Найти тему
PRO ИКОНЫ и искусство

Первые иконы Богородицы

Оглавление

Образ Божией Матери, наверное, самый близкий русскому человеку и, несмотря на разнообразие в иконографии, его узнает каждый. А вот какие иконографические образы Богородицы были написаны первыми - попробуем разобраться.

Православная Церковь утверждает кровную связь Богоматери с падшим человечеством, несущим последствия первородного греха; она не выделяет Ее из потомства Адамова. Но вместе с тем Ее исключительное достоинство Матери Божией, Ее личное совершенство, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют исключительное Ее почитание. Из всего рода человеческого Она первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми, – полного преображения всего человеческого естества.

(из книги Леонида Успенского)

Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, который написал их три, принадлежащие трем иконографическим типам: «Умиление», «Одигитрия» и Богоматерь в молении.

Умиление

В иконографическом типе "Умиление" (Елеуса) изображается взаимное ласкание Богоматери и Младенца. Например Владимирская икона Божией Матери.

 из собрания Владимирской картинной галереи
из собрания Владимирской картинной галереи

К иконографическому типу "Умиление" относятся иконы Владимирская, Донская, Феодоровская, Псково-Печерская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Взыскание погибших и др.

Икона получает название города или места из-за того, что в этом месте она была прославлена.

Одигитрия

В иконах иконографического типа "Одигитрия" (Путеводительница) сама Божия Матерь и Младенец обращены здесь прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно подчеркнуто Божественность Отрока Христа.

Самая наглядная и наиболее известная икона этого иконографического типа Казанская икона Божией Матери

из собрания музея Казанской иконы Божией Матери
из собрания музея Казанской иконы Божией Матери

К иконографическому типу "Одигитрия" относятся иконы Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Корсунская-Торопецкая и др.

В молении

Вероятнее всего, икона эта походила на наши изображения Богоматери в Деисусном чине иконостаса, то есть обращенной ко Христу с молитвой.

из собрания музея-заповедника Великого Новгорода
из собрания музея-заповедника Великого Новгорода

Иконы Божией Матери написанные евангелистом Лукой

Предание о том, что евангелист Лука первый написал иконы Божией Матери, передается нам текстами богослужения в дни празднования некоторых икон Богоматери

«Первее написавшейся Твоей иконе евангельских таин благовестником, и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасати чествующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего Содетельница, яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинаеши во чреве, песнь воспела еси: се отныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила. И мы истинно веруем, яко сие рекла еси, Госпоже, сим образом с нами еси...». На утрене, в первой песне канона мы слышим: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих»

Иконы евангелиста Луки Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь – в Риме. Конечно, ни одна из икон написанных самим Лукой до нас не дошла, а речь в этом контексте идет о списках со списков икон выполненных евангелистом Лукой.

То есть евангелист Лука сделал изображения, а затем делались "копии" написанных им изображений, но понятия "копия" в иконописи не существует, это назвается "список". Таким образом мы только приблизительно знаем какие иконы были написаны Лукой и они легли в основу иконографических типов, на которые подразделяют иконы с изображением Богородицы.