Во всех культурах смерть рассматривается как одно из важнейших событий на жизненном пути человека. Уход из «этой» жизни означает переход в «иной» мир, мир предков. В период траура живые и умерший составляют особое сообщество, находящееся между миром живых и миром мёртвых.
Как считали древние китайцы, в ритуале нет ничего важнее траура. Траурные церемонии зафиксированы в сборнике «Ли цзи» («Записи о ритуале»), который был составлен I в. до н. э.
Зачем устанавливались строгие правила ношения траура?
Строгое выполнение предписанных норм преследовало три цели:
- обезопасить переход умершего в другой мир;
- выразить чувства любви и уважения к умершему;
- нейтрализовать для родственников покойного опасность, вызванную наступившим взаимодействием между смертью и жизнью.
От выполнения ритуалов зависела будущая стабильная жизнь и процветание живых членов семьи.
От чего зависела длительность траура?
Существовало несколько степеней траура:
- самый строгий траур длился три года. Его носили дети по отцу, жена – по мужу, отец семьи – по старшему сыну главной жены;
- годичный траур сын носил по матери, муж – по жене, по деду и бабушке, дядьям и теткам, братьям;
- девятимесячный или семимесячный траур касался родственников (детей, братьев, сестер) умерших в несовершеннолетнем возрасте;
- трехмесячный траур соблюдали по прадеду и прабабке; простолюдины носили такой траур по умершему государю.
Продолжительность траура определялась степенью родства с умершим, а также глубиной скорби, которую ощущали близкие.
В чем выражались пищевые траурные ограничения?
Самый суровый траур требовал: не вкушать пищу в течение трёх дней, после разрешалось есть чжоу (отварные злаки со сладким наполнителем), приготовленную из одного и (старая весовая единица, равная 1/16 части цзиня, кит. фунта, равного примерно 0,5 кг) зерна, пить можно было только воду. На третий месяц после похорон некоторые ограничения снимались, в частности, в отношении употребления мяса, вина.
Для тех, кто носил девятимесячный траур, пост был короче: уже после похорон им разрешалось есть мясо, пить вино. Однако они не могли принимать пищу в компании. Соблюдавшим пятимесячный или трёхмесячный траур разрешалось пропустить всего один-два приема пищи.
Тому, кто по состоянию здоровья не мог есть чжоу, разрешалось при приготовлении блюда добавлять овощи. Если во время соблюдения траура человек заболевал, с него снимались все ритуальные ограничения.
Как выглядела траурная одежда?
Одежда для траура была наиболее простой. При подготовке такого платья всего лишь вырезали ножом из куска материи необходимую форму, ее не обрабатывали и даже не сшивали.
Материал для траурного платья изготавливался из растений, относящихся к лубяным культурам. У растений сначала отделяли от ствола волокнистый верхний внешний слой, затем, разрывая его на волокна.
Далее с помощью вымачивания и отбивания удаляли клейкое вещество, разделяя луб на мягкие волокна. Получившуюся пряжу белили, пряли, превращая в нить, необходимую для изготовления ткани.
Нить, из которой изготавливались платья для траура, проходила очень простую обработку, поэтому у нее отсутствовал выраженный белый цвет. Ткань была рыхлой и неровной.
Как вы думаете, какую цель преследовало ношение такой неудобной, некрасивой траурной одежды?
Каких еще сфер жизни касались траурные ограничения?
Те, кого смерть ввела в сакральное, «нечистое» состояние, нуждаются в изоляции от общества, поэтому, соблюдая траур по родителям, почтительный сын должен был жить в специально сооружённой соломенной хижине, даже не обмазанной глиной, спать на циновке, подушкой служил ком земли.
Запрет делить ложе с супругой распространялся на срок от трёх месяцев до года.
Существовал запрет заниматься музыкой и мыть голову в течение ста дней.