Найти в Дзене
Код Памяти

Владислав Старевич. Русский Уолт Дисней

Оглавление

Кто снял первый рисованный фильм в мире, точно не известно, а вот объемная анимация была создана российским режиссером, оператором и художником Владиславом Старевичем, который пользовался заслуженным уважением Уолта Диснея, считавшего русского кинематографиста человеком, опередившим своё время.

Детство и юность

У одного из отцов мировой мультипликации – польская родословная. Его родителями были дворяне Александр и Антонина Старевичи, которые обеднели и переехали в Москву, где 27 июля (8 августа) 1882 года у них родился сын. Позже они перебрались в Ковенский уезд, где прошли детские и юношеские годы Владислава. 4-летний ребенок остался без мамы, которая скоропостижно скончалась. Его воспитывали родственники по материнской линии.

10-летний мальчик собрал «Волшебный фонарь» для показа домашних спектаклей. Затем его увлекла энтомология. Когда Владислав окончил гимназию, то начал заниматься живописью, но денег на оплату уроков у него не было, поэтому он не получил художественного образования.

В Ковно Старевич служил в Казенной палате, а после женитьбы приобрел собственный дом, в котором начал «растить» свое «семейное древо». Владислав выходил на сцену в постановках любительского театра, занимался рисованием афиш, выпуском энтомологического журнала и юмористической газеты. Позже он увлекся фотографией.

Начало творческого пути

История объемной анимации началась в 1909 году со встречи известного кино-предпринимателя Александра Ханжонкова с Владиславом Старевичем в Москве. После подписания договора с одним из первых российских кинопродюсеров у аниматора появилась своя кинокамера.

Дома Владислав занялся съемками своего первого десятиминутного фильма «Над Неманом». Потом он принялся за создание двух энтомологических кинолент. Речь идет о «Жуках-скарабеях» и «Жизни стрекоз».  Затем Старевич решил поставить игровой фильм с живыми насекомыми вместо актеров.

В 1910 году он работал над «Битвой жуков-рогачей», но понял, что реальное сражение насекомых не получится снять. В итоге мертвые жуки были «оживлены» аниматором с помощью тонкой проволочки, прикрепленной к их лапкам. Воск удерживал ее у панциря. Для закрепления лапок Старевич использовал пластилиновое основание. Съемки шли путем деления движения на несколько фаз.

Первые успехи

26 марта 1912 года в Москве состоялся премьерный показ «Прекрасной Люканиды» («Войны Усачей с Рогачами»). Это первый в истории мировой анимации кукольный мультфильм. За основу сюжета комедийной мелодрамы Старевичем были взяты рыцарские романы. Во всех ролях он задействовал насекомых.

В кинематографических журналах выходили статьи восторженных критиков. Америка и Европа приобрели свыше 100 копий «Прекрасной Люканиды», что стало экспортным рекордом для российского кинопроизводства.

У зрителей, журналистов и некоторых профессионалов сложилось четкое мнение, что фильм был снят с участием живых насекомых, но как их дрессировал автор картины, никто не мог объяснить. До 20-х годов аниматор не раскрывал своего секрета.

-2

Работа в России

Семья Старевича поселилась в Москве, где Владислав Александрович работал в фирме Ханжонкова. Здесь он начал монтировать фильмы, снятые в Ковно. Для «Мести кинематографического оператора» аниматор выбрал пародийный жанр.

В начале января 1912 года состоялась премьера «Рождества обитателей леса» - первого мультфильма для детской аудитории. Добрая сказка понравилась российским и зарубежным зрителям.

Оплата за создание довольно трудоемких анимационных кинолент была ниже, чем за художественные картины. В 1913 году Владислав Александрович решил заняться игровым синематографом, но он так и остался творцом-одиночкой, работая в качестве сценариста, режиссера, оператора, художника, монтажера, рабочего сцены и киномеханика.

Старевичу нравились сказочные сюжеты. Одним из его любимых писателей был Гоголь, поэтому аниматор принялся за экранизацию «Ночи перед Рождеством» и «Страшной мести». Искушенные профессионалы были потрясены увиденным. Старевич использовал необычную трюковую и комбинированную съемку. Его картины того периода приравнивают к «революционным» фильмам, снятым через много лет Спилбергом, Лукасом и Кэмероном.

В мультипликационной ленте «Ночь перед Рождеством» появлялись живые актеры. Публика была шокирована, наблюдая за скачущими галушками и карманным чертом. Такие спецэффекты и сегодня смотрятся достойно. Следует сказать, что они сделаны одним Старевичем, которому никто не помогал. Его студия была непреступной крепостью для посторонних.

В картинах мастера можно увидеть звезду немого кино Ивана Мозжухина. В его исполнении зрителям запомнились гротескный Черт и Колдун. Он сыграл главную роль в «Руслане и Людмиле». Этот фильм Владислав Александрович снял в 1914 году. Затем последовала экранизация «Снегурочки». За основу сюжета картины взята пьеса, написанная Александром Островским.

В 1915 году режиссер начал служить в Военно-кинематографическом отделе, который был создан при Скобелевском комитете. Преимущественно он снимал военную хронику, а также некоторые игровые фильмы. Его увлекла польская тематика, нашедшая выражение в «Пане Твардовском», «Дочери корчмаря» и «На Варшавском тракте».

В следующем году Владислав Александрович снял игровую «Сказку про немецкого грозного вояку Гоголя-Моголя и черта Балбеску» в жанре агитационного лубка. В этой картине актеры двигались, как куклы. Они разыграли политическую карикатуру.

Старевич работал во многих жанрах, таких как мелодрама, комедия, фарс, агитка. Всю свою жизнь он любил творчество Гоголя. Через год после Октябрьской революции талантливый кинематографист снял экранизации «Майской ночи», «Сорочинской ярмарки» и «Вия».

Сюжет «Звезды морей» разворачивается на территории замка, окруженного водой. Впоследствии Старевич говорил, что это его лучший фильм. В качестве фильтра для съемок предметов он использовал кружевную пену, а также задействовал много других наложений. Один кадр фильма мог содержать до 30 двойных экспозиций. Владислав Александрович вращал камеру и выполнял другие многочисленные трюки.

-3

Переезд во Францию

Всего в фильмографии Старевича игровых картин примерно полсотни. Продюсер компании «Икарус-фильм» Хапсаев предложил ему работать в Италии, куда в итоге переехала семья известного российского кинематографиста. Затем Старевичи поселились во Франции.

Революция и гражданская война подтолкнули многих русских киношников к переезду в Европу, но только Старевичу не пришлось там искать применения своим талантам. Французская кинокомпания «Mercure» предложила ему постоянную работу, приличное по европейским меркам жалование и полную творческую свободу.

Российский кинематографист не принял французское гражданство. Он поселился с семьей в новом доме, расположенном в парижском пригороде Фонтене-су-Буа, стал владельцем собственной студии и занимался созданием фильмов, прославивших его во всем мире.

Свою первую французскую ленту Старевич выпустил в 1920 году под названием «В лапах паука». Ее главной героиней стала муха, которую содержит паук-банкир. В 20-х годах состоялась премьера «Двух купидонов», где появился кукольный Чарли Чаплин, «Маленького парада», «Льва и мошки», «Глаз дракона» по китайской легенде, «Мыши городской и мыши полевой», «Лягушек, требующих короля», «Свадьбы бабила» и других фильмов.

Российский аниматор работал над изменением своих кукол. Его новые «актеры» получили универсальную свободу в движениях и фантастическую мимику, включающую выражение любых психологических нюансов. Какой материал Старевич использовал для изготовления масок, до сих пор никто не знает.

Мировое признание

В середине 20-х годов состоялась американская премьера «Голоса соловья». Эта лента стала сенсацией в США, а ее создатель получил Золотую медаль Ризенфельда, чем до него не мог похвастаться ни один европейский кинематографист.

В 30-х годах Владислав Александрович снял цикл картин, главным героем которых стал плюшевый пес Фетиш. Дети обожали эти фильмы. Старевича стали называть новым Диснеем.

За основу сюжета знаменитого полнометражного «Романа о Лисе» режиссер взял средневековый французский эпос 12-13-х веков и несколько сказок Гете. В итоге у него получился кинематографический шедевр.

У кукол в фильме разная высота (от десяти сантиметров до примерно двух метров) и тщательным образом разработанные маски. Каждая кукла имела до пятисот «лиц». На них запечатлена удивительная мимика. Они «оживают» в кадре. Зрители думали, что смотрят на дрессированных животных.

Сегодня «Роман о Лисе» продолжают выпускать на DVD по всему миру. Это своеобразный цифровой памятник удивительному кинематографисту Владиславу Старевичу.

Последние годы жизни

В послевоенный период режиссер снимал рекламные ролики. Его кукольная коллекция потихоньку распродавалась.

Владислав Александрович Старевич – таинственная личность. В последние годы жизни режиссер редко покидал свой дом-студию. По этой причине его имя было окружено мифами. Именно он придумал объемную мультипликацию, опередив свое время на целое столетие. Его знали, как «таинственного дрессировщика насекомых, «Эзопа 20-го столетия», «волшебника из Фонтене-су-Буа»…

Выдающегося кинематографиста не стало 26 февраля 1965 года. Сохранение памяти о творческой личности не было делом жизни его предков, поэтому куклы Старевича сегодня можно встретить в разных уголках мира. Если же вы хотите сберечь память о своем родственнике или создать семейное древо или генеалогическое древо, то не упустите такой возможности. В этом поможет сервис Код Памяти.