Найти тему
Наука и фантастика

Ненаучная фантастика Эльдара Рязанова

Скриншот из фильма "Человек ниоткуда".
Скриншот из фильма "Человек ниоткуда".

Фильм, о котором я хочу поговорить, - "Человек ниоткуда" Эльдара Рязанова (1961) - имеет к космической фантастике крайне далекое отношение. Однако он числится в рубрике "фантастика", на что есть причины.

Вообще-то это легкая экстравагантная комедия, совершенно очаровательная и привлекающая не только съемками Москвы начала 1960-х (кто помнит, может поностальгировать!), но и прекрасной актерской игрой.

Галерея скриншотов: приключения на улицах утренней Москвы

Сюжет (сценарист - Леонид Зорин) вроде бы типично комедийный, хотя не совсем бытовой. Антрополог Владимир Поражаев (молодой Юрий Яковлев) пытается найти доказательства существования племени "снежных людей" - тапи. Во время экспедиции он проваливается в глубокую горную пещеру, попадает в плен к этому дикому племени (которое, однако, изъясняется исключительно стихами!), избегает смерти на костре и вместе с Чудаком, "белой вороной" среди людоедов-тапи, устремляется в Москву, чтобы доказать ученому совету свою правоту.

В Москве дикий Чудак (Сергей Юрский) переживает много разных приключений: выигрывает спартакиаду, влюбляется в девушку Олю, вмешивается в театральное представление, где идет пьеса о поисках эликсира бессмертия...

Скриншот
Скриншот

Постепенно Чудак приобщается к цивилизации. Позволяет остричь свои лохмы, одевается как модный молодой человек, приобретает приличные манеры...

Чудак (Сергей Юрский) до и после стрижки. Коллаж из скриншотов
Чудак (Сергей Юрский) до и после стрижки. Коллаж из скриншотов

Но неукротимость натуры дикаря берет свое. Напоследок он внезапно проникает на борт межпланетного корабля, на котором собирается отправиться в космос его друг-антрополог. Корабль, между прочим, стартует с площади перед Университетом, родные прощаются с космонавтами, как перед отправлением поезда, в толпе за всеми не уследишь... Заметив непрошенного пассажира, антрополог Вова пытается вытолкнуть Чудака за борт, вылетает вместе с ним и... приземляется там, где когда-то упал в горах Памира. Потом выясняется, что вся история с Чудаком ему приснилась.

Сцена в горах. Скриншот
Сцена в горах. Скриншот

Казалось бы, совершенно невинная комедия с легким налетом сатиры (не на советскую реальность как таковую, а на некоторые "недостатки"). Но после премьеры 1961 года фильм подвергся критике с самого верха. Идеолог политбюро М. А. Суслов обрушился на веселый фильм Рязанова с трибуны XXII съезда КПСС, начав с осуждения "бессодержательных и никчемных" книжек и фильмов:

Хотя некоторые из этих произведений появляются под таинственным названием, как «Человек ниоткуда» (Оживление в зале). Однако в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда, не оттуда (Оживление в зале, аплодисменты). Неизвестно также, откуда взяты, сколько (немало) и куда пошли средства на производство фильма. Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства? (Аплодисменты).

Еще раз сошлюсь на Википедию, чтобы меня не упрекали за выдумки небылиц насчет запретов:

После выступления Суслова показ фильма был повсеместно прекращён, а потом запрещён. Запрет был снят только в 1988 году решением Госкино СССР и конфликтной комиссии Союза кинематографистов СССР, после чего фильм был вновь показан в кинотеатрах.

Что же так разгневало ревнителей советских цензоров? Низкое художественное качество картины? Ну, спецэффекты могли бы быть и покруче, однако фильм очень смешной, а все актеры подобраны и играют великолепно. Такое созвездие имен и талантов! Помимо уже упомянутых Юрского (Чудак) и Яковлека (Владимир Поражаев, антрополог), в фильме заняты, между прочим, Людмила Гурченко (Лена), Нинель Мышкова (Оля), а в эпизодах - такие выдающиеся актеры, как Евгений Моргунов (повар-тапи), Юрий Никулин (старшина милиции) и Георгий Милляр (электромонтер). Анатолий Папанов сыграл здесь аж четыре роли, воплотив разные грани одного "людоедского" типажа: Аркадий Сергеевич Крохалёв, начальник антропологической экспедиции / вождь племени тапи / актёр театра трагикомедии / спортсмен-дебошир.

Что ещё? Бессодержательность и безыдейность?

Напротив, фильм очень даже идейно выдержан! В нем показано здоровое общество талантливых и энергичных людей, устремленных к прогрессу. Герои - ученые, артисты, журналисты, спортсмены, врачи (и даже сотрудники милиции показаны в исключительно положительном свете). Рабочие специальности тоже представлены: водители, парикмахеры, мороженщица.

Москва - город будущего: чистая, красивая, полная счастливых жителей, хотя и не слишком многолюдная (видимо, ограничились скромной массовкой). Исключение - забитый битком стадион.

Жители активно и честно работают, творчески развлекаются (ходят в театр, играют на рояле), ставят спортивные рекорды, ведут научные исследования - и, наконец, устремляются в космос.

Тема космоса возникает здесь дважды. Когда племя тапи хочет зажарить и съесть антрополога и Чудака, апеллируя к звездам, Владимир обещает направить на них звезду, ибо точно знает о времени прохождения над Памиром советского спутника. Так они избавляются от верной смерти.

Пролет спутника над пещерой тапи. Скриншот.
Пролет спутника над пещерой тапи. Скриншот.

Ну, и феерический перелет через стратосферу из Москвы на Памир... Для убедительности в кадре красуется Сатурн, хотя с Земли его таким увидеть нельзя.

Скриншот.
Скриншот.

И к чему придирались?..

Да было к чему. Текст, кажущийся комическим, местами довольно остр.

Приговаривая Чудака к смерти, Вождь тапи говорит:

Чудак всегда был скверным людоедом. Сражений избегал, не кушал слабых. Не ел друзей, как будто он не знал, что друга съесть особенно приятно.

В финале Чудак решает вернуться к своему племени, чтобы научить их быть людьми. А песня Чудака тоже достаточно красноречива:

Меж дальних гор лежит плато,
Туда не забредал никто.
Но там живет все время
Мое родное племя.

Там нравы дикие царят,
Там книги жгут, людей едят,
Там власть у беспардонных
Злодеев прирожденных.

Считают эти старики,
Что погребли нас ледники.
Но мой народ не вымер -
Свидетельствуй, Владимир!

Прощание Чудака и Владимира. Скриншот.
Прощание Чудака и Владимира. Скриншот.

Ну, и сквозь все эти слои просвечивает старинная идея "благородного дикаря", которая со времен Даниэля Дефо и Жан-Жака Руссо периодически всплывает в европейском искусстве.

В принципе, Чудак мог бы оказаться и инопланетянином. Однако про инопланетян Рязанов фильмов не снимал. А жаль.

--

В моей космоопере "благородные дикари" тоже есть - инопланетные, причем даже и не похожие на людей. В "Тетради с Энцелада" таковы кучуканцы - разумные страусы с планеты Кучук, или драконоид-стихотворец Рэо с Орифии, или косматые морозоустойчивые сиггу (аналог снежного человека). Тагманцы на Тиатаре тоже добрые и хорошие, но они давно приобщились к цивилизации (некоторые учатся и преподают в Колледже космолингвистики).

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".