Найти тему
Navygaming Channel

«Бруклины» против «Токийского экспресса»: гибель «Хелены» в заливе Кула/Часть 1. Начало было удачным...

На нашем канале мы уже неоднократно рассматривали отдельные этапы боевой службы и крейсеров типа "Бруклин", и конкретно крейсера "Хелена" в частности. По этой причине мы не будем повторять все сказанное, и будем иногда ссылаться на ранее опубликованные материалы, например на представленные в данных ссылках - в них боевая служба "Хелены" до рассматриваемого эпизода, так что читайте об этот ЗДЕСЬ, или ТУТ. Но по кораблям этого типа статей на канале больше.
Крейсер "Хелена", середина 1943 года
Крейсер "Хелена", середина 1943 года

Итак, как показал проведенный ранее небольшой анализ боевых действий в 1941-1943 годах на Тихом океане (в предыдущих статьях), на долю крейсера «Хелена» выпала достаточно большая нагрузка, и бывали моменты, когда этот крейсер был единственным из «бруклинов», участвующим в напряженных боях, которые развернулись в районе Гуадалканала. И в этих боях основным противником легкого крейсера, как и других легких боевых кораблей ВМС США, все чаще и чаще становились легкие силы японского флота (в основном - эсминцы), обеспечивающие свои части и подразделения на многочисленных Соломоновых островах.

Крейсера СL-49 «Сент-Луис», СL- 50 «Хелена» и СL-48 «Гонолулу» в районе Соломоновых островов, июнь 1943 года
Крейсера СL-49 «Сент-Луис», СL- 50 «Хелена» и СL-48 «Гонолулу» в районе Соломоновых островов, июнь 1943 года

Все началось практически одновременно с началом битвы за Гуадалканал (7 августа 1942 года – 9 февраля 1943 года), когда силами морской пехоты США удалось захватить несколько плацдармов, в том числе и строящийся аэродром, впоследствии получивший название Гендерсон-Филд. Господство американцев в воздухе заставило командующего Объединенным флотом адмирала Исороку Ямамото перейти к использованию быстроходных военных кораблей для снабжения островных гарнизонов. Японцы стали доставлять грузы в ночное время, как правило, переоборудованными в скоростные транспорты эсминцами (иногда при поддержке легких /тяжелых крейсеров), которые было сложнее обнаружить, а угроза атаки с воздуха для них практически отсутствовала. Данный способ получил у японцев название «крысиная перевозка», а у союзников – «Токийский экспресс».

Соломоновы острова и пролив «Слот» – арена яростных сражений американских и японских легких сил в годы Второй мировой
Соломоновы острова и пролив «Слот» – арена яростных сражений американских и японских легких сил в годы Второй мировой

Командовал «Токийским экспрессом» вице-адмирал Райдзо Танака. Корабли «экспресса» базировались на Шортлендских островах и обычно успевали совершить прямой и обратный рейс за одну ночь по проливу Нью-Джорджия, во время войны более известному как «Слот» («Щель»). Рейсы «Токийского экспресса» начались сразу после боя у острова Саво в августе 1942 года, продолжались в течение всей кампании на Соломоновых островах и прекратились, когда один из последних рейсов «экспресса» был почти полностью уничтожен в бою у мыса Сент-Джордж 26 ноября 1943 года. Именно в бою с одним таким «экспрессом» и «повстречался» крейсер «Хелена» в 1943 году.

Японские эсминцы последних типов – основа «Токийских экспрессов». На фотографии – эсминцы «Амагири», «Асагири», «Югири» из 20-го дивизиона
Японские эсминцы последних типов – основа «Токийских экспрессов». На фотографии – эсминцы «Амагири», «Асагири», «Югири» из 20-го дивизиона

К началу июля 1943 года центр боев переместился от Гуадалканала и Тулаги к островам Нью-Джорджия и Коломбангара, в районе которых и действовал крейсер «Хелена» в составе соединения TF.36 контр-адмирала Эйнсуорта.

Крейсер СL-48 «Гонолулу» ведет огонь по японским позициям на островах, май 1943 года
Крейсер СL-48 «Гонолулу» ведет огонь по японским позициям на островах, май 1943 года

Ночью 4 июля 1943 года оперативная группа 36.1 (TG 36.1) ВМС США в составе 3 легких крейсеров и 4 эсминцев под командованием контр-адмирала Эйнсуорта провела артобстрел японских позиций в Эногаи-Инлит и Вила-Станморе. Затем, возвращаясь на Эспириту-Санто для пополнения боеприпасов и топлива, соединение получило приказ командующего силами Юго-Западной части Тихого океана адмирала Хэлси перехватить очередной рейс «Токийского экспресса» с Бугенвиля на Нью-Джорджию, везущий подкрепление для гарнизона Мунды. Совершив обратный переход на большой скорости, соединение прибыло в залив Кула в ночь с 5 на 6 июля 1943 года.

Легкий крейсер СL-50 «Хелена» в 1940 году, активный участник боев в районе Соломоновых островов
Легкий крейсер СL-50 «Хелена» в 1940 году, активный участник боев в районе Соломоновых островов

К этому времени американские командиры уже не испытывали первоначального "ужаса" перед ночными боями и приобрели определенный опыт. Американцы предполагали навязать японцам артиллерийский бой, используя свое преимущество в РЛС. Однако они не подозревали о наличии у японцев дальнобойных торпед, ставших вскоре известных как «длинные копья» (LongLance) и значительно превосходивших по дальности стрельбы американские аналоги. Поэтому, когда в ходе операции эсминец «Стронг» неожиданно получил торпеду в борт, американское командование сочло это атакой подлодки, внезапно появившейся в этом районе. В действительности же торпеда была пущена с эсминца «Ниидзуки» из состава «Токийского экспресса».

Эсминец «Стронг» - жертва японских «Лонг Лэнсов», июль 1943 года (фото сделано с крейсера «Гонолулу»)
Эсминец «Стронг» - жертва японских «Лонг Лэнсов», июль 1943 года (фото сделано с крейсера «Гонолулу»)

Эсминец «Стронг» затонул в течение нескольких минут, под огнем береговых батарей противника большая часть экипажа перешла на эсминец «Шевалье». Остальных членов экипажа позднее подобрал из воды эсминец «Гвин», охранявший транспорты. Но на этом бой еще не закончился.

Все, что произошло в ночь с 5 на 6 июля, достаточно хорошо описано в литературе, поэтому мы воздержимся от полного изложения всего боя. Нас больше интересует судьба одного корабля и действия его экипажа, а именно - крейсера "Хелена".

Крейсер СL-50 «Хелена» ведет артобстрел аэродрома Мунда, май 1943 года
Крейсер СL-50 «Хелена» ведет артобстрел аэродрома Мунда, май 1943 года

Итак, после ночной операции, в результате которой погиб эсминец «Стронг», днем 5 июля соединение контр-адмирала Эйнсуорта в составе трех легких крейсеров «Гонолулу» – флагман, «Хелена», «Сент-Луис» (9-я дивизия) и 21-я эскадры эсминцев («Николас», «О’Бэннон», «Рэдфорд», «Дженкинс») получило задачу по перехвату очередного «Токийского экспресса».

Легкий крейсер СL-48 «Гонолулу», флагман «Хелены» в ее последнем бою
Легкий крейсер СL-48 «Гонолулу», флагман «Хелены» в ее последнем бою

Американское соединение могло находиться в районе ожидания противника только до 2 часов ночи, поскольку запаса топлива у кораблей практически не оставалось. Когда до момента ухода оставалось всего 20 минут (как же часто такое происходило в военной истории!), с поста РЛС поступил доклад об обнаружении примерно в 11 милях приближающихся кораблей. На экране РЛС высветились две группы целей, опознанных как миноносцы: одна в составе пяти, а вторая – четырех кораблей.

Погрузка 127-мм снарядов на эсминец «Николас» перед походом, в ходе которого произошёл бой в заливе Кула.
Погрузка 127-мм снарядов на эсминец «Николас» перед походом, в ходе которого произошёл бой в заливе Кула.

В действительности японское соединение под командованием контр-адмирала Акияма Тэру прибыло в залив Кула раньше американцев. Японский «экспресс» состоял из двух транспортных отрядов: 1-я транспортная группа: эсминцы «Мотидзуки», «Микадзуки», «Хамакадзе»; 2-я транспортная группа: эсминцы «Нагацуки», «Сацуки», «Амагири», «Хацуюки»; и группы прикрытия: эсминцы «Ниидзуки» – флагман, «Судзукадзе», «Таникадзе». Особенностью данного «экспресса» заключалась в том, что его флагман – эсминец «Ниидзуки» был оборудован радаром, который уже дал результат – благодаря именно его целеуказаниям ранее был потоплен «Стронг».

Из двух транспортных групп первая, подойдя к острову Коломбангара, начала высадку войск, в то время как остальные корабли соединения продолжили движение на юг вглубь залива. И в тот момент, когда вторая транспортная группа получила приказ отвернуть на запад и начать высадку войск в Виле, а группа прикрытия (3 эсминца) продолжила движение на север, их обнаружили американцы.

Легкий крейсер СL-49 «Сент-Луис», напарник «Хелены» в ее последнем бою (фото сделано в ноябре 1942 года)
Легкий крейсер СL-49 «Сент-Луис», напарник «Хелены» в ее последнем бою (фото сделано в ноябре 1942 года)

В составе соединения крейсер «Хелена» шел в центре колонны крейсеров, имея впереди себя флагман – «Гонолулу», позади «Сент-Луис». Отметим, что в этот раз американский адмирал достаточно грамотно распорядился своими четырьмя эсминцами, разделив их на две группы, находящиеся в авангарде и арьергарде соединения.

И в очередной раз американская техника не подвела – японские корабли были обнаружены на дистанции почти 22 км, однако американский адмирал не торопился открывать огонь, стараясь маневрами сократить дистанцию и обеспечить своим крейсерам максимальный бортовой залп. Эффект неожиданности был потерян – за 10 минут до открытия огня американское соединение было обнаружено с японского флагмана (ЭМ «Ниидзуки») визуально.

Крейсер СL-50 «Хелена» ведёт огонь по японским эсминцам в заливе Кула (фото с борта лёгкого крейсера СL-48 «Гонолулу»), по этим вспышкам японцы и наводили свои торпедные аппараты
Крейсер СL-50 «Хелена» ведёт огонь по японским эсминцам в заливе Кула (фото с борта лёгкого крейсера СL-48 «Гонолулу»), по этим вспышкам японцы и наводили свои торпедные аппараты

В 01:57 первым из американских кораблей огонь открыл крейсер «Хелена». Остальные американские корабли медлили, так как их командиры пытались оценить, можно ли сначала провести торпедную атаку. Первыми же залпами «Хелены» был накрыт головной эсминец группы прикрытия «Ниидзуки», который, получив множество попаданий, быстро затонул почти вместе со всем экипажем и контр-адмиралом Акиямой, командующим японским отрядом, в пяти милях к востоку от Коломбангара.

Эсминец «Акидзуки», именно к этому типу принадлежал эсминец «Ниидзуки», уничтоженный огнем американских крейсеров в бою в заливе Кула
Эсминец «Акидзуки», именно к этому типу принадлежал эсминец «Ниидзуки», уничтоженный огнем американских крейсеров в бою в заливе Кула

С учетом того, что по данным С.Э. Моррисона артиллерийский огонь был открыт на дистанции около 6 800 ярдов (6 100 м), такой результат был очевиден. «Хелена» вела эффективный огонь, но он же оказался для нее самоубийственным.

В книге «Американский флот во Второй мировой войне. Прорыв барьера у архипелага Бисмарка. Июнь 1942 – май 1944» С.Э. Морисон приводит интересную причину «повышенного» внимания японских торпедистов к «Хелене»: «… на кораблях сверкнуло пламя, особенно на «Хелене», так как у нее не было беспламенного пороха; у других крейсеров был беспламенный порох на три-четыре первых залпа».

Японские эсминцы «Судзукадзе» и «Таникадзе» из состава группы прикрытия, не имея РЛС, наводили свои торпедные аппараты, ориентируясь по вспышкам выстрелов «Хелены». В течение минуты они сделали каждый по полному восьмиторпедному залпу и, отделавшись легкими повреждениями, ушли в западном направлении, поставив дымовую завесу.

Казалось бы, «чистая» победа была уже у американцев, но.... Согласитесь, когда вроде все хорошо всегда появляется это проклятое "НО",)))

Окончание следует.

Источники: N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Дашьян, А.В. С.В, Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1)/А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 1 (58) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.В. С.В, Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 3 (60) – 2004. – 32 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Прорыв барьера у архипелага Бисмарка – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2003. – 599 с. ; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Патянин, С.В. Крейсера типа «Бруклин»/С.В.Патянин, М.Ю.Токарев //Морская кампания, № 9 (октябрь) – 2007. – 64 с.; Патянин, С.В. Самые скорострельные крейсера. От Перл-Харбора до Фолклендов / С.В.Патянин, М.Ю.Токарев.- М.: Яуза: ЭКСМО, 2011.-112 с.