1,2K подписчиков

Все проблемы в сфере вывоза и утилизации мусора были заложены в законе

 Все проблемы, которые Нижегородская область сейчас имеет в сфере вывоза и утилизации мусора, легко прогнозировались при принятии федерального закона о создании так называемых региональных операторов

Все проблемы, которые Нижегородская область сейчас имеет в сфере вывоза и утилизации мусора, легко прогнозировались при принятии федерального закона о создании так называемых региональных операторов по обращению с твердыми бытовыми отходами – и теперь все это вылезло наружу.

Закон предполагал создание локальных монополистов, в нашем регионе появились компании, с которых можно было спрашивать за работу с мусором. И в преддверии выборов губернатор указывает на то, что система плохо работает. Возникает вопрос: почему раньше не спрашивали, не контролировали?

Потребители платят за вывоз мусора огромные деньги, но контролировать эту услугу крайне трудно по определению, поскольку отсутствует конкуренция.

Политический режим в России носит персоналистский характер, и во многих ситуациях пока первое лицо на уровне района, региона, страны не вмешается, ничего сделать нельзя. Сейчас прозвучал окрик, последуют проверки, кого-то накажут, может быть, оштрафуют.

Стоит отметить, что при принятии закона был выбран вариант «мусорят не люди, а квадратные метры». Тогдашний наш министр коммунального хозяйства Чертков, который сейчас работает в правительстве ДНР, объяснял это тем, что другой вариант был бы более дорогим. На самом же деле чиновники просто испугались, что придется залезать на уровень квартир, определять, где сколько людей живет.

На мой взгляд, это и вовсе нерешаемая проблема, поскольку вывоз мусора не является индивидуализированной услугой. То есть нельзя померить, сколько конкретный человек мусорит. Хотя попытка такая была.

Покойный ныне Михаил Швыганов, возглавлявший одно из товариществ собственников жилья в Верхних Печерах, пытался установить автоматизированный контейнер, доступ к которому получали только жители конкретного ТСЖ. У каждого жителя имелся ключик от замочка. Человек открывает дверцу, высыпает мусор и снова закрывает, а мусор, прежде чем попасть в контейнер, взвешивается – и исходя из этого потом производится расчет с поставщиком услуги. Не по нормативу, а по факту того, сколько жители данного дома выбросили. Понятно, что количество усредняется по всем квартирам, но, по крайней мере, есть общая оценка количества мусора, производимого ТСЖ.

И что вы думаете? Через некоторое время региональный оператор отказался принимать мусор по расчетному показателю, поскольку он терял в доходах – расхождение фактического количества и нормативного различалось очень существенно. Мусор не вывозился, и Швыганов в результате был вынужден сдаться.

А что у нас происходит с раздельным собором мусора? У моего дома стоит два контейнера – обычный и для пластикового мусора. Да, я как человек, заботящийся о природе, выбрасываю пластиковый мусор в один контейнер, все остальное – в другой. Но когда приезжает мусоровоз, он сваливает все это в одно место.

При этом ведется активная пропагандистская кампания, детишек обучают раздельному сбору мусора. Зачем?! Вот вам типичный пример столкновения виртуального с реальным. И наши депутаты, которые могли бы это все легко предвидеть, просто игнорировали факты. При этом иметь дело с мусором это очень выгодная история для операторов.

Тема утилизации отходов – это топ-тема для жителей, но не для власти, которая до поры до времени ее игнорирует. Но вот приближаются выборы – и инкумбент озаботился проблемой. А ведь все это прогнозировалось с самого момента принятия закона и было обусловлено монополизированным оказанием услуг.

Виктор Лысов, политолог