А.М. Герасимов на фоне картины «Деревенская баня». 1938
12 августа (31 июля) — день рождения одного из самых именитых советских художников 1930-х и 1940-х годов, Александра Герасимова (1881—1963). Главный художник Советской страны, любимый живописец Сталина (неофициально) — так его называли. Его кисть изображала самые трагические и драматические моменты советской истории.
Александр Герасимов. Выстрел в народ. (Покушение на В.И. Ленина 30 августа 1918 года). 1961
А.М. Герасимов. Надежда Сергеевна Аллилуева в гробу. 1932
А.М. Герасимов. Г.К. Орджоникидзе в гробу. 1941
А.М. Герасимов. И.В. Сталин у гроба А.А. Жданова. 1948-1949
А.М. Герасимов. И.В. Сталин в гробу. 1953
Однако после создания последней картины фортуна отвернулась от художника. В эпоху «оттепели» именитого живописца больше не осыпали щедрыми премиями и наградами, как прежде, а наоборот, он стремительно терял прежнее влияние. Sic transit...
Появлялись такие злорадные шаржи на его падение с былых высот.
Николай Муратов (1908—1992). Медведь на воеводстве. 1959
А это, естественно, картина периода золотого века художника:
А.М. Герасимов. Художники на даче у Сталина. 1951 год
Здесь он изобразил самого себя в гостях на даче Сталина. Сидя рядом с Климом Ворошиловым, с трубкой, как и сам вождь, он делает зарисовки происходящего. Напротив Иосифа Виссарионовича в позе примерного ученика сидит другой художник — Исаак Бродский (1883—1939), бывший до Герасимова «живописцем номер 1» СССР, изображённый не без некоторой доли иронии, а из-за спины Бродского выглядывает Евгений Кацман (1890—1976). Последний, кстати, оставил довольно интересный мемуарный очерк об этой встрече, происходившей 6 июля 1933 года.
И не трауром единым, конечно...
А.М. Герасимов. «В.И. Ленин на трибуне». 1930 год. Самая востребованная в послесталинский период картина художника — воспроизводилась в миллионах экземпляров
А.М. Герасимов. Тегеранская конференция руководителей трёх держав. 1945
ПРОДОЛЖЕНИЕ