Необычный экспонат коллекции Веломузея, реставрацией которого я собираюсь заняться в ближайшее время. Велосипед удивителен своим внешним видом, но, в первую очередь - своей историей. Дело в том, что этот странный ездящий артефакт – киногерой! Более того – он изготовлен в 1987 году специально для съемок в кинокомедии «Ёлки-палки» и этим уникален! ;-)
В 1988 году на экраны страны вышла комедийная кинолента режиссера Сергея Никоненко «Ёлки-палки», снятая по мотивам рассказов Василия Шукшина «Штрихи к портрету», «Упорный» и «Сильные идут дальше». Фильм снимался московской киностудией им. М. Горького в городе Осташкове Калининской (ныне Тверской) области.. Сюжет повествует о жизни изобретателя-одиночки, самоучки и энтузиаста, телемастера Николая Князева, живущего в маленьком приморском городе. На первый взгляд, главный горой – обычный человек, но в ходе развития сюжета выясняется, что он одержим «гениальными» техническими, философскими и социальными идеями, занимается изобретением «вечного двигателя» и… велосипеда. Он уже «достал» своими глобальными идеями всех соседей и горожан, став эдаким «городским сумасшедшим», которого понимают разве что дети, а обычные сограждане считают слегка чокнутым. Он же смотрит на них свысока, считая обывателями и мещанами.
Николай Князев отправляет письма и в Академию наук, и в ЮНЕСКО, тщетно ожидая ответа, но не обращает внимания на влюбленную работницу почты Любу, мечтающую выйти за него замуж и которую давно сватает ему сестра.
В результате всяких перипетий, герой едва не утонул в море, что заставляет его пересмотреть свою жизнь и вроде бы остепениться… но не тут-то было.
В фильме снималось целое созвездие знаменитых советских актеров – Леонид Куравлев, Леонид Ярмольник, Евгений Естигнеев Георгий Бурков, Галина Польских, Екатерина Воронина, а Сергей Никоненко сыграл главную роль изобретателя Николая Князева.
Фантазийный велосипед был изготовлен в мастерских киностудии имени Горького с использованием в качестве основы шяуляйского подросткового велосипеда модели 171-831 «Эрелюкас» («Орленок»). От него были взяты головная и задняя части рамы, каретка с шатунами и педалями, передняя вилка, колеса и крылья. Рама сварена из водопроводных труб, а сиденье взято от мопеда. Остальные элементы самодельные, а весь «декор», обеспечивающий общий вид «велосипеда сумасшедшего изобретателя», похоже был позаимствован со свалки какого-то научно-исследовательского института.
По своему типу велосипед, наверное, можно отнести к «чопперам» и трудно сдержать невольное удивление - насколько фантазия создателей предвосхитила современную велосипедную моду!
Ко мне велосипед попал в 2013 году через третьи руки с киностудии им. Горького, где его собирались утилизировать. Годы небрежного хранения на складах студии, а также перевозки туда-сюда сделали свое черное дело – некоторые объемные части были сломаны и погнуты, поржавели, но при этом все же сохранились, что позволит мне восстановить первоначальный облик велосипеда-киногероя.