Найти тему
PRO ИКОНЫ и искусство

Первые иконы Иисуса Христа

Оглавление

Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя

появилась во время Его земной жизни. Согласно Церковному Преданию это изображения, которые оставлены Спасителем - речь идет о так называемом Нерукотворном Образе.

Первое изображение, которое оставлено Спасителем на Святом Убрусе

Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни, послал к Христу своего живописца и попросил, пригласить Иисуса Христа, чтобы тот исцелил Авгаря. Христос не смог явиться Сам, но обещал отправить своих учеников, а живописец попытался написать портрет Христа, но, к сожалению, ничего не вышло. Тогда, омыв лицо, Христос попросил убрус (плат), отёрся убрусом и в результате на ткани отпечатлелся Его лик. Плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.

Древнейший – информация о котором нам дошла – писатель Евагрий (VI в.), авторство которого неоспоримо, говорит о Нерукотворном Образе, посланном Христом царю Авгарю. В своей «Церковной истории» он называет этот образ «богозданной иконой».

Что касается самого плата с запечатленным на нем образом лика

Христова, то он долго хранился в Едессе. Во времена иконоборчества образ замуровали в стене, чтобы спрятать и сохранить (об этом ниже). Далее образ был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в храме Богоматери, называемом Фарос.

-2

В честь Образа была составлена проповедь, и вероятно, к этому же времени относится служба праздника, совершаемого 16 августа, в день, когда вспоминается перенесение Нерукотворного Образа в Константинополь. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы иконы теряются. Возможно, корабль с образом затонул.

Второе изображение – Святая Чрепица

Чтобы спасти Святой Убрус во времена иконоборчества, когда жестоко боролись с иконой как таковой, его нужно было спрятать. Его заложили в крепостную стену, но изображение лика Спасителя проявилось на черепице - на кирпичной кладке. Это изображении на стене и получило в последствии название «Святая Чрепица». Спас Нерукотворный хранился в стене до, ориентировочно, середины 6 века.

Спас «на чрепии» Последняя четверть XII в., Новгород
Спас «на чрепии» Последняя четверть XII в., Новгород
Фреска восточной подпружной арки. 1119 г., Владимир,  в церкви Спаса Нередицы
Фреска восточной подпружной арки. 1119 г., Владимир, в церкви Спаса Нередицы

Третья нерукотворная икона - Плат Вероники

Еще одно изображение называется «Плат Вероники», которое получилось, когда женщина Вероника дала Спасителю плат, чтобы он вытер им лицо во время своего пути к Голгофе. Это изображение, как правило, встречается в европейской традиции.

Доменико Фетти "Плат Вероники", 1620.
Доменико Фетти "Плат Вероники", 1620.

Зачастую, полотно изображается в руках Вероники.

Жак Бланшар "Святая Вероника", 1633-1634.
Жак Бланшар "Святая Вероника", 1633-1634.

В русской православной традиции - упоминания о Плате Вероники нет. Лик на Плате Вероники изображается с терновым венцом на голове - этим и отличается от Святого Убруса и Святой Чрепицы.

Еще европейская традиция изображения - это больше не иконопись, это картина на религиозную тематику. Здесь обращают много внимания на физическое страдание и недосказанность в изображении, когда в уставной иконе внимание уделяется духовности и завершенности образа. Поэтому, я думаю, в европейской традиции имеет мето быть Плат Вероники, а в русской православной традиции четко закрепились Святой Убрус и Святая Чрепица.