Пение по сути озвученный выдох. Мы озвучиваем воздух.
Формула – «искусство пения есть искусство дыхания» – является древнейшей в вокальном искусстве».
Безусловно у Бартоли в мельчайших деталях сильно ощущается виртуозность. У нее искусно сформированы и окрашены гласные, она умеет создавать характер и значение с помощью фразировки. Её колоратура иногда может показаться сшитой из слишком большого количества вокальных красок.
Но самое главное, в звуке ее дыхания!
В некоторых пассажах я беру дыхание так, что вы этого не заметите. Конечно, я дышу, но вы не сможете поймать меня на этом. Я не в первый раз делаю такое, вспомните хотя бы мой альбом «Opera proibita» («Запрещенная опера») – там то же самое. Например, та ария Генделя из оратории «Trionfo del Tempo». Бог мой! Там есть места, где нужно петь синхронно со скрипкой – терцией выше или терцией ниже. У голоса и у скрипки одинаково виртуозные партии. Скрипка играет и играет, а мне нужно петь и петь…(из интервью с Бартоли)
На канале есть видео с тренировками на дыхание, где вначале я специально вставила отрывок, послушайте, как она держит ноту, заметите как бы такой до-вдох, микро-добор воздуха?
ФАКТИЧЕСКИ ОНА ДОБИРАЕТ ВОЗДУХ ВО ВРЕМЯ ВЫДОХА.
Все умеют это делать, но не пользуются. Это элементарно! Вдохните и потом долго медленно выдыхайте через рот .Закончился?
А теперь толчками еще повыдыхайте до конца. Там его еще полно оказалось? Да! Потому что рот открыт и воздух добирается автоматически в микродозах. А, если зажать нос и закрыть рот, то разница огромная и быстрее заканчивается. Теперь попробуйте с зажатым ртом выдыхать и сравните количество воздуха.
Одним из самых удивительных аспектов ее исполнения было дыхание: звук воздуха, окружающего отдельные ноты. Мисс Бартоли умеет позволять звуку звучать на одном дыхании. Выдох часто используется для смягчения ноты, подчеркивая ее человеческое происхождение.
В подборке арий из ранних итальянских опер застенчивая, подвижная фразировка "Chi vuol la zingarella" Паизиелло была просто впечатляющей, но звучание слова "Амарилли" в арии Каччини было восхитительным. Каждое повторение становилось все прекраснее.
Дыхание было неразрывно связано с интерпретацией; имя возлюбленного превратилось в серию протяжных вздохов.
Рецензия.Бартоли находит красоту в звуке дыхания. Эдвард Ротштейн 27 апреля 1994.
Во время пения мы передаем чувства. Ведь музыка именно об этом – о чувствах. Она умеет находить и передавать эмоции и в музыке, и в словах с помощью дыхания. Вот ,что она говорит про текст:
Текст – это способ передать то, что я чувствую, но он нужен и для того, чтобы рассказать историю.
А в тексте нужно играть с каждым стихом и с каждым звуком, который есть в словах.
Вообще же в опере важен комплекс элементов: сочетание экспрессии, текста, красоты звучания и грусти, заложенной в музыке, и еще многого другого.
Я не отделяю одно от другого, не говорю себе: «Я только пою музыку». Для меня важно именно сочетание, которое и рождает по-настоящему сильное исполнение.https://tribuna.mosconsv.ru/?p=1256
Можно сказать, что Bartoli-певица,способностям голоса которой можно только позавидовать? -Да.
Можно сказать, что это феномен?- Да.
Ее феноменальная техника позволяет ей исполнять такие роли в операх, которые многим не по зубам.
Но ведь она искусно владеет тем, что дано природой, а значит и каждому из нас. И в нашей власти сделать своё дыхание в пении таким же мастерским использованным инструментом!
Для этого просто глубоко погрузиться в озвучивание вдоха и выдоха. Именно в процессе откроются тайны воздуха, проходящего каждый день через нас во время вдоха и выдоха.
А мы даже не замечаем этого и не считаем это великим даром и первой ценностью, хотя без дыхания мы попросту не сможем жить.
Но для певца -это первая ценность, которую надо умело использовать.