Как часто бывает, что пройдешь много раз возле предмета очень нужного и важнейшего в быту человека, и ни разу его не только не исследуешь, но даже как обыкновенную, и частию в свойство своем известную вещь оставляешь без внимания. Наткнет случай – только тогда удивишься, что как просто открывался ящик, и странно, что не знал прежде.
Это небольшой кусочек статьи из газеты 1848 года. Надо сказать, что это изречение универсально и актуально до сих пор. Вот, например, каждый день мы проходим мимо сотен и тысяч растений, даже не задумываясь о том, насколько они нам полезны. А между тем... Между тем, в Крыму произрастает немало растений, которые здесь успешно или безуспешно культивировали в разные временные периоды и исторические эпохи. Чего стоит, например, попытка разведения хлопчатника или крым-сагыза. Выращивали когда-то чуть ли не промышленным способом различные красильные растения. Все это в прошлом, но... но вдруг когда-то пригодится, подумала я себе и решила все-таки писать и про растения. По традиции - не самые очевидные растения и не самые тривиальные истории с ними. Начну с чакана, или рогоза, который не культивировали, но который может быть полезен, если вдруг что...
Чакан
Не знаю, слышали ли вы когда-нибудь о таком растении, я его знаю как рогоз, а в детстве около меня не было шибко умных детей, интернета не было, картинки в энциклопедиях не особенно радовали глаз и способствовали четкому определению вида, а взрослым было не до того, и потому растения высотой метра два с приметными темными цилиндрическими верхушками называли "камыш". На самом деле у растения с латинским названием Týpha существует немало синонимов - чакан, рогоз, камыш, палочник (точнее палочником называли семянник растения, то есть верхнюю его часть). А еще множество других
Эти "камыши" рвали и срезали, возвращаясь с отдыха на берегах рек, озер, каналов, ставили в вазы, а по прошествии времени цилиндры начинали "пылить". То есть они созревали и выпускали наружу волоски околоцветника, которые доставляли немало хлопот с уборкой.
Конечно, это никакой не камыш вовсе, но как и привычный камыш, растение оказалось полезным.
Использование чакана в XIX в.
Начну с информации, полученной из газет XIX века, в которых рассказывают о возможностях использования этого растения в быту и хозяйстве. Следует заметить, что часть предметов из рогоза-чакана даже участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1867 году!
Так что же в раньшие времена делали или пытались делать из рогоза? А вот что:
- свечи. Секрет изготовления прост: берете фунт сала (говяжьего или бараньего), то есть 400 г, заготавливаете 35 обрезков рогоза длиной 25-30 см, обмакиваете в растопленное сало, ставите стоймя, ждете и зажигаете. Вершок, то есть 4,5 см, горят 15 минут, следовательно фунта сала хватает на обеспечение светом в течение 52 часов. Придумал этот способ дешевого освещения некто В. Копытовский.
Если вы думаете, что его идея "зашла", то ошибаетесь. Тут же появились люди, которые разгромили идею дешевого освещения, сказав, что волокна чакана не впитывают жир, горят быстро, а потому совсем неэкномичны и обойдутся в копеечку - купите фонарь, дешевле станет!
- балберки. Если вы не рыбаки как и я, то поясняю, что балберка - это одновременно и поплавок, и утяжеление, которое позволяет далеко забрасывать. Используют для ловли рыбы на удочку на сильно заросших водоемах, а также такие балберки-поплавки цепляли к неводам. Именно балберки, изготовленные в Астрахани и Архангельске из чакана и осокоревой коры стали предметом экспозиции русского отдела на Всемирной выставке в Париже в 1867 г.;
- подстилки, называемые "чаканками";
- корзины;
- использовали в качестве уплотнения при изготовлении бочек и деревянной посуды;
- паклю для заделки щелей в деревянных домах.
Некто г-н Давыдов П. испробовав на все лады все части растения, предлагал использовать рогоз следующим образом:
- делать фильтры для очистки, например, рыбьего жира. Или водки. Брали сноп стеблей, перевязывали и втыкали в сосуд, сверху заливая неочищенную жидкость. На выходе получали отфильтрованный состав;
- печь хлеб, смешивая в равных частях муку из насыщенных крахмалом кореньев с пшеничной или ржаной. Из чаканной муки предлагалось печь пряники, бисквиты, делать квас, гнать водку;
- получать нити из волокон;
- готовить клей;
- плести обувь, подобную лаптям, из выделанных стеблей. Для упрочнения и долговечности рогозовые, или чаканные, лапти следовало обработать смолой, а нижнюю часть - подошву - обмазать варом;
- употреблять в пищу. Для этого достаточно было коренья запарить в печи, чтобы получить нежную и чуть сладковатую сердцевину. Для получения муки эту внутренность надо было засушить до полного испарения влаги.
Императорское вольное экономическое общество отметило вклад, сделанный Давыдовым, а инспектор сельского хозяйства И. К. Шениан даже написал брошюру на основе этих практических исследований.
Паустовский об использовании чакана в СССР
Узнать больше о скрытых возможностях этого представителя крымской флоры оказалось возможным благодаря очерку советского классика К. Паустовского, который так и назвал свою заметку "Бесценный чакан".
Я видел в Госторге выставку всяческих отбросов, из которых делают прекрасные вещи.
Я с радостью узнал старых знакомых. Они вызвали во мне пласты воспоминаний. Я помню мальчишек, продающих пучки камыша пассажирам поездов Севастополь — Москва. Они называли его «чакан». Это были крепкие стебли с черной макушкой, похожей на валик пишущей машинки.
И вот я снова увидел этот чакан (иначе его зовут «рогоз»). Специалист по утильсырью бережно держал макушку чакана и говорил, что этому растению нет цены потому, что его можно использовать «на все сто процентов».
Он взял макушку и стал вытаскивать нз нее светлокоричневый легчайших пух. Он обтрепал лишь десятую часть макушек, а пух лежал уже высокой горкой,— так фокусник вытаскивает из бутылки сотни метров шелковой ткани.
— Если к этому прибавить очень немного, всего процентов тридцать, старой шерсти,— сказал специалист,— мы получим сырье для прекраснейшего фетра. Производство уже налаживается. Валенки — легкие и прочные — из чакана будут стоить два рубля.
Он показал мне фетр из чакана. Он рвал его изо всех сил, мял и тянул, но фетр был тонок, прочен и не поддавался злым намерениям специалиста.
В корнях чакана спрятан крахмал — больше сорока процентов, его волокно крепко, как джут, а из листьев плетут циновки.
— Фетр из чакана не хуже, чем из тончайшего мериносового руна. Теперь считайте,— кило руна стоит девять рублей, а тонна чакана — сорок рублей. Есть разница?
Заросли этого необыкновенного растения с татарским, веющим Азией и степями названием есть всюду по берегам широких медленных вод: в устье Волги, в плавнях Днепра.
Кстати, очерк Паустовского называется "Всякий хлам", в нем несколько заметок, рассказывающих о разном "мусоре" о способах его ревитализации, я бы сказала)) На самом деле, для переработки хлама и превращения его в полезные вещи в настоящем существует другое английское наименование - рисайклинг, а по-русски - переработка.