Найти в Дзене
PRO ИКОНЫ и искусство

Как Иисуса Христа изображали в первых веках

Оглавление

Хоть и иконоборческий период внес свои коррективы в наше предсталение о первохристианском искусстве, но всё-таки мы не остаемся совсем в неведении.

О том немногом, что дошло до нас, мы можем судить по фрескам римских катакомб. Например, по сохранившимся изображениям можно предположить, как выглядели первые образы Спасителя. Христианское искусство с самого своего зарождения сделала шаг в сторону ухода от античности, к передаче не только материального, но и невидимого, духовного.

Искусство катакомб есть прежде всего искусство вероучительное - эта черта и сейчас присуща иконописи, где икона - это книга или, как хорошо сказано "умозрение в красках". А тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, в большинстве своем соответствует священным текстам, ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

Первые христиане употребляли библейские символы, которые не были понятны язычникам приходящим к христианской вере, поэтому начали использовать языческие символы, очищая их от языческого наполняющего.

Христос как Добрый Пастырь

Например, доходит до нас изображения Христа как Доброго Пастыря, которое появляется уже в первом веке. Несколько примеров его известны в римской катакомбе Домициллы. Этот образ тесно связан с символом агнца и основан на библейских текстах. Так пророки Иезекииль (гл. 34) и Давид (Пс. 22) представляют Израиль как стадо овец, Пастырем которого является Бог. И Христос применяет этот образ к Самому Себе: «Аз есмь Пастырь добрый» (Ин. 10, 14) или «Несмь послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева» (Мф. 15, 24). В этот иконографический тип, христианство вложило в него определенное догматическое содержание: Добрый Пастырь – воплощенный Бог – несет на Себе заблудшую овцу – падшую человеческую природу и сочетает ее со Своей Божественной славой. Этим поясняется действие Христа, а не Его исторический облик.

Добрый пастырь, катакомбы Присциллы
Добрый пастырь, катакомбы Присциллы

Виноградная лоза

Еще одним из первохристианских образов является виноградная лоза указывает на Христа и Его Церковь: «Аз есмь лоза, вы же рождие». Встречается или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения делались для цели, чтобы указать христианам на центральное Таинство Церкви – Евхаристию. Люди или клюющие гроздь птицы представляли в таких изображениях христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.

Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета, продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением.

Роспись с использованием лозы в Соборе Кремля Суздаля, фото из личного архива
Роспись с использованием лозы в Соборе Кремля Суздаля, фото из личного архива

Рыба – Ichthus

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была

рыба и это, с одной стороны, простой образ для понимания, с другой стороны – буквы из которых состоит греческое слово рыба – Ichthus.

Греческое слово Ichthus – «рыба» – содержит пять букв, которые являются первыми буквами пяти слов, относящихся непосредственно ко Христу: lesous Christos Theou Uios Soter, то есть Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Итак, первое и основное значение рыбы – это Сам Христос.

Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы. Христос посреди христиан изображался в виде большой рыбы, окруженной маленькими.

«Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы
«Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы

Основная черта христианского искусства

В искусстве катакомб мы находим не только символы, но и основной принцип церковного искусства. Это искусство, не было оторвано от жизни и это искусство говорит на языке своей эпохи.

Другой чертой является то, что образ сводится к минимуму деталей при максимуме выразительности. Лаконичность и скупость в средствах выражения при этом содержательность повествования - все эти черты ведут нас прямо к классической форме православной иконы.

Уже с этого времени художники стали приводить к глубине содержания и отказываться от всего индивидуального. Художник оставался анонимным (произведения искусства никогда не подписывались автором).

Зачастую складывается мнение, что иконографическое изображение плоскостное (не объемное), потому что не умели рисовать, но как бы не так. На деле выходит, что к плоскостному изображению обратились намеренно, чтобы, с одной стороны получить отличительное изображение, а с другой стороны, использовать приемы, чтобы сосредоточить внимание не на физической стороне, а на духовной.