Найти тему

#ВоспоминанияМАХ

«Вообще собирание такой коллекции требовало от отца большой, кропотливой работы. Приходилось много ездить по разным адресам, наводить справки, принимать у себя дома владельцев картин, и, что самое главное, надо было уметь разобраться в картине: определить автора, если картина не подписана, а если даже и подписана, то надо было еще определить подлинность ее… Ведь нередко попадались и подделки, так называемые «фальшаки». В этом отношении отца обмануть было невозможно, а потому в его коллекцию «фальшаки» попасть не могли. Он разбирался в живописи русских художников лучше многих экспертов и искусствоведов, и поэтому к нему часто обращались за помощью и советом сотрудники Русского музея и другие коллекционеры. Отец, например, утверждал, что работы Репина он может определить с завязанными глазами, на ощупь, по характеру мазков красок, по фактуре поверхности. Однажды он это доказал, поспорив с друзьями: ему завязали глаза и разложили перед ним несколько работ разных авторов, но одинакового размера, и он действительно, проведя рукой по всем картинам, определил работу Репина!


[…] Когда отец приобретал какую-нибудь новую вещь для своей коллекции, он ставил ее на мольберт в мастерской или столовой для всеобщего обозрения и приглашал своих ближайших друзей-художников, чтобы они тоже посмотрели это приобретение и высказали свое одобрение. Здесь же состоялось обычно и обсуждение новой вещи, возникали споры, переходящие затем в долгие разговоры об искусстве вообще. Слушать эти разговоры было всегда интересно и полезно — ведь велись они людьми компетентными, знающими свое дело и хорошо разбирающимися в тонкостях.


Были в коллекции отца картины, которые я лично не понимал или которые мне не нравились. Так, например, я не понимал вещей Сапунова, не «доходили» до меня интерьеры Марка Шагала и удивляло несоответствие всему собранию творчества Бориса Григорьева!.. И если я просил отца объяснить мне, в чем достоинство или прелесть того или иного произведения, он мне объяснял. Но если я ему прямо высказывал свое «несогласие» с какой-либо картиной, он ни в какие объяснения не вступал, а только бросал на меня весьма выразительный взгляд, означающий: «Ну что ты понимаешь? Что с тобой разговаривать?» — и обиженно отворачивался».


Е. И. Бродский. Воспоминания об отце.

Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939)
Подсолнухи. Из цикла Расея
1917—1918
Холст, масло
НИМ РАХ
Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) Подсолнухи. Из цикла Расея 1917—1918 Холст, масло НИМ РАХ