Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя
появилась во время Его земной жизни. Согласно Церковному Преданию это изображения, которые оставлены Спасителем - речь идет о так называемом Нерукотворном Образе.
Первое изображение, которое оставлено Спасителем на Святом Убрусе
Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни, послал к Христу своего живописца и попросил, пригласить Иисуса Христа, чтобы тот исцелил Авгаря. Христос не смог явиться Сам, но обещал отправить своих учеников, а живописец попытался написать портрет Христа, но, к сожалению, ничего не вышло. Тогда, омыв лицо, Христос попросил убрус (плат), отёрся убрусом и в результате на ткани отпечатлелся Его лик. Плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.
Древнейший – информация о котором нам дошла – писатель Евагрий (VI в.), авторство которого неоспоримо, говорит о Нерукотворном Образе, посланном Христом царю Авгарю. В своей «Церковной истории» он называет этот образ «богозданной иконой».
Что касается самого плата с запечатленным на нем образом лика
Христова, то он долго хранился в Едессе. Во времена иконоборчества образ замуровали в стене, чтобы спрятать и сохранить (об этом ниже). Далее образ был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в храме Богоматери, называемом Фарос.
В честь Образа была составлена проповедь, и вероятно, к этому же времени относится служба праздника, совершаемого 16 августа, в день, когда вспоминается перенесение Нерукотворного Образа в Константинополь. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы иконы теряются. Возможно, корабль с образом затонул.
Второе изображение – Святая Чрепица
Чтобы спасти Святой Убрус во времена иконоборчества, когда жестоко боролись с иконой как таковой, его нужно было спрятать. Его заложили в крепостную стену, но изображение лика Спасителя проявилось на черепице - на кирпичной кладке. Это изображении на стене и получило в последствии название «Святая Чрепица». Спас Нерукотворный хранился в стене до, ориентировочно, середины 6 века.
Третья нерукотворная икона - Плат Вероники
Еще одно изображение называется «Плат Вероники», которое получилось, когда женщина Вероника дала Спасителю плат, чтобы он вытер им лицо во время своего пути к Голгофе. Это изображение, как правило, встречается в европейской традиции.
Зачастую, полотно изображается в руках Вероники.
В русской православной традиции - упоминания о Плате Вероники нет. Лик на Плате Вероники изображается с терновым венцом на голове - этим и отличается от Святого Убруса и Святой Чрепицы.
Еще европейская традиция изображения - это больше не иконопись, это картина на религиозную тематику. Здесь обращают много внимания на физическое страдание и недосказанность в изображении, когда в уставной иконе внимание уделяется духовности и завершенности образа. Поэтому, я думаю, в европейской традиции имеет мето быть Плат Вероники, а в русской православной традиции четко закрепились Святой Убрус и Святая Чрепица.