Найти тему
PRO ИКОНЫ и искусство

Как формировался иконописный канон

Оглавление

С первых же своих шагов Церковь вырабатывала свой художественный язык, который должен был выражать и выражает сейчас ту же истину, что и ее язык словесный. То есть, если мы Библию можем написать текстом, почему и нельзя бы её нарисовать? Этот язык уточнялся, расширялся, совершенствовался.

Эта статья является продолжением заметок по книге Л. Успенского "Богословие Иконы"

В IV веке в жизни Церкви наступает новый период, она выходит из своего вынужденного затвора и открывается окружающему миру. Большой наплыв новообращенных в церковь требовал новых, более обширных храмов и соответствующего изменения характера проповеди. Например, символы первых веков, которые были понятны всем ранее, стали не понятными до конца новообращенным к Церкви.

Для более точного и доступного усвоения потребовалось более четкое образное выражение, в связи с чем IV и V веках появляются большие монументальные росписи стен. В это же время устанавливается большинство главных церковных праздников и, в основных чертах, соответствующие им композиции икон, которые в Православной Церкви существуют и поныне.

Мир, входивший в Церковь, вносил с собой свое беспокойство, свои сомнения и ереси, которые предстояло умирить, преодолеть, развеять.

Изменения Церкви IV - VII

Столпами Церкви этого времени становятся не мученики, как это было ранее, а уже Отцы и Учители Церкви и подвижники монахи. Это время великих святых, как святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Антоний Великий, Макарий Египетский, Марк, Исаия и другие.

Так, святой Василий Великий видит в образе больше убедительной силы, чем в своих собственных словах: свою беседу в день святого мученика Варлаама он заканчивает обращением к живописцам; он говорит, что не хочет более унижать великого мученика своими словами и уступает место языку более высокому – «велегласным трубам учителей». «Восстаньте теперь передо мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг. Дополните своим искусством это неполное изображение военачальника. Цветами своей мудрости осветите не ясно представленного мною венценосца.
Пусть буду побежден вашим живописанием доблестных дел мученика: рад буду признать над собою и ныне подобную победу вашей крепости. Посмотрю на эту точнее изображенную вами борьбу руки с огнем.

Пято-Шестой (Трулльский) Собор

Впервые принципиальное указание, касающееся характера священного образа, было формулировано Пято-Шестым (Трулльским) Собором в ответ на практическую необходимость.
Пято-Шестой Собор открылся 1 сентября 692 года. Наименованием
своим он обязан тому, что он дополнил два предшествующих ему Вселенских Собора: Пятый (553 г.) и Шестой (681 г.), оба имевшие место в Константинополе. Вопросы, решавшиеся на нем, касались разных сторон церковной жизни, которые требовали упорядочения, в том числе и церковного искусства. Три правила Пято-Шестого Собора касаются изображений.

Правило 73 Вселенского Собора и изображение Святого Креста

Правило 73 гласит:

«Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством почитание ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение Креста повелеваем отлучати» .

Это простое предписание значит следующее: изображение Креста не должно быть попираемо ногами, не должен крест изображаться там, где могут на него наступить.

Правило 82 Вселенского Собора и вопросы канона

Значение правила 82 велико потому, что оно раскрывает содержание священного образа так, как понимает его Церковь. Текст этого правила следующий:

«На некоторых изображениях находится доказуемый перстом Предтечи агнец, который принят во образ благодати, через закон показуя нам истинного Агнца,Христа Бога нашего.Почитая древние образы и сени, как знамения и предначертания истины, преданные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную как исполнение закона. Сего ради, дабы и в изображениях очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне на иконах, вместо ветхого агнца, представлять по человеческому виду Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, дабы через уничижение усмотреть высоту Бога Слова и приводиться к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти» .

К началу V века уже стало неуместным изображение на стенах сцены охоты с множеством зверей или моря и сцены рыбной ловли, заботясь главным образом, о чисто зрительном наслаждении. Правило 82, по своей сути дает начало иконописному канону - литургичности иконы. Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет.

  • В этом правиле обсуждается вопрос избавления от задержавшегося символа Христа как агнца и необходимость изображать Его в Своем человеческом виде. То есть, образ должен показывать не символически, а непосредственно то, что явилось на земле и стало доступно зрению, описанию, изображению. Существование прямого образа стало причиной отмены древних символов.
  • Еще это правило обратило внимание на способ изображения Иисуса Христа как Бого-Человека. И изображение должно напоминать нам не только о Его земной жизни, но должно указывать и на славу Его «высоту Бога Слова». Следовательно, изображение одного исторического факта недостаточно для того, чтобы образ был иконой.
  • Последняя часть 82 правила показывает, в чем должна заключаться символика церковного искусства - она должна быть не в том, что изображается, а в том, как изображается. То есть в манере изображения

Иконографическая символика не исключается совершенно, но переходит на второй план. Мы и теперь употребляем некоторые подобные символы, как, например, три звезды на мафории Богоматери, чтобы указать на Ее девство до Рождества Христова, во время и после него. Или изображаем в небесах благословляющую руку, чтобы показать присутствие Божие.

Таким образом, 82 правило Вселенского Собора Устанавливает соответсвие Священному писанию и подлинность передачи Божественного Откровения в исторической реальности тем способом, который называют символическим реализмом.

Правило 100 и уход от эллинизма

Правило 100 Вселенского Собора устраняет следы эллинистического искусства (восхищение или подражание идеям, стилю или культуре классической греческой цивилизации). В ответ на нужды времени Церковь дает определенную директиву: в образе надлежит показывать «славу Божества, которая становится и славой тела», как несколько позже сказал преподобный Иоанн Дамаскин и устраняет явные следы язычества.

Таким образом, уже в VI -VII веке искусство - художественный язык церкви - в основных своих чертах, сформирован. Церковь раскрывала и формулировала учение об образе постепенно, в ответ на нападки, на непонимания, на лжеучения, возникавшие на ее историческом пути.

Богословие иконы | PRO ИКОНЫ и искусство | Дзен

Во все времена Церковь придавала большое значение образу, как элементу проповеди. Образ есть подлинное исповедание христианской веры. Этот догматический характер присущ церковному искусству во все времена. С IV века Церковь не только учит, с помощью образа, но и таким образом борется образом с ересями.

А что вы думаете об уходе от символа к образу и способе борьбы с ересями через образ? Пишите в комментариях