Найти в Дзене
PRO ИКОНЫ и искусство

Первые иконы Иисуса Христа

Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Согласно Церковному Преданию это изображения, которые оставлены Спасителем - речь идет о так называемом Нерукотворном Образе. Первое изображение, которое оставлено Спасителем на Святом Убрусе Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни, послал к Христу своего живописца и попросил, пригласить Иисуса Христа, чтобы тот исцелил Авгаря. Христос не смог явиться Сам, но обещал отправить своих учеников, а живописец попытался написать портрет Христа, но, к сожалению, ничего не вышло. Тогда, омыв лицо, Христос попросил убрус (плат), отёрся убрусом и в результате на ткани отпечатлелся Его лик. Плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен. Древнейший – информация о котором нам дошла – писатель Евагрий (VI в.), авторство которого неоспоримо, говорит о Нерукотворном Образе, посланном Христом царю Авгарю. В своей «Церковной истории» он называет этот образ «богозданной иконой». Что
Оглавление

Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя

появилась во время Его земной жизни. Согласно Церковному Преданию это изображения, которые оставлены Спасителем - речь идет о так называемом Нерукотворном Образе.

Первое изображение, которое оставлено Спасителем на Святом Убрусе

Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни, послал к Христу своего живописца и попросил, пригласить Иисуса Христа, чтобы тот исцелил Авгаря. Христос не смог явиться Сам, но обещал отправить своих учеников, а живописец попытался написать портрет Христа, но, к сожалению, ничего не вышло. Тогда, омыв лицо, Христос попросил убрус (плат), отёрся убрусом и в результате на ткани отпечатлелся Его лик. Плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.

Древнейший – информация о котором нам дошла – писатель Евагрий (VI в.), авторство которого неоспоримо, говорит о Нерукотворном Образе, посланном Христом царю Авгарю. В своей «Церковной истории» он называет этот образ «богозданной иконой».

Что касается самого плата с запечатленным на нем образом лика

Христова, то он долго хранился в Едессе. Во времена иконоборчества образ замуровали в стене, чтобы спрятать и сохранить (об этом ниже). Далее образ был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в храме Богоматери, называемом Фарос.

-2

В честь Образа была составлена проповедь, и вероятно, к этому же времени относится служба праздника, совершаемого 16 августа, в день, когда вспоминается перенесение Нерукотворного Образа в Константинополь. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы иконы теряются. Возможно, корабль с образом затонул.

Второе изображение – Святая Чрепица

Чтобы спасти Святой Убрус во времена иконоборчества, когда жестоко боролись с иконой как таковой, его нужно было спрятать. Его заложили в крепостную стену, но изображение лика Спасителя проявилось на черепице - на кирпичной кладке. Это изображении на стене и получило в последствии название «Святая Чрепица». Спас Нерукотворный хранился в стене до, ориентировочно, середины 6 века.

Спас «на чрепии» Последняя четверть XII в., Новгород
Спас «на чрепии» Последняя четверть XII в., Новгород
Фреска восточной подпружной арки. 1119 г., Владимир,  в церкви Спаса Нередицы
Фреска восточной подпружной арки. 1119 г., Владимир, в церкви Спаса Нередицы

Третья нерукотворная икона - Плат Вероники

Еще одно изображение называется «Плат Вероники», которое получилось, когда женщина Вероника дала Спасителю плат, чтобы он вытер им лицо во время своего пути к Голгофе. Это изображение, как правило, встречается в европейской традиции.

Доменико Фетти "Плат Вероники", 1620.
Доменико Фетти "Плат Вероники", 1620.

Зачастую, полотно изображается в руках Вероники.

Жак Бланшар "Святая Вероника", 1633-1634.
Жак Бланшар "Святая Вероника", 1633-1634.

В русской православной традиции - упоминания о Плате Вероники нет. Лик на Плате Вероники изображается с терновым венцом на голове - этим и отличается от Святого Убруса и Святой Чрепицы.

Еще европейская традиция изображения - это больше не иконопись, это картина на религиозную тематику. Здесь обращают много внимания на физическое страдание и недосказанность в изображении, когда в уставной иконе внимание уделяется духовности и завершенности образа. Поэтому, я думаю, в европейской традиции имеет мето быть Плат Вероники, а в русской православной традиции четко закрепились Святой Убрус и Святая Чрепица.