Найти тему

Пёрл Харбор. Страшная месть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня нас ждет очередная статья – перевод книги «Нападение на Пёрл Харбор. Иллюстрированная история» авторов Л. Кимметта и М. Реджис. В ней мы коснемся урона, который понесли США в результате японской атаки. Особо углубляться в разбор инцидента не имеет смысла, так как материалов предостаточно в сети и опубликованных книгах. Здесь открытия нас не ждут. Вся атака известна до последней секунды. Остановлюсь исключительно на оценках и некоторых интересных последствиях. Поехали.

Торпедная атака.

Сорок бомбардировщиков-торпедоносцев Кейт начали снижение к Пёрл Харбору, когда командир Фучида подал сигнал «Черный Дракон». Пикирующие бомбардировщики заходили с высоты 9.200 футов. В 07:55 они разделились на две группы: шестнадцать самолетов-торпедоносцев приблизились с западной стороны к Форду Айленд, в то время как двадцать четыре самолета пролетели над Хикем Филд и подошли к гавани с восточной стороны. Группа из шестнадцати самолетов-торпедоносцев атаковали легкий миноносец «Рэйли» и крейсер «Детройт», а также старый линкор «Юта». Такой выбор объяснялся просто: именно здесь были места постоянных швартовок авианосцев «Лексингтон» и «Энтерпрайз».

Несмотря на приказ игнорировать небольшие военные корабли, пилоты выпустили семь торпед, прежде чем поняли, что на другой стороне острова Форд их ждут более привлекательные цели. Две торпеды попали в левый борт американского линкора «Юта», который немедленно начал опрокидываться. Командир приказал всему экипажу покинуть корабль. Японские самолеты расстреливали людей, когда те попытались выпрыгивать через правый борт в воду, смешанную с топливом. Тем временем еще одна торпеда взорвалась под мостиком миноносца «Рэйли», затопив носовое машинное отделение. Вторая ударная группа из двадцати четырех самолетов-торпедоносцев выстроилась в шеренгу и с ревом устремилась вдоль восточного пролива, который вел, как дорожка для боулинга, к линкору «Роу». Моряки, стоящие на корме американского крейсера «Новый Орлеан», могли даже обменяться взглядами с пилотами самолетов, пролетавших мимо на высоте пятидесяти футов. Атакуя группами по три самолета, пилоты помнили о своих приказах сосредоточиться на самых крупных кораблях, чтобы обеспечить их полное уничтожение. Корабли «Западная Вирджиния» и «Оклахома» имели несчастье оказаться центром мишени перед самолетами, несущимися к линкору «Роу» со скоростью 100 узлов/ч.

Атака самолетов-торпедоносцев на «Роу» стала техническим триумфом японского Императорского флота. Стандартная военно-морская практика предполагала сброс торпед с высоты 300 футов и на скорости 160 миль/час. Возникающие силы инерции погружали торпеды на глубину примерно 100 футов, прежде чем они могли подняться на поверхность. Жемчужная Гавань, однако, имела среднюю глубину всего 40 футов, что критически мало для обычных торпед. К 1941 году японцы обнаружили, что два дополнительных деревянных стабилизатора, слегка смещенных по отношению друг к другу, уменьшали глубину первоначального погружения торпеды. Непрерывно работая в течение всего года, инженеры разрешили эту проблему к ноябрю. Новый вид торпед, сброшенный с высоты 50 футов и на скорости 100 миль/час, погружались не глубже 33 футов, поэтому легко настигали мишени и на мелководье.

Около в 08:00 утра командование базы по громкоговорителям отдало приказ палубным зенитным батареям еще уцелевших военных кораблей открыть огонь по врагу. Моряки побежали к своим боевым постам под звуки выстрелов и взрывов, разносившихся над гаванью. В течение нескольких секунд три торпеды группы младшего лейтенанта Дзинити Гото попали в борт «Оклахомы». Корабль быстро накренился на 45 градусов. Еще две торпеды попали в гибнущее судно по левому борту, экипаж покидал корабль, спасаясь в воде.

Торпеды нанесли удары и другим линкорам, стоящим в ряду. Мичман с «Западной Вирджинии» увидел первые взрывы на острове Форд и подумал, что это внутренний пожар на корабле «Калифорния». Он немедленно отдал сигнал о пожарно-спасательных работах. Сотни людей бросились наверх, чтобы выполнить приказ, и были спасены, когда первая из семи торпед попала в борт «Вирджинии». Линкор накренился на 25 градусов, но встречное затопление исправило крен. В итоге «Западная Вирджиния» абсолютно в вертикальном положении отправилась на дно.

Военный корабль США «Юта» перевернулся во время атаки на западной стороне острова после попадания двух торпед. Сразу же погибли пятьдесят восемь моряков. Но самые ужасающие потери были на «Аризоне».

-2

Бомбардировка высокого уровня.

Другие самолеты совершали запланированные бомбардировки. И когда Фучида повернул обратно к Пёрл Харбору, раздался мощнейший взрыв. Самолет содрогнулся от ударной волны, и огромный столб темно-красного дыма поднялся в воздух на тысячу футов. В свой бинокль Фучида увидел, как одновременно вырвались пламя и красный дым, и понял, что на американском корабле «Аризона» взорвались пороховые погреба.

-3

Продолжая полет, самолет сбросил четыре бомбы на американский корабль «Мэриленд». Бомбы нашли цель, и Фучида увидел две крошечные вспышки – два попадания и два промаха. Самолет капитана ВВС остался над гаванью, чтобы руководить окончанием операции. Кружа над линкорным рядом, он с удовлетворением отметил, что четыре линкора потоплены, а три критически повреждены.

Это запечатлела японская фотография с борта одного из Кейт. В крайнем правом углу корабль ВМС США «Невада» окутан дымом. Прямо перед ним - «Аризона».

-4

Потеря «Аризоны».

В 1906 году британский военно-морской флот создал первый современный линкор - революционный HMS Dreadnought. Этот военный корабль водоизмещением 17 000 тонн имел централизованное управление огнем, главную батарею из десяти 12-дюймовых орудий и быстрые, более надежные турбинные двигатели. Он мог легко потопить любое военно-морское судно, построенное ранее. Дредноуты положили начало грандиозной гонке вооружений между Великобританией, Германией, Японией и Соединёнными Штатами. Семь лет спустя, в рамках этой кампании, ВМС США заказало два линкора класса «Аризона», чтобы они соответствовали возможностям новых японских военных кораблей. Американские корабли «Пенсильвания» и «Аризона» спроектированы для несения двенадцати 14-дюймовых орудий в четырех тройных башнях. Максимальная скорость - 21 узел. Дальность плавания составляла фантастические 7.000 миль. Двигатели работали на жидком топливе вместо угля.

И вот, «Аризона» потеряна.

Несколько схем.

-5

Столб дыма вырывается из передней части «Аризоны». Под палубой сдетонировали 14-дюймовые оружейные магазины. Одномоментно погибли 1100 моряков, находившихся на борту линейного корабля.

-6
-7

В октябре 1944 года Военно-морская верфь Пёрл Харбора отправила окончательный отчет о повреждениях американского корабля «Аризона» начальнику Бюро военно – морского судоходства. Основываясь на обширных подводных исследованиях, они сообщили следующее: взрыв в носовых отсеках произошел не из-за повреждения бортов корабля, а после взрыва в носовой части рядом с башней № 1.

Башня № 1 обрушилась, так как были снесены несущие палубы. Остальная часть конструкции корабля и броневой пояс практически не пострадали. Бомба взорвалась рядом с левой опорой треноги мачты и оторвала ее, а опоры правого борта оказалось недостаточно, чтобы предотвратить обрушение носовой части. Военно-морская верфь Харбора завершила отчет рекомендацией прекратить дальнейшие спасательные работы.

Часы с затонувшей "Аризоны".
Часы с затонувшей "Аризоны".

Жертвы в Гонолулу.

В восьми милях от Перл-Харбора, в Гонолулу воскресенье, 7 декабря, началось спокойно. Даже звуки взрывов бомб и столбы дыма из Пёрл Харбора не смогли встревожить многих жителей Гонолулу, привыкших к постоянным военным учениям.

Начало войны стало очевидным в 8:05 утра, когда сорок взрывов сотрясли город. Встревоженные граждане вызывали пожарную службу, но большинство спецмашин находилось на аэродроме Хикэм Филд, борясь с огнем. После телефонного разговора с президентом Рузвельтом губернатор территорий Джозеф Э. Пойндекстер объявил режим ЧП и ввел на Гавайях военное положение. Позже власти установили, что 68 гражданских лиц были убиты и 35 ранены.

-9

Потери США.

Через два часа после начала японская атака на Пёрл Харбор была окончена. Хотя командир Фучида призвал нанести еще один удар по американцам, осторожный адмирал Нагумо приказал Первому Воздушному флоту возвращается к местам постоянной дислокации.

В Пёрл Харборе океанский бриз уносил на юг столбы густого черного дыма от горящих кораблей. Пять из восьми американских линкоров, находившихся в гавани, были потоплены, остальные три получили повреждения различной степени. Кроме того, потери включали три легких крейсера, три эсминца и четыре вспомогательных корабля. В целом 18 из 96 судов в гавани были либо затоплены, либо критически поражены.

Военно-морские силы и авиабазы морской пехоты на острове Форд, Канеохе и Эве потеряли 92 самолета, а 31 был поврежден. Армейские ВВС потеряли в общей сложности 73 самолета в Хикэм, Уилер и Беллоуз Филдс, 128 самолетов получили повреждения. Что еще более прискорбно, 2403 американца были убиты, пропали без вести или впоследствии умерли от полученных ран. Еще 1178 человек ранены, но позже вернулись в строй.

Несмотря на военный успех, японцам не удалось выпустить ни одного заряда в 4500000 баррелей нефти, хранившихся в резервуарах вокруг гавани. Эта нефть снабжала весь Тихоокеанский флот США в течение 1942 года. И служила топливом для битв в Коралловом море и на Мидуэе. Бомбардировка не затронула судоремонтные мощности, о чем впоследствии самураи горько пожалели. По иронии судьбы, сохранение всех американских авианосцев и потеря линкоров вынудили военно-морской флот Тихоокеанского региона превратить авианосные оперативные группы в основание стратегии, которой выиграна война.

Кораблики US of A.
Кораблики US of A.
Погибшие самолётики US of A.
Погибшие самолётики US of A.

Японские потери.

Судьба японской оперативной группы оказалась весьма трагична, но закономерна. Тридцать один японский корабль, начавший войну на Тихом океане с бомбардировки Пёрл Харбора, погиб. Только один подводник выжил и сдался в плен.

Первыми потеряны четыре из шести авианосцев "Гавайской Операции". В битве при Мидуэе американские пикирующие бомбардировщики потопили «Акаги», «Кагу», «Сорю» и «Хирю». Американский пилот, который был в Харборе, видел столбы черного дыма от горящих японских авианосцев и вспоминал «Аризону».

Следующими пали боевые корабли сопровождения «Хиэй» и «Киришима». В Гуадалканале затонул «Хиэй» от 85 - ти попаданий американских снарядов с крейсеров и линкоров. Двумя днями позже в тех же водах девять 16-дюймовых снарядов с американского линкора «Вашингтон» потопили «Киришиму».

Американская подводная лодка потопила авианосец «Секаку» недалеко от Филиппин. Четыре месяца спустя американские самолеты-торпедоносцы уничтожили последний уцелевший авианосец «Дзуйкаку» в Заливе Лейте. В этом бою погибли тяжелый крейсер «Чикума» и легкий крейсер «Абукума». Все эскортные эсминцы, использовавшиеся при нападении на Пёрл Харбор, потоплены во время войны. Последние три сопровождали гигантский линейный корабль «Ямато» в его тщетной попытке помешать высадке десанта США на Окинаву. Американские самолеты потопили «Ямато» и все эсминцы.

Самолеты с американских авианосцев совершили налет на гавань Куре в Японии в конце войны и уничтожили тяжелый крейсер «Тон», последний корабль ударного флота, оставшийся после атаки 7 декабря 1941 года.

В 1942 году США Военно-морские силы составили генеральную карту зарегистрированных японских авиакатастроф в Пёрл Харборе. Используя эту карту, в 1988 году сотрудники Национального Археологического Парка Гавайев обследовали тринадцать мест и обнаружили несколько сбитых самурайских самолетов.

Америка отомстила со всей возможной силой. Еще раз хочу напомнить: не бывает смешного или слабого противника. Тем более, что американцы – это лихие и смелые вояки. Те, кто поставил их в зависимость от комфортных бытовых условий, жестоко просчитались. Залихватские настроения в стиле «можем повторить» несут только вред и самообман. Другой вопрос, зачем и кем это делалось на протяжении многих лет? Обыкновенная глупость или ошибка?

В принципе, на военной составляющей книги «Пёрл Харбор» мы и остановимся. В следующей – заключительной статье поговорим о политических выводах и последствиях. Не пропустите.

Дисклеймер. Все сказанное автором и описанное в данной статье является авторской фантазией и не претендует на истину. Использованы тексты и фото из открытых источников. Любые совпадения с реальными событиями и личностями случайны. Автор старается уважать мнения всех людей и по разным вопросам.

Подписывайтесь на канал Laszlo Karanovać∴ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ! Это позволит находить загадочные кейсы, интересных людей и говорить об их месте в палитре всемирной истории.

Пёрл Харбор. Загадки и ответы. Читать здесь.

Пёрл Харбор. Иллюстрированная история. Часть I. Читать здесь.

Пёрл Харбор. Иллюстрированная история. Часть II. Читать здесь.

Пёрл Харбор. Иллюстрированная история. Часть III. Читать здесь.

Пёрл Харбор. Иллюстрированная история. Часть IV. Читать здесь.

Пёрл Харбор. Тора, Тора, Тора! Читать здесь.