Найти в Дзене
Navygaming Channel

Крейсер "Хелена» в огне сражений: от Перл-Харбора до залива Кула/Часть 1. Утро под бомбами...

Как часто бывает в военно-морской истории, корабль, обладающий уникальными техническими характеристиками и боевыми возможностями, или бесславно проводит время в гавани и безрезультатных походах, или же погибает в первых боях начавшейся войны. Американский легкий крейсер «Хелена» (тип "Бруклин") тоже можно отнести к этой категории невезучих – самый современный из девяти кораблей серии, вошедший в строй накануне войны, сразу же был поврежден и затем после ремонта, прослужив чуть больше года, стал единственным крейсером этого типа, погибшим в годы Второй мировой войны. Ну а теперь давайте вспомним судьбу этого корабля более подробно.

Вид от пирса 1010 в Перл-Харборе на сухой док, 7 декабря 1941 года
Вид от пирса 1010 в Перл-Харборе на сухой док, 7 декабря 1941 года

После ввода в строй в сентябре 1939 года «Хелена» была переведена на Тихий океан с местом базирования в Перл-Харборе, где и получила боевое крещение 7 декабря 1941 года во время удара японской палубной авиации по базе ВМС США на Тихом океане. Из девяти «бруклинов» четыре ("Хелена", "Сент-Луис", "Гонолулу", "Феникс") находились как раз в Перл-Харборе, причем на долю «Хелены» пришлись самые тяжелые повреждения.

К моменту атаки крейсер был пришвартован левым бортом к пирсу № 1010, практически напротив стоянки линкоров у острова Форд – на траверзе крейсера наблюдался линкор «Калифорния», а с правого борта крейсера стоял минный заградитель «Оглала». Остается только догадываться, почему во время первой атаки одна торпеда досталась именно крейсеру.

Плавмастерская «Оглала», середина 20-х годов ХХ века
Плавмастерская «Оглала», середина 20-х годов ХХ века
Как пишет С.Э. Морисон в своей книге «Восходящее солнце над Тихим океаном»: «… хотя в Перл-Харборе находилось 94 корабля американского военно-морского флота, из которых можно было выбирать, японцы хорошо знали, чего хотели. Главной их целью были 8 линкоров…».

И как видно из описаний событий именно на линкоры и пришелся первый удар. По мнению С. Патянина и М. Токарева («Самые скорострельные крейсера. От Перл-Харбора до Фолклендов»), целью японского торпедоносца был линкор «Пенсильвания», флагман американского Тихоокеанского флота, место которого у пирса и было занято крейсером и минным заградителем. Как видим, действия японцев были в чем то "шаблонным" - бить туда куда учились, ))

Атака японских торпедоносцев B5N2 «Кейт» на Перл-Харбор (рисунок)
Атака японских торпедоносцев B5N2 «Кейт» на Перл-Харбор (рисунок)

Выписка из рапорта о нападении на Перл-Харбор (Report of Pearl Harbor Attack), составленного капитаном корабля кэптеном Р. Инглишем:

«… самолеты были обнаружены над островом Форд приблизительно в 07.57. На высоте приблизительно 4 000 футов они были идентифицированы как японские. Матрос 1-й статьи Флуд, совсем недавно служивший в Азиатском флоте и хорошо знавший японские самолеты, безошибочно узнал их и немедленно отправился на сигнальный мостик для доклада вахтенному офицеру. Энсин Джонс, исполнявший обязанности вахтенного офицера, без промедления включил сигналы общего сбора и объявил по громкой связи: «Японские самолеты бомбят остров Форд. Всем занять боевые посты. Вскрыть боксы подготовленного боезапаса. ... Орудия «Helena» были готовы к открытию огня приблизительно в 08.01».

Как бы то ни было, но сброшенная с В5N2 "Кейт" в 07.56 торпеда тип 91 мод.2 с более чем 200 кг ВВ прошла под днищем минзага и поразила крейсер «Хелена» в правый борт перед носовым машинным отделением, примерно в 5,5 м ниже ватерлинии. Корабль резко подбросило вверх, по корпусу прошла сильная вибрация, столб воды поднялся над крейсером на высоту мачт. Взрывом на «Хелене» был практически уничтожен подводный борт между 72-м и 77-м шпангоутами, носовое машинное отделение (МО) крейсера было затоплено мгновенно, а за ним и котельные отделения (КО) № 2 и № 1, пульт управления котельным отделением № 1 и № 2, крейсер был мгновенно обесточен.

Схема гавани Перл-Харбора и место стоянки крейсера CL-50 «Хелена»
Схема гавани Перл-Харбора и место стоянки крейсера CL-50 «Хелена»

Вновь обратимся к официальному рапорту капитана корабля кэптена Р. Инглиша:

«... 4. Собственные потери и повреждения.
а. Прямое попадание. Одна торпеда, по наблюдениям команды сброшенная самолетом, летящим от южной оконечности острова Форд, с расстояния примерно 500 ярдов. Сброс торпеды произошел приблизительно через минуту после объявления общей тревоги и приблизительно через полторы минуты после обнаружения японских самолетов над островом Форд. В это время экипаж по тревоге разбегался по своим боевым постам. Этим объясняется большое число обожженных и контуженных в коридорах во время взрыва. Орудия и автоматы еще не стреляли, поэтому противодействия самолету не было.
Торпеда ударила с очень сильным взрывом в правый борт примерно в район 75-го шпангоута приблизительно на 18 футов ниже ватерлинии.
b. Близкие разрывы бомб. Отмечено приблизительно четыре близких взрыва бомб, которые вызвали гибель нескольких человек и ранения у многих других.
c. Имела место одна штурмовка самолетом, в результате чего ранены несколько человек. Это произошло в самом начале японского нападения, еще до попадания торпеды, вероятно одновременно с боем боевой тревоги (07.57). Отмечено, что этот обстрел помешал прислуге на верхних площадках занять вовремя свои места по расписанию…»
Повреждения крейсера CL-50 «Хелена» от попадания японской торпеды
Повреждения крейсера CL-50 «Хелена» от попадания японской торпеды

Однако экипаж крейсера быстро приступил к борьбе за живучесть, уже через две минуты после взрыва запуск дизель-генератора обеспечил восстановление энергоснабжения, был возобновлен зенитный огонь, еще через полчаса были введены в действие котлы котельного отделения № 3, а затем и котельного отделения № 4. Более того, примерно через 40 минут после начала атаки крейсер был готов дать ход.

Из официального рапорта капитана корабля кэптена Р. Инглиша:

«…а. Большинство успешных попаданий в наши корабли были нанесены именно в первые минуты атаки и прежде, чем мог быть открыт ответный огонь. Как только началось противодействие японским атакам, как было отмечено, самолеты стали отворачивать с курса или держались на большой высоте. Наблюдатели на крейсере отметили, что все последующие бомбы, сбрасываемые на корабль, были нацелены на нос или кормовую часть, но никак не в среднюю часть, где 1,1-дюймовая батарея и 5-дюймовая батарея 38-калиберных орудий вели очень плотную стрельбу. Был отмечен момент, когда самолеты, нацеливавшиеся прямо на крейсер «Хелена», благодаря его стрельбе изменяли курс и атаковали «Dowries», «Cassin» и «Shaw», заводившийся в сухой док. В другом случае японские самолеты, уклонявшиеся от стрельбы крейсера, в беспорядке сбросили бомбы далеко от носа корабля с правого борта. Это было в той же атаке, когда японцы бомбили линкор «Невада», проходящий мимо пирса 1010.

Ремонт повреждения правого борта крейсера СL-50 «Хелена» от повреждений, полученных в Перл-Харборе
Ремонт повреждения правого борта крейсера СL-50 «Хелена» от повреждений, полученных в Перл-Харборе

…3. Взрыв торпеды произошел приблизительно через минуту после того, как прозвучали сигналы тревоги. В связи с этим команда не могла оказать противодействия. Многие еще не прибыли на посты, некоторые были убиты и некоторые были ранены. Котел № 3 был под парами, носовое машинное отделение держалось в готовности. Генератор № 2 также был под нагрузкой. Когда торпеда поразила отсек машинного отделения, на корабле полностью погас свет и пропали энергоресурсы. Команда пробиралась к постам в темноте. В течение минуты помощник машиниста и помощник электрика запустили резервный дизель № 1 и дали с него нагрузку на распредщит.

Персонал резервного дизеля № 2 запустил свой агрегат в течение 2 следующих минут….».

Гавань Перл-Харора в огне, у пирса 1010 стоит крейсер "Хелена"
Гавань Перл-Харора в огне, у пирса 1010 стоит крейсер "Хелена"

В результате торпедного попадания корабль быстро набрал много воды, однако ее распространение по кораблю быстро удалось остановить, при этом забортная вода помешала образованию крупных очагов пожара на борту. Кроме того, сообщалось еще о четырех близких разрывах бомб, один из которых произошел в 20 метрах от правого борта, в районе правой кормовой 127-мм башни – в надстройках правого борта оказалось много осколочных пробоин.

Несмотря на повреждения, командиру и экипажу удалось организовать отпор противнику. Как пишет С.Э. Морисон: «…Огонь орудий главного калибра «Хелены» и 37-мм зенитных батарей (так у Морисона, видимо, имеется ввиду 127-мм батарея) был эффективен, большинство пикирующих бомбардировщиков не рисковало появляться над кораблями, и бомбы сбрасывались или впереди корабля, или за его кормой. «Хелена», будучи крепко пришвартована, не затонула …».

Крейсер СL-46 «Феникс» у «линкорного ряда» в Перл-Харборе, 7 декабря 1941 года - этому "систершипу" "Хелены" повезло больше.
Крейсер СL-46 «Феникс» у «линкорного ряда» в Перл-Харборе, 7 декабря 1941 года - этому "систершипу" "Хелены" повезло больше.

Вот как описывает командир корабля действия подчиненных для предотвращения взрыва котлов в котельных отделениях № 1 и № 2:

«... в носовом котельном отделении персонал боролся с поступлением воды и самым срочным порядком гасил котел № 3 и вспомогательные устройства котла. Когда офицер В-дивизиона энсин Вестфаль и старший оператор Вестбрук убедились в полной защищенности котла от взрыва, они уже были по грудь в воде. Вестбрук отмечал, что они покинули отсек ровно в 08.00. К этому времени вода и нефть во 2-й кочегарке уже поднялись до уровня 3-й палубы…. Большинство ранений отмечено из-за ожогов от взрыва, в основном в помещениях B-305-2L, B-306L, B-203-2L и B-204-1L. Остальные ранения отмечены в носовом котельном отсеке: на местах операторов, в котельном отделении № 1 и № 2, а также в носовой машине, в отсеки, которых ударила торпеда. Шесть ранены во время самолетной штурмовки и осколками бомб, из них двое умерли…».

За время отражения налета поврежденный крейсер успел, тем не менее, выпустить 375 - 127-мм снарядов, 3000 - 28-мм и 5000 - 12,7-мм. И по результатам отражения налетов крейсеру «Хелена» засчитали сбитый самолет врага и еще два - на пару с линейным кораблем «Мэриленд». В общем, экипаж «Хелены», потерявший 26 человек убитыми и 71 ранеными, перенес это тяжелое испытание в первые минуты новой войны вполне достойно, проявив мужество и героизм, а также достаточно хорошую выучку.

Повреждения, полученные крейсером «Хелена» в Перл-Харборе, требовали серьезного ремонта, и вскоре, после необходимой подготовки, корабль совершил переход через Тихий океан, чтобы прибыть на верфь «Мэйр Айленд», где почти шесть месяцев простоял в ремонте. Окончание ремонта крейсера как раз совпало с началом активных боевых действий в районе Соломоновых островов.

Вид на верфь «Мэйр Айленд» - справа ремонтируется легкий крейсер СL-50 «Хелена», 13 марта 1942 года
Вид на верфь «Мэйр Айленд» - справа ремонтируется легкий крейсер СL-50 «Хелена», 13 марта 1942 года

А уже 15 сентября 1942 года, действуя в составе соединения TF-18, крейсер участвовал в спасении экипажа авианосца «Уосп», торпедированного японской подводной лодкой I-19. Но впереди крейсер ждали более серьезные испытания, первым из которых стал бой у мыса Эсперанс (или второй бой у острова Саво) 11-12 октября 1942 года.

Но об этом - чуть позже (буквально через пару дней).

Окончание следует...

Источники: N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Дашьян, А.В. С.В, Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 1 (58) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.В. С.В, Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 3 (60) – 2004. – 32 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб:Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Прорыв барьера у архипелага Бисмарка – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2003. – 599 с. ; Патянин, С.В. Гордость британского флота. Легкие крейсера типа «Таун»/ С.В.Патянин.-М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 240 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Патянин, С.В. Крейсера типа «Бруклин»/С.В.Патянин, М.Ю.Токарев //Морская кампания, № 9 (октябрь) – 2007. – 64 с.; Патянин, С.В. Самые скорострельные крейсера. От Перл-Харбора до Фолклендов / С.В.Патянин, М.Ю.Токарев.- М.: Яуза: ЭКСМО, 2011.-112 с..