Найти тему
Школа Вокала.

Искусство дыхания на примере Чечилии Бартоли.

Пение по сути озвученный выдох. Мы озвучиваем воздух.
Формула – «искусство пения есть искусство дыхания» – является древнейшей в вокальном искусстве».

Безусловно у Бартоли в мельчайших деталях сильно ощущается виртуозность. У нее искусно сформированы и окрашены гласные, она умеет создавать характер и значение с помощью фразировки. Её колоратура иногда может показаться сшитой из слишком большого количества вокальных красок.
Но самое главное,
в звуке ее дыхания!

В некоторых пассажах я беру дыхание так, что вы этого не заметите. Конечно, я дышу, но вы не сможете поймать меня на этом. Я не в первый раз делаю такое, вспомните хотя бы мой альбом «Opera proibita» («Запрещенная опера») – там то же самое. Например, та ария Генделя из оратории «Trionfo del Tempo». Бог мой! Там есть места, где нужно петь синхронно со скрипкой – терцией выше или терцией ниже. У голоса и у скрипки одинаково виртуозные партии. Скрипка играет и играет, а мне нужно петь и петь…(из интервью с Бартоли)

На канале есть видео с тренировками на дыхание, где вначале я специально вставила отрывок, послушайте, как она держит ноту, заметите как бы такой до-вдох, микро-добор воздуха?

ФАКТИЧЕСКИ ОНА ДОБИРАЕТ ВОЗДУХ ВО ВРЕМЯ ВЫДОХА.

Все умеют это делать, но не пользуются. Это элементарно! Вдохните и потом долго медленно выдыхайте через рот .Закончился?
А теперь толчками еще повыдыхайте до конца. Там его еще полно оказалось? Да! Потому что рот открыт и воздух добирается автоматически в микродозах. А, если зажать нос и закрыть рот, то разница огромная и быстрее заканчивается. Теперь попробуйте с зажатым ртом выдыхать и сравните количество воздуха.

Одним из самых удивительных аспектов ее исполнения было дыхание: звук воздуха, окружающего отдельные ноты. Мисс Бартоли умеет позволять звуку звучать на одном дыхании. Выдох часто используется для смягчения ноты, подчеркивая ее человеческое происхождение.
В подборке арий из ранних итальянских опер застенчивая, подвижная фразировка "Chi vuol la zingarella" Паизиелло была просто впечатляющей, но звучание слова "Амарилли" в арии Каччини было восхитительным. Каждое повторение становилось все прекраснее.
Дыхание было неразрывно связано с интерпретацией; имя возлюбленного превратилось в серию протяжных вздохов.
Рецензия.Бартоли находит красоту в звуке дыхания.
Эдвард Ротштейн 27 апреля 1994.

Во время пения мы передаем чувства. Ведь музыка именно об этом – о чувствах. Она умеет находить и передавать эмоции и в музыке, и в словах с помощью дыхания. Вот ,что она говорит про текст:

Текст – это способ передать то, что я чувствую, но он нужен и для того, чтобы рассказать историю.
А в тексте нужно играть с каждым стихом и с каждым звуком, который есть в словах.
Вообще же в опере важен комплекс элементов: сочетание экспрессии, текста, красоты звучания и грусти, заложенной в музыке, и еще многого другого.
Я не отделяю одно от другого, не говорю себе: «Я только пою музыку». Для меня важно именно сочетание, которое и рождает по-настоящему сильное исполнение.
https://tribuna.mosconsv.ru/?p=1256

Можно сказать, что Bartoli-певица,способностям голоса которой можно только позавидовать? -Да.
Можно сказать, что это феномен?- Да.
Ее феноменальная техника позволяет ей исполнять такие роли в операх, которые многим не по зубам.

Но ведь она искусно владеет тем, что дано природой, а значит и каждому из нас. И в нашей власти сделать своё дыхание в пении таким же мастерским использованным инструментом!

Для этого просто глубоко погрузиться в озвучивание вдоха и выдоха. Именно в процессе откроются тайны воздуха, проходящего каждый день через нас во время вдоха и выдоха.
А мы даже не замечаем этого и не считаем это великим даром и первой ценностью, хотя без дыхания мы попросту не сможем жить.

Но для певца -это первая ценность, которую надо умело использовать.

Sacrificium, newest album by Cecilia Bartoli, aria 'Cadro ma qual te miro.
Sacrificium, newest album by Cecilia Bartoli, aria 'Cadro ma qual te miro.