Телефонный звонок оторвал Ксению от дела.
-Слушаю -прижав телефон к уху плечом, она продолжала вытаскивать из шкафа платья: рассматривала их; одни откидывала за ненужностью в сторону, другие складывала в чемодан - Кира, привет!
-Доброе утро, любимая! Чем занимаешься?
-К поездке готовлюсь. А ты уже готов?
-Ксюша, ты только не расстраивайся, но я не смогу поехать. У мамы неожиданно разболелась голова. Ей так плохо: она лежит, подняться не может.
-Так дай ей таблетки.
-Дал, немного полегчало, но всё -равно очень плохо. Стонет. Сама понимаешь, я не могу её в таком состоянии одну оставить. Ты поезжай, поздравь маму от меня. Я тебе позвоню. Ну, что делать? Я тоже очень хотел отдохнуть на природе; видно, не судьба.
-Какое совпадение! Как только мы собираемся куда -нибудь поехать, здоровье твоей мамы резко ухудшается. Ты не находишь это странным?
-Не нахожу; конечно, это простое совпадение. Неужели ты думаешь, что она может притворяться? Да и зачем ей это нужно? Такой возраст -чуть поволнуется, сразу то давление подскакивает, то ещё что.
-Ну -ну, оставайся, ухаживай. Пока! -она бросила на диван телефон.
Какой раз уже случается подобная ситуация! В прошлый отпуск собрались на море -мама отравилась арбузом. Это она так сказала: «Мутит, боли в животе. Арбуз плохой попался». А вызвать скорую отказалась. Но Кирилл оставить маму в таком «ужасном» состоянии не мог и поехала Ксюха на море с подругой Леной и её женихом; хотя в планах было поехать парами. Вот какой это был отпуск? Ленка с Ваней старались постоянно уединяться и Ксюхе большую часть отпуска пришлось пробыть в одиночестве. В позапрошлый отпуск собрались с Кириллом поехать в Турцию. Но прямо накануне его маме стало так плохо, что пришлось вызывать скорую. Положили в больницу с подозрением на мочекаменную болезнь. Она так громко стонала -думали: камень по мочеточнику пошёл. Обследовали и ничего не обнаружили. На второй день выписали, но Ксения опять в Турцию поехала одна. Маме даже пропавшего тура сына жаль не было. И вот снова: собрались на две недели поехать в деревню к маме Ксении. Она их пригласила отметить юбилей и уход на пенсию. Ну и отдохнуть хотели: там природа дивная, речка рядом. Но теперь у мамы Кирилла страшно разболелась голова. А он, как любящий сын, маму бросить не может -ни -ни. И ладно, была бы она старая, больная женщина; так нет – всегда с макияжем, всегда с причёской, всегда за ней тянется шлейф дорогих духов, всегда она мило улыбается, но… Стоит её великовозрастному сыночку заняться личной жизнью, а именно -захотеть со своей девушкой поехать отдохнуть, мама превращается в больную, беспомощную старуху.
Ксюша раздражённо бросила купальник в чемодан и захлопнула крышку.
-Маменькин сынок! И чего я с ним до сих пор не разорву отношения? -злилась Ксения.
Она вытащила чемодан в коридор, зашла к соседке тёте Полине и отдала ей ключи, попросив поливать единственный Ксюшин любимый цветок – пальму в горшке; а потом по лестнице с тяжёлым чемоданом потащилась во двор, где стояла её машина в ожидании хозяйки.
День был замечательный. Сумасшедшей жары, которая сводила с ума целых две недели, уже не было: два дня назад прошёл сильный ливень и сбил температуру, которая даже в тени была за 40 градусов. Ехать до маминого села нужно было 2 часа и Ксения не стала включать кондиционер, а просто опустила переднее стекло. Встречный ветер ласкал её лицо и волосы; в салоне играла музыка, и постепенно Ксения успокоилась; злость прошла и она стала думать о маме.
Свой день рождения мама не праздновала уже пять лет: с тех самых пор, как не стало Петра - её любимого мужа и Ксюшиного отца. Она вообще перестала тогда отмечать любые праздники. Отказывалась, когда её приглашали в гости, и к себе никого не звала. Без Пети праздники не были бы такими весёлыми, как раньше. Наоборот, заставляли бы её лишний раз вспоминать и плакать. И вдруг она позвонила дочке:
-Ксюша, я решила своё 55- летие отметить; да и на пенсию буду выходить Жду вас с Кириллом.
Ксения даже не сразу нашлась, что сказать.
-Почему молчишь? Не можете, отпуск не дадут?
-Да нет, отпуск как раз мне положен, просто удивляюсь -ты же уже много лет не отмечала дни рождения?
-А теперь вот решила отметить. Так приедете или не ждать?
-Обязательно приедем. То есть я приеду, а с Кириллом поговорю.
Машина шла почти неслышно по гладкой дороге, а мимо проносились лесополосы и густые кустарники чёрной смородины, за которой приезжали сюда городские. Собирали её вёдрами, а потом продавали на рынке эти чёрные, крупные, душистые ягоды баночками и стаканами. Вот и сейчас то тут, то там на дороге стояли автомобили, а их хозяева мелькали в зарослях кустов. По другую сторону дороги виднелись поля с уже убранными зерновыми. Чем ближе подъезжала Ксюша к родному дому, тем радостнее становилось у неё на душе. Вот и первые домики показались вдали; машина съехала с трассы и покатила по главной улице села. Время близилось к обеду и народу на улице было немного. А те, что проходили, останавливались, прикладывали к глазам руку козырьком и вглядывались:
-К кому же это едет незнакомая машина?
А машина и правда, была незнакомая -её Ксения только год назад в кредит купила.
Сейчас она проезжала мимо идущих навстречу женщин и одна узнала, крикнула:
-Ксенька, здорово!
Ксения притормозила:
-Здрасте, тётя Лида!- вторую женщину она не знала, но тоже поздоровалась: здравствуйте!
-К матери, небось, на юбилей едешь?
-И на юбилей, и в отпуск отдохнуть.
-Молодец! Езжай, она ждёт уж. А чож одна -то? Мать говорила -с женихом будешь?
-Его не отпустили.
-А-а, ну ладно.
Неудобно Ксене было сказать, что Кирилл от маминой юбки отлипнуть никак не может. Наверное, уже и давление нормализовалось у мамы, как только она одна уехала? Да ладно, пусть караулит.
У маминой ограды остановился дед Василий. Сощурил глаза на затормозившую машину и стал ждать: кто же оттуда выйдет?
Ксения вылезла; из багажника чемодан и сумку с подарками вытащила:
-Дед Вася, не узнаёте? -улыбнулась.
-Ты что ль, Ксюха? А я гляжу -машина чужая. А это ты, оказывается, за рулём? Вот бабы -везде успеваете. К матери на любилей приехала? Добро! Она уж вовсю готовится. Кольку звала свинью заколоть. Беги -беги, ждёт тебя.
А по дорожке уже Надежда бежит:
-Ксюша, доченька, с приездом! -обнимает дочку, целует – а что же ты без Кирилла?
-Мама, пошли в дом, всё потом скажу.
В доме было прохладно и вкусно пахло ванилью и корицей.
-А я вот пироги пеку: и сладкие, и с грибами, и с рыбой -кому какие по нраву будут. Ты давай переодевайся, руки мой, да обедать будем. А потом у нас с тобой столько дел -она засмеялась: десять кур зарубила, двух гусей, свинью молодую.
- С ума сойти! Мам, ты на сколько ж человек расчитываешь?
Ой, дочка, много назвала. Чуть не всё село. Да шучу, конечно; всё село сажать некуда будет. Я в нашей школе столовую арендовала. Ну и бабы наши: тётя Аня- повариха, Дина да Ульяна готовить помогать придут. Аня командовать будет -она вместо шеф -повара. Ну, а мы на подхвате: картошку чистить, овощи; резать всё, да на мясорубке крутить -это нам придётся. Ты как, не против помочь?
-Мам, ну ты чего? Я вроде, никогда белоручкой не была.
Два дня они резали, крутили, жарили и в воскресенье в столовой столы белыми скатертями накрыли, и чего только на тех столах не было: и шашлычок, и буженина, и свинина -гармошка, и отбивные из свинины, и печень под соусом, и запечённые целиком гуси с яблоками, и чахохбили из курицы, салаты и пироги… всего не перечтёшь.
Надежда в новом платье к гостям вышла. Причёску ей красивую сделала местная парикмахерша Инна, макияж нанесла. Ксеня как маму увидела -ахнула: ну такая красавица: где там 55! Ей и 40 не дашь! Народу собралось много: тут и из профсоюзной организации были, и начальница с почты, и соседи, и подруги. Поздравлять начали -грамоты маме вручали, поздравления в стихах говорили. С баяном пришёл Иван Васильевич, учитель музыки, и дядя Костя -любитель музыкант со своим аккордеоном. Вперёд поставили Машу и Диму -второклассников и они очень хорошо спели песню «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…» под аккомпанемент Ивана Васильевича и дяди Кости. А потом все сели за стол и поднимали бокалы с вином, рюмочки с водкой и настойкой вишнёвой, закусывая разносолами. Музыку «врубили» современную и те, кто помоложе, пошли танцы модные танцевать. Потом застольные песни петь начали, а уж когда все напелись, пошли плясать под лихие задорные звуки баяна и аккордеона. Плясали не только взрослые, ровесники Надежды; даже молодёжи зашло -лихо и весело отплясывали, пристукивая каблучками:
Я таращуся на стол
Словно в ресторане
Здесь одни деликатесы
Полюбуйтесь сами.
Поделись своим секретом
Хоть на день рождения
Как достигла вот такого
Ты телосложения?
Нет у нас, друзья, сомненья,
Что частушки надо петь,
Раз пришли на день рожденья
Молча нечего сидеть!
Ксения тоже не удержалась: общее веселье её закружило и она пошла в пляс с молоденькой почтальоншей Верочкой, кружась с ней и бойко покрикивая: ух, ух!
Вдруг кто -то подхватил её на руки и закружил по залу.
-Пусти -вскрикнула она и парень опустил её на пол -ты что, голова закружилась -Ксения посмотрела на парня: он был ей незнаком.
-Извините -парень взял её за руку -Вас проводить? Голова кружится?
-Уже нет -смутилась Ксения и пошла на своё место. А праздник продолжался: скучно не было никому. Дядя Костя, раскрасневшись от выпитого, не выпускал из рук аккордеона и пальцы его всё быстрее и быстрее бегали по клавишам, заставляя танцоров ускорять темп.
Наконец, Надя громко, пытаясь перекричать музыкантов, крикнула:
-Друзья, все за стол!
Музыка стихла, а Ксения увидела рядом с собой парня, который её так резво кружил несколько минут назад.
-Меня Егор зовут, давайте за Вашу маму выпьем? -он налил Ксене вина, себе водки и чокнулся с её бокалом.
Поздно вечером пьяные и полупьяные гости, но все в прекрасном настроении, расходились по домам; и долго из разных концов села доносились голоса поющих и заливистые звуки баяна и аккордеона.
Надя, Ксюша, Дина и Ульяна убирали со столов и мыли посуду.
-Мама, а кто этот Егор?
-Понравился? Хороший парень, второй год у нас ветврачом работает. Безотказный такой; кто не попросит -всегда придёт, поможет.
Две недели отдыха пролетели быстро. Не успели наговориться с мамой, а уже пора возвращаться. Машина неслась по шоссе, слегка шурша шинами; в салоне играла тихая музыка, а Ксения улыбалась, вспоминая весёлый день рождения мамы. Давно так здорово ей не было. Только вошла в свою квартиру, зазвонил телефон. Кирилл.
-Словно в бинокль смотрел -подумала Ксения.
- Ксюша, привет! Как отдохнула? Маму от меня поздравила?
-Здравствуй, Кирилл! Отдохнула прекрасно, а от тебя поздравить забыла. Знаешь, Кира, ты не звони мне больше, не надо.
-Ксюша…
Но она бросила трубку. Зачем он ей такой нужен, когда на него ни в чём положиться нельзя? Она улыбнулась, вспомнив Егора. Он, прощаясь, сказал:
-Ты не будешь против, если я приеду к тебе в гости?
Ксения против не была.