Найти тему

Что такое выставка? Неочевидное о привычном

Оглавление

Все мы периодически посещаем выставки. Для нас это что-то обычное — просто место, где мы можем приятно провести время и полюбоваться искусством. Но мало кто задумывался о самой сути этого явления. Чем выставки отличаются от постоянной экспозиции, какими они бывают, из чего состоят, кем и зачем организуются? Это явление гораздо глубже и интереснее, чем кажется на первый взгляд.

Современная выставка не только показывает произведения искусства, но и сама является произведением искусства.
Зал выставки «Ответвление»
Зал выставки «Ответвление»

Что такое выставка?

Начнем с очевидного и довольно поверхностного определения. Художественная выставка — это пространство, в котором произведения искусства встречаются со зрителем.

Важный момент: выставка — это временное мероприятие, имеющее свои сроки проведения. В этом смысле его можно противопоставить постоянным экспозициям в музеях, которые всегда доступны посетителям.

Зал выставки «Дом культуры СССР»
Зал выставки «Дом культуры СССР»

Продолжая противопоставление можно сказать, что постоянные экспозиции — это больше про сохранение искусства, а временные выставки — про новые высказывания. Даже если на выставке представлены работы из основной коллекции музея, их покажут в новом контексте.

Но кто создает эти новые контексты, высказывания и сами выставки? Тут главную роль играет куратор. Фактически, выставка = кураторский проект. Подробнее о работе куратора я расскажу в отдельной статье. Но в двух словах, куратор делает свое личное высказывание социально и культурно значимым. С помощью искусства он говорит о чем-то ещё: не просто демонстрирует сами произведения, но с помощью способа их представления доносит до зрителя дополнительные смыслы.

Выставка — всегда про идею, концепцию и её осмысление. Это не набор случайных произведений искусства, а цельное повествование. Каждая выставка рассказывает историю, направляя зрителя определенным способом.

Зал выставки «Диалог во времени и пространстве»
Зал выставки «Диалог во времени и пространстве»

Ещё один важный момент: выставка всегда требует зрителя, это коммуникативное искусство, публичный проект. Выставка хочет быть увиденной наибольшим количеством людей.

Выше я использовала слово «высказывание». И это не просто так. Выставки, особенно современные, на 70% существует в мире языка. В основе выставки, как уже сказано выше, коммуникация. Слова, которые обозначают выставку (статьи, рецензии, анонсы, буклеты, дискуссионная программа и т.п), существуют ещё до самой выставки, и останутся после её завершения. Выставка — это идея, высказывание, которое на какое-то время приобретает физическое воплощение.

Зал выставки «Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»
Зал выставки «Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»

Из чего состоит выставка?

Выставка работает со зрителем на всех уровнях чувственного восприятия, это в своем роде тотальное произведение искусства — гезамткунстверк (ещё одно понятие, требующее отдельной статьи).

Современные кураторы используют всевозможные инструменты: визуальные, тактильные, слуховые и обонятельные. Но всё же есть основные универсальные составляющие, без которых выставка невозможна:

  • Тема (идея, концепт, то что хочет рассказать куратор, какими вопросами задаться, какое исследование провести)
  • Пространство (место, где экспонируются произведения; в современном мире это может быть что угодно — улица или зал Эрмитажа, галерея, библиотека, самолётный ангар, интернет и т.п.)
  • Состав художников и сами произведения (чье искусство выставляется? это выставка чего? картины, гравюры, статуи или видеоарт, современные художники или мэтры, работы из музеев или частных коллекций и т.п.)
  • Экспозиция и нарратив (как искусство расположено в пространстве, как представлено для ознакомления, какие способы повествования и приемы использованы куратором, в каком порядке развешаны произведения — хронологически или по темам и т.п.)
  • Публикации, каталог, дискуссионная программа (всё это тоже неотъемлемая часть выставки, часть коммуникации — бумажки-буклетики, круглые столы, лекции — часть общего события).
Зал выставки «Фальконье. Архитектура света»
Зал выставки «Фальконье. Архитектура света»

Классификация выставок

Отмечу, что классификация довольно условная, в ней нет единой системы. Некоторые выставки, можно отнести как к одному виду, так и к другому, так как они определяются разными категориями. Но все же такая классификация позволяет немного структурировать понимание о выставках.

  • Историко-художественные выставки. Пожалуй, самый частый вид. Такие выставки могут быть посвящены художественному течению, стилю, явлению, методу. Могут быть адресованы к странам, годовщинам, событиям. Могут рассматривать одно явление с разных сторон. Главное — эти выставки направлены на прошлое.
  • Тематические выставки. Это выставки, посвященные конкретной, часто узкой, теме или проблеме. При этом работы на выставке могут быть как современными, так и классическими, могут быть разной формы. Главное — раскрытие заявленной темы.
  • Репрезентативные выставки. Это выставки представляющие, демонстрирующие что-либо: проблему, художника, класс, явление и т.п. Главное — показать то, о чем мало говорят.
  • Персональные выставки. Выставки, представляющие творца, бенефис художника. При этом они могут быть как ретроспективными, так и демонстрирующими актуальное искусство автора. Главное — отношение к одному конкретному художнику (иногда коллективу).
  • Экспериментальные выставки. Самые интересные с художественной точки зрения, в смысле восприятия самой выставки как произведения искусства. Они предлагают новый взгляд на выставочное пространство, новые способы взаимодействия с произведениями или зрителем, что угодно, чего мы ещё не видели. Главное — новый опыт.
  • Мегавыставки. Это про масштаб, а не про тему. Все вышеперечисленные виды выставок могут быть «мега». Такие выставки — это события, блокбастеры. Они часто собирают множество разных художников, освещают широкие, глобальные темы, могут быть международными. Они проходят редко, но вызывают наибольший общественный резонанс. Главное, как уже сказано выше, масштабность.
Зал выставки «Сны Сибири»
Зал выставки «Сны Сибири»

О современных выставках

В классическом понимании музеи и выставки — это место, где массы учатся правильному восприятию искусства. Но современные музеи, примерно с середины XX века, превращаются также в место развлечения.

Кроме того, нельзя опускать тот факт, что современные выставки — это коммерческие проекты. Они охотятся за зрителями, привлекают их различными способами, не чураются аттракционов, перформансов, игр и других нестандартных акций.

Зал выставки «КОНТИНУУМ»
Зал выставки «КОНТИНУУМ»

Музей из занудного и скучного места, где показывают одно и то же, пытается превратиться в место, где будет интересно проводить время каждую неделю. Поэтому музеям нужны выставки. Сейчас музеи не только сменили ориентир с постоянных экспозиций на выставки, но и в целом существуют музеи без постоянных экспозиций (Манеж или Гараж, например).

Современные выставки — не про то, что они хранят и показывают, они — о публике, о диалоге и взаимодействии. Выставки создаются такими, чтобы людям было удобно и интересно. Зритель становится главным актором и ориентиром.

Зал выставки «На языке правил и исключений»
Зал выставки «На языке правил и исключений»

Есть мнение, противопоставляющее классический музей и современные выставки: классический музей — это место науки и образования, а современные выставки — исключительно место развлечения. На мой взгляд, оно довольно топорное. Во-первых, есть выставки, поднимающие очень глубокие темы. Во-вторых, образование и развлечение вообще не те вещи, которые нужно противопоставлять — с помощью интереса и веселья тоже можно донести полезную информацию и правильные мысли. И в-третьих, благодаря новым концепциям музеи выживают в мире, где существует масса альтернативных развлечений, и все произведения искусства можно увидеть в Сети.

На мой взгляд, это здорово, что современные выставки, пусть нестандартными методами, привлекают всё больше людей. Одна инстраграм-зона может привлечь на выставку гостей, которые узнаю больше о теме благодаря другим произведениям. А если и не узнают, то внесут свой финансовый вклад в процветание музея и сохранение классических коллекций в том числе.

Зал выставки «Облачное хранилище»
Зал выставки «Облачное хранилище»
А что вы думаете о современных выставках? Действительно ли они только развлекают, но не образовывают? Делитесь своим мнение в комментариях. И подписывайтесь на канал. Тут много интересного об искусстве :)