Найти в Дзене

Как избавиться от бардака на складе и внедрить адресное хранение на примере реального кейса

Оглавление

Наладить слаженную бесперебойную работу склада – дело совсем не легкое. Ведь склад – это не просто помещение для хранения различных товаров. В складскую деятельность входит сложная техника и транспортные средства, различные сооружения, используется техника со специализированным ПО и, конечно же, труд людей. В компании «СИТЕК» хорошо знакомы с этим, ведь наши специалисты за более чем 14 лет активной работы помогли автоматизировать работу сотен складов. Мы организовывали адресное хранение на больших и малых складах с различной номенклатурой, внедряли разные автоматизированные системы учета. И мы продолжаем успешно работать в этом направлении, оказывая своим клиентам полный комплекс услуг по автоматизации складов любой сложности и размера.

К нам часто обращаются за консультациями и интересуются: как организовать адресное хранение товаров на складе и автоматизировать все основные складские процессы? Чаще всего такой вопрос возникает, когда руководству конкретного предприятия становится очевидно, что склад работает малоэффективно, регулярно возникают ошибки, нужные товары сложно найти, заказы комплектуются неверно – в общем, царит самый настоящий бардак. При этом обычные грузчики и другие полевые работники склада зачастую проблем не замечают. Они привыкают к кое-как устоявшемуся рабочему процессу и порой просто не видят, что товары хранятся бессистемно, вовремя найти нужную позицию бывает очень сложно, процесс сборки заказов отнимает массу сил и времени, а клиенты часто жалуются. Но все эти, а также другие проблемы отчетливо видит руководство склада и прекрасно понимает, что работа организована неэффективно, а предприятие несет убытки.

Основной причиной возникновения описанных выше проблем является тот самый бардак на складе, когда товары лежат где попало, их приемка осуществляется в ручном режиме, а отгружаются они по принципу «бери, что ближе лежит и откуда легче достать».

В нашей сегодняшней статье мы попробуем разобраться, почему возникает бардак на складе и к каким реальным негативным последствиям он приводит. Также постараемся ответить на вопрос: поможет ли избавиться от бардака на складе внедрение адресного хранения товаров? С чего начать внедрение и как грамотно организовать процесс для достижения наилучшего результата?

В качестве наглядного примера возьмем один из недавних кейсов нашей компании, в рамках которого специалисты «СИТЕК» проводили автоматизацию работы небольшого склада.

Что такое бардак на складе и к чему он приводит?

Некоторое время назад к нам в компанию обратился клиент. Это была организация, которая занимается продажей систем видеонаблюдения и безопасности. Компания имеет в распоряжении небольшой склад площадью менее 100 кв.м. На нем хранится различное оборудование: камеры, блоки питания и дисплеи, упакованные в коробки, провода и прочая мелкоштучная продукция, а также некоторое количество негабаритных товаров.

Заказчик сформулировал задачу следующим образом: внедрить на складе систему адресного хранения товаров и автоматизировать основные складские процессы с помощью мобильных терминалов сбора данных (ТСД). После консультации с нашими специалистами было решено, что автоматизация данного объекта будет производится на базе фирменной разработки нашей компании – мобильного решения «Link-Up Склад».

Склад компании-заказчика представлял собой небольшое помещение со стандартными стеллажами и полками. В основном товар размещался на стеллажах, кроме негабаритных позиций (они просто лежали на полу). Какая-либо внятная система размещения номенклатуры отсутствовала – принимая товары, грузчики просто «распихивали» их на любые свободные места. Более того, на складе присутствовали предметы, которые вовсе не являлись товарами: старая мебель, фрагменты упаковки и ненужный хлам из офиса.

В таких условиях определить точное местоположение конкретного товара не представлялось возможным. Где находится тот или иной товар знал только грузчик, который его принимал. При сборке заказа работник склада был вынужден либо обойти весь склад в поисках требуемой позиции, либо найти того грузчика, который знает, где лежит нужный товар. Соответственно, время комплектации заказов очень сильно варьировалось: один заказ мог собираться часами! В результате такого полного отсутствия системы хранения товаров на складе и возник тот самый бардак, мешающий предприятию нормально работать.

Оценив исходное состояние склада, наши специалисты поняли, что сразу приступить к внедрению автоматизированной системы не получится. Вся работа фактически велась в ручном режиме: приемка/отгрузка товаров, инвентаризация и т.д. При этом часто возникали ошибки, вызванные «человеческим фактором», и недопонимания между сотрудниками.

Данный склад, как и другие подобные ему, столкнулся со всеми последствиями бессистемной работы:

  • в результате неправильного хранения товары часто получали повреждения;
  • сборка заказов шла крайне медленно, при комплектации заказов допускались ошибки;
  • работникам склада сложно ориентироваться и быстро находить нужные позиции;
  • часто отгружается не тот товар, что приводит к возвратам и рекламациям от клиентов;
  • в процессе инвентаризации зачастую выявляется недостача;
  • вновь принятые сотрудники долго адаптируются к хаотичному рабочему процессу;
  • нерационально используются складские площади;
  • требуется большой штат работников, чтобы успевать комплектовать заказы.
-2

Для решения данного комплекса проблем требуется навести на складе порядок, систематизировать его работу, внедрить адресное хранение и максимально автоматизировать рабочие процессы. Как это сделать и с чего начать?

Порядок – прежде всего

Автоматизировать процессы на складе можно путем внедрения полноценной WMS системы или с помощью упомянутого выше решения «Link-Up». Обе системы используют методику штрихкодирования номенклатуры и мест хранения, позволяя организовать адресное хранение товаров на складе.

Однако прежде чем приступать к внедрению любой из этих систем, необходимо физически навести на складе порядок. И мы сейчас не о генеральной уборке (хотя и ее бывает необходимо сделать), а о комплексе мер по систематизации и организации грамотного хранения товаров на полках и стеллажах.

Нужно оценить параметры складского помещения и решить, надо ли переставить стеллажи, чтобы освободить дополнительное пространство на складе, какие стеллажи лучше использовать, сколько полок организовать, нужны ли боковые перегородки и сколько. Нужно проанализировать и четко понять, как максимально эффективно использовать возможности конкретного складского помещения исходя из габаритных и весовых характеристик хранящейся в нем номенклатуры. Если склад работает с негабаритными товарами, им требуются специализированные места хранения. Если какие-то товары требуют определенных условий хранения (температура, влажность воздуха и т.д.), нужно выделить для них особые зоны и установить необходимое оборудование.

Это все – общая теория. Вернемся к конкретному кейсу. Очевидно, что до непосредственного внедрения адресного хранения нашему клиенту требовалось убрать со склада весь мусор, рассмотреть схему помещения и решить вопрос о перестановке стеллажей (нужно их переставлять или нет). Организовать ячейки хранения для мелкоштучной продукции, определиться с тем, как классифицировать поступающий товар (по брендам, по срокам годности, по степени востребованности клиентами и т.д.).

После наведения элементарного порядка и структурирования склад уже начинает работать немного быстрее и эффективнее. Это говорит о том, что наличие простой системы в организации мест хранения на складе ускоряет и упрощает его работу. Поэтому первое, что сделали наши специалисты – совместно с руководством склада компании-клиента составили подробный список всех организационных вопросов и помогли найти оптимальные решения.

-3

План грамотного внедрения адресного склада

Когда причины появления бардака на складе выявлены, наведен физический порядок в помещении и составлен список всех организационных вопросов, можно приступать к составлению «дорожной карты» по непосредственно автоматизации склада. В этом документе подробно описываются все этапы внедрения выбранной автоматизированной системы. В рассматриваемом нами сегодня случае такая дорожная карта для нашего клиента включала в себя 6 этапов.

Главным условием для автоматизации любого склада с использования ТСД всегда является обязательная маркировка всех товаров штрихкодами. На складе нашего клиента часть товаров штрихкодов не имела, т.к. поставщики данных товаров не маркировали свою продукцию. Поэтому первый этап дорожной карты предполагал организацию маркировки всех вновь поступающих товаров на склад. Чтобы организовать этот процесс было закуплено оборудование (ТСД и мобильный принтер для печати этикеток) и составлена технология маркировки товаров. Все новые товары, поступающие на склад, маркировались, а при отгрузке в первую очередь отбирались старые товары без штрихкодов. Это позволило в достаточно короткие сроки «вымыть» со склада большую часть немаркированных товаров и заместить их новыми промаркированными.

Второй этап дорожной карты заключался в организации ордерной схемы приемки товаров. После его окончания удалось разделить зоны ответственности оператора склада и полевых работников, осуществляющих сборку заказов для клиентов. Склад начал формировать приходные ордера.

На третьем этапе был запущен процесс маркировки оставшихся на складе номенклатурных позиций без штрихкодов. В системе 1С были созданы штрихкоды для всех таких позиций, также была настроена печать этикеток с ТСД на мобильные принтеры. После завершения данного этапа 100% товаров на складе были промаркированы и учтены в системе 1С – можно было осуществлять контроль их перемещений и отгрузки.

Четвертый этап включал в себя внедрение ордерной схемы отгрузки товаров. Для всех работников склада были настроены персональные ТСД для проведения этой операции, а в учетную систему 1С добавлены соответствующие настройки. Склад компании-клиента полностью перешел на ордерную схему работы (приемка и отгрузка). Зоны ответственности операторов и складских работников окончательно разделились, практически полностью исчезли ошибки и недочеты на всех этапах работы по причине «человеческого фактора». Склад стал работать заметно быстрее.

На пятом этапе помещение склада было очищено от неликвида и посторонних предметов, которые не относились к товарам или складскому хозяйству. Стеллажи были оборудованы лотками для мелкоштучной продукции. После проведения этих манипуляций на складе освободилось больше места и стало возможно организовать ячейки для адресного хранения товаров.

В заключении (на шестом этапе) была проведена главная работа. Она состояла в непосредственном внедрении на складе адресного хранения товаров и полной автоматизации основных процессов. Была проработана топология склада, все полки на стеллажах были разбиты на отдельные ячейки и сразу промаркированы. Все негабаритные и тяжелые предметы были размещены на полу в специально организованных зонах. Затем в учетной системе 1С были заполнены справочники адресного хранения товаров, добавлены массогабаритные характеристики номенклатуры. Затем весь товар документами перемещения из одной виртуальной ячейки был распределен в системе по реальным ячейкам на стеллажах.

По окончании всех этапов система учета стала «знать» обо всех местах хранения, а также обо всех товарах, которые были размещены в этих ячейках. Никому из работников склада больше не нужно держать эту информацию в голове. Когда нужно отобрать определенный товар для комплектации заказа, сотрудник склада просто получает на ТСД точную информацию о том, к какой ячейке на каком стеллаже нужно обратиться. В результате время на комплектацию заказов сокращается в разы, ошибки практически не возникают, а инвентаризация перестает быть «головной болью».

-4

Конечно, у каждого склада своя специфика, поэтому данную дорожную карту нельзя просто один в один перенести на другой склад – всегда будут нюансы или даже серьезные отличия. Однако описанные 6 этапов внедрения адресного хранения «с нуля» по своей сути справедливы для любого склада независимо от его размера и сложности. Основная схема всегда одинакова: сначала на складе нужно навести физический порядок, затем провести подготовительную работу с постепенным включением ордерной схемы приема и отгрузка товаров, и лишь после этого можно непосредственно включать полноценное адресное хранение товаров.

Какие преимущества дает адресное хранение?

Почему мы уделяем так много внимания адресному хранению товаров на складе? Почему это так важно? Давайте попробуем понять, в чем преимущества такого типа хранения товаров. Почему стоит «заморочиться» и внедрить систему штрихкодирования с использованием ТСД даже на небольшом складе.

Данная схема размещения и хранения товаров на складе на сегодняшний день является наиболее эффективной и позволяет заметно ускорить и упростить работу склада. Адресное хранение товаров предполагает маркировку штрихкодами всех товаров, а также всех мест хранения (стеллажей, полок, ячеек, паллет, коробок и т.д.). Информация заносится в автоматизированную систему, которая используется для управления работой склада. При поступлении товара система в автоматическом режиме находит для него оптимальное место хранения согласно установленным правилам.

Это освобождает работников склада от необходимости постоянно помнить, где хранится тот или иной товар, есть ли свободное место на полке и т.д. Всю работу по распределению товаров делает автоматизированная система. Задача работников склада – сканировать штрихкоды с ячеек хранения и упаковок, а затем размещать товары там, где указала система. Отбор позиций осуществляется по такому же принципу: нужно взять товар из той ячейки, которую укажет система, отсканировать его штрихкод и ввести количество отобранного товара. При этом на складе сохраняется порядок и быстрее освобождаются наиболее востребованные ячейки хранения.

При использовании адресного хранения товаров можно значительно упростить процессы учета и инвентаризации на складе, организовать категорирование товаров с помощью АВС-анализа, а также автоматизировать такие процессы, как возврат товара поставщику или прием возврата от покупателя.

В сухом остатке, основные преимущества адресного хранения товаров таковы:

  • эффективное использование складских площадей;
  • сокращение времени на сборку заказов;
  • оптимизация работы персонала и маршрутов техники;
  • полностью исключается пересортица товаров;
  • не требуется длительное обучение новых сотрудников;
  • возможность автоматизации учетных операций;
  • увеличение производительности труда работников склада.
-5

Выводы

Если на вашем складе царит бардак на физическом уровне, навести на нем порядок можно и нужно даже без внедрения адресного хранения: банально убрать весь мусор, грамотно расставить стеллажи и обеспечить оптимальные проходы между ними, определить места хранения мелкоштучного и негабаритного товара. Эта работа уже сама по себе приведет к увеличению эффективности работы склада.

Но если бардак наблюдается непосредственно в складских процессах, когда товары размещаются кое-как, никто из грузчиков не знает точно, где находится тот или иной товар и сколько его осталось на складе, когда на сборку заказов уходит много времени, а в итоге они все равно возвращаются на склад из-за неверной комплектации – в этом случае без автоматизации склада и внедрения адресного хранения для решения проблемы не обойтись.

Сложно представить себе работу современного (особенно большого) склада, на котором бы не использовалась автоматизированная система учета товаров. Такой склад просто не может на равных конкурировать с автоматизированными складами. Применение системы штрихкодирования упрощает и ускоряет процессы приемки и отгрузки товаров, исключает ошибки и пересортицу. Наш сегодняшний пример показал, что даже небольшой склад не может эффективно работать в ручном режиме без адресного хранения товаров – на нем обязательно рано или поздно возникнет бардак.

Однако комплексно устранить бардак на складе и внедрить на нем автоматизированную систему – задача не из легких. Успешно ней справиться могут только профессионалы, знающие все о правилах и принципах складской деятельности, разбирающиеся в современных автоматизированных системах и оборудовании для организации штрихкодирования на складе. Если неверно сформулировать задачи, неправильно составить дорожную карту и не иметь представления о том, как правильно настраивать ПО для автоматизации работы склада, можно не только не избавиться от бардака, а даже усугубить его.

Специалисты компании «СИТЕК» обладают всеми необходимыми знаниями и опытом в вопросах автоматизации работы складов любой степени сложности. Мы готовы провести эту работу в кратчайшие сроки с учетом всех ваших пожеланий. Обращайтесь!