Предыдущая, вторая глава *** Начало, первая глава
…Поженились они удивительно быстро – и трёх недель с той встречи в парке не прошло, как подали заявление в ЗАГС. Рядом с Сергеем Вере было…надёжно. Она не раз думала, что окажись в какой-то экстремальной ситуации, когда всё вокруг грохочет и рушится, она могла бы подать ему руку, закрыть глаза и пойти за ним в полной уверенности, что всё будет хорошо.
Один за другим у них родилось трое детей: два сына и дочка. И хотя хлопот прибавилось, Вера чувствовала себя очень-очень счастливой.
Дело своё она любила, и никогда не отдавала свои рестораны полностью в ведение управляющих. Её можно было застать то в одном, то в другом, то в третьем Она вникала в тонкости меню, всегда сама принимала на работу новый персонал, неустанно занималась дизайном помещений. «Сёстры» пользовались заслуженной славой в городе.
Как-то раз, промозглым ноябрьским днем, Вера сидела у себя в кабинете, в «Старшей сестре» и обсуждала вместе с шеф-поваром, какие изменения внести в меню.
— Пусть у нас будет побольше горячих острых и сытных супов — они хорошо согревают. И ещё глинтвейны, пунши — только нужно подобрать оригинальные рецепты…
День был такой пасмурный, что уже сейчас, в три часа, за окном начинало смеркаться. Вера подошла, чтобы задёрнуть плотные шторы, и вдруг её внимание привлёк человек. Во дворе ресторана стояли контейнеры, куда выносили отходы. Человек был уже пожилым, Вера отметила его седые волосы. Одет он был в черный плащ – явно не по сезону. Наклонившись над контейнером, он перебирал его содержимое. Человек искал что-нибудь съестное.
Такую картину Вера видела не в первый раз. Равнодушно смотреть на подобное она не могла. И почти всегда посылала кого-нибудь из кухонных рабочих — отнести очередному нищему еду в пакете.
Но от этого человека она не могла отвести глаз. А когда он выпрямился, она неожиданно узнала в нём Игоря Николаевича, отца Дениса.
— Пожалуйста, — сказала она тихо, и шеф-повар Рафаэль не узнал её голоса, — Вот этого мужчину видите? Пригласите его через служебный вход, и накормите досыта. Предложите ему всё, что мы сегодня предлагаем клиентам. И обходитесь с ним вежливо.
Рафаэль кивнул ( хотя ничего не понимал) и ушёл, а Вера ёщё долго ходила по кабинету из угла в угол, старалась взять себя в руки.
Потом она спустилась вниз, в кухню. Игорь Николаевич ещё был здесь. Он сидел в подсобном помещении, где обедали работники кухни. Как Вера могла убедиться, мужчину сытно накормили, налили ему вина. И теперь он блаженствовал в тепле, дремал, привалившись к стеночке.
Вера некоторое время сидела напротив него. Ей не хотелось его тревожить, и в то же время важно было знать, как он дошёл до такой жизни. Она колебалась, но тут мужчина вздрогнул, точно его кто-то разбудил, и взглянул на неё. Через пару мгновений Вера поняла, что он не узнает её.
— Расскажите, пожалуйста, что у вас случилось? — попросила Вера, — Может быть, я смогу помочь…
Вероятно, Игорь Николаевич давно уже не ел досыта, а тут, утолив голод, согревшись, он утратил замкнутость, свойственную ему в последнее время.
— Я расплачиваюсь за свои грехи, — с горечью сказал он,— И я даже не могу упрекнуть судьбу, ведь я всё это заслужил. Не поверите, но я когда-то был богат, не считал деньги, мне были щедро отсыпаны все те блага, о которых другие только мечтают. И самое главное – у меня был сын. Красавец, умница… Парень с большим будущим, я мечтал передать ему своё дело.
— Был? — Вера немного подалась вперёд.
— Был,— кивнул Игорь Николаевич, — И я сам, своими руками сломал ему жизнь. Видите ли, я тогда делил людей на равных себе и тех, кто был беден и в моих глазах ничего не стоил. Я мечтал о прекрасном будущем для своего сына. У меня была на примете девушка для него. Дочь моего друга – богатая, красивая, молодая. Что еще нужно? Кто там ищет в подружках родственную душу?! Женятся или по выгоде или подбирают престижную невесту – какую-нибудь там королеву конкурса красоты, так ведь? А Денис мой в то время встречался с какой-то девчонкой-замухрышкой, цена которой – три копейки в базарный день. Я поначалу не мешал сыну, пусть погуляет, пока молодой. Но потом, когда он стал убеждать меня, что любит эту девушку, и у них всё серьёзно… Я не выдержал, позвонил ей и пригрозил – если она не расстанется с моим сыном, плохо будет не только ей, но и её близким. Она послушалась и бросила Дениса.
И тогда мой сын запил. Просто по-чёрному, я и представить не мог, что он на такое способен. Многие мужики впадают в запои, но выкарабкиваются, дальше живут обычной жизнью. Я всё сделал для Дениса, помогал ему, как мог. Сын лежал, наверное, во всех наркологиях города, в таких случаях врач, вызванный на дом, не поможет. Только полная изоляция, без дружков, которые могут принести бутылку. Не поверите, я даже гипнотизёров приглашал, и к бабкам разным обращался! Ничего не помогло! Жениться сын отказался категорически – была еще надежда, что молодая жена его образумит, но оказалось, на это рассчитывать нельзя.
И когда Денису исполнилось двадцать шесть, всего двадцать шесть лет – он погиб в пьяной драке. В трезвом уме не ударишь так точно. Тот молодчик с ножом — спьяну — нанёс удар моему мальчику в самое сердце. Конечно, парня посадили, он отбыл свой срок, и уже вышел на свободу, но ведь Дениса-то не вернешь!
Тогда я и сломался. У меня не осталось в жизни ничего. Ни жены, ни сына, ни желания жить, если признаться честно. Я заболел. Не буду объяснять, это сложно…неврологический профиль, но поверьте, и врагу не пожелаешь. Болит все, каждая клеточка тела. И чёрная депрессия…
Бизнес я забросил, и те, кого я прежде считал друзьями, этим воспользовались. Я лишился своего дела, сначала всплыл вопрос о хищениях на моём комбинате, потом выяснились другие нелицеприятные подробности, я сам мог попасть под суд…Короче, подписал бумаги, которые от меня требовали, и получил некую сумму, символическую. Она ушла на лечение. Ещё я поставил Денису памятник — дорогой, известный скульптор его делал. Пришлось заложить дом, потом я не смог его вернуть. Да всё равно, и содержать его было не на что. Может быть, если бы у меня были какие-то душевные силы – я бы смог устроиться на работу, начал все с нуля, но,… — Игорь Николаевич махнул рукой.
Вера слушала его и плакала. Она не могла поверить, что Денис погиб. Раньше она часто думала о том, как сложилась его судьба. Может, уехал в другую страну, получил там гражданство? Или переехал в столицу? А, оказывается, в гости к нему теперь можно прийти только на кладбище.
— Многое бы я отдал, чтобы всё вернуть,— продолжал Игорь Николаевич, — Ведь если бы я позволил Денису жениться на той девушке, наверняка, всё сложилось бы по-другому. А как она сейчас, та девчонка? Неужели я и ей сломал жизнь? Хотелось бы верить, что у неё всё хорошо. Она, хоть и живёт в бедности, но счастлива. Мне бы попросить у нее прощения… Да не знаю, где искать…
— За себя я вас давно простила, Игорь Николаевич, — сказала Вера, — Да, это я… Простила потому, что для меня действительно всё обернулось к лучшему. У меня семья – любимый муж, дети… И я совсем не бедна, мне удалось много добиться. Правда, работала, не жалея себя, но зато всё сложилось…
Мужчина какое-то время смотрел ей в лицо, а потом зарыдал и сполз на колени. Он стоял перед Верой, целовал её руки и молил о прощении.
— Вот за Дэньку… Даже если я вас прощу, вы сами себе не простите, — тихо сказала Вера, — Будем думать, что он оттуда видит ваше раскаянье, и отпускает вам ваш грех. Может, даст какой-то знак, и на душе у вас станет легче. А я со своей стороны постараюсь помочь вам, чем смогу.
Хотите работать здесь, у меня? Правда, ничего особо выгодного не предложу – нужно будет просто помогать поварам. Я с этого начинала. Зато всегда будете сыты, зарплата у нас хорошая, и платим её без задержек. И жильё…Если взять все мои рестораны – у меня достаточно людей уже набралось, которые нуждаются в жилье. И я сняла для них дом. У вас там будет отдельная комната. В целом, это что-то типа хостела. Удобства – общие, на всех, зато месторасположение хорошее, отсюда недалеко. А найдёте что-нибудь лучше – сможете уйти.
Игорь Николаевич горячо благодарил её.
— Да, и когда в следующий раз поедете на кладбище, возьмите меня с собой, попросила Вера, — Денис – это моя молодость. Всё самое чистое, светлое, связано с ним. Такое не забывается.
…Вечером Вера долго стояла у окна, любуясь яркими звездами на темно синем небе и вспоминая прошлое, когда к ней подошел муж, протягивая чашку с душистым чаем. Вера посмотрела в его глаза с особой нежностью, улыбнулась и в мыслях поблагодарила Бога за то, что Он в свое время исцелил ее раненое сердце настоящей искренней любовью.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ДОБРЫЕ КОММЕНТАРИИ И ЛАЙКИ! Пусть любимые всегда будут рядом, а в душе светит солнышко, независимо от погоды за окном! 🌷🌷🌷🌷🌷