Давайте подумаем. Изменение скорости вращения могут вызвать внешние и внутренние факторы. Внешние вроде как отпадают, остаются внутренние. Внутренние факторы: воздействие на внешнюю среду, связанное с потерей массы – например, извержение Олимпа, самого большого из открытых вулканов в Солнечной Системе. Именно оно, кстати, сделало Марс таким, каким мы его сейчас видим. Но уж явление такого порядка наблюдатели точно заметили бы!
Остаётся изменение отношения масса/диаметр (распределение массы) планеты. Соотношение может быть изменено за счёт таяния полярных шапок. Но они постоянно тают и нарастают, то есть скорость вращения должна колебаться, а она растёт. Вывод? Массы тающих ледников недостаточно, чтобы создать критическое изменение соотношения. То есть масса неизменна. Есть ещё один вариант: это обусловлено процессами внутреннего ядра. Но для этого оно должно быть жидким.
Вроде о чём-то похожем говорится в статье:
«Но дело в том, что учёные не совсем понимают, из-за чего это происходит. В принципе, по законам физики для этого на Марсе или внутри него должно происходить какое-то перераспределение массы. Наверняка все видели, как кружащийся на льду фигурист начинает кружиться гораздо быстрее, когда прижимает до этого вытянутые вперёд руки к себе.
Есть две версии того, что заставляет Марс проделывать такой трюк. Первая перераспределение льда на полярных шапках. И вторая – так называемый послеледниковый отскок: это когда земная кора, на которую много веков давила тяжесть льдов, после их таяния начинает постепенно подниматься кверху, как бы расправляется. По мнению планетологов, крайний ледниковый период закончился на Марсе 375 тысяч лет назад и планета всё ещё продолжает "приходить в себя"…»
Так «не понимают», или имеют некоторые версии и понимание процессов? Но… Вы заметили логическую ошибку в рассуждениях автора? Смотрите:
«Наверняка все видели, как кружащийся на льду фигурист начинает кружиться гораздо быстрее, когда прижимает до этого вытянутые вперёд руки к себе»… То есть, уменьшая диаметр, собирая массу ближе к оси вращения, фигурист увеличивает скорость вращения. И вторая цитата: «Так называемый послеледниковый отскок: это когда земная кора, на которую много веков давила тяжесть льдов, после их таяния начинает постепенно подниматься кверху, как бы расправляется...» Если кора поднимается, то масса, наоборот, не концентрируется вокруг оси, а удаляется. Продолжая аналогию: фигурист не прижимает к себе вытянутые руки, а, наоборот, вытягивает прижатые.
Н-да… С Адель все ясно. Кстати, это конец статьи. Если кто-то понял, какой сигнал ИЗ ГЛУБИН Марса встревожил учёных – пишите.
Но тут интересно другое… Если кора поднимается, но скорость вращения всё равно увеличивается, значит, либо ядро жидкое и оно разгоняется за счёт неких внутренних процессов, либо твёрдое ядро уплотняется, причём настолько, что это сжатие компенсирует поднятие коры. А раз так, то ядро нагревается, и нагревается сильно. И раз процесс постоянный, то мы вправе ожидать, по сути, оживления Марса. Ведь жидкое ядро – это не только тектоника, это ещё и электромагнитное поле! А электромагнитное поле, плюс тектоника, плюс органика – это круто! А если там ещё не просто органика есть (а она там есть), а микроорганизмы…
Вот это уже вполне реальная фантастика, вы не находите?
Ну что, ссылки? Если не читали наши книги, то вот они: на ЛитРес в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага). Ну и конечно, на «Автор Тудей» – пятая книга Наталии из цикла «Хороших здесь нет», называется "Красуйся, град Петров!" (свободный доступ). Будем рады вашим комментариям и оценкам.
Упреждая вопрос о продолжении цикла "Мир Зари", скажем: вопрос времени, всё написано, остается только свести во едино и отредактировать.