Найти тему
Старыми словесы

Седалище благоразумия и чувствилище зрения

В очередной раз восхитилась звучностью церковнославянского языка с его древним суффиксом «ище», образованным от еще более древнего «иште». Например, слово «чувствилище», что в зависимости от контекста означало:

– орган чувств («чувствилище зрения»);

– то, что служит выразителем чувств/способно чувствовать;

–то, что способно воспринимать чувства/ впечатления из окружающего мира;

– некое пространство в философском смысле.

Или недавно мне встретилось словосочетание «седалище благоразумия». В словаре приводятся следующие значения слова «седалище»:

– место для сидения (стул/скамья/кресло); сиденье стула/кресла;

– ягодицы;

– престол, трон, кафедра; также в переносном смысле («бог восседает на седалище божие», «присылали есте к нам... и к великому нашему седалищу... своих великих послов... с своею дружелюбною грамотою»);

– место в иерархии/ занимаемое положение («седалище да у престола стоит моего»); «поискати седалища чьего-либо» – стремиться занять/захватить чье-либо место/должность;

– епископство, сан епископа/митрополита, епископская кафедра; перечень епископских кафедр; место/должность священнослужителя, право на эту должность; церковное седалище – кафедральная церковь;

– место пребывания, вместилище/хранилище (образно): «душа мятежна седалище диаволе».

Так что «седалище благоразумия» – вместилище благоразумия. И приведу еще мое любимое выражение «мудрости приятелище». То есть опять-таки вместилище, но уже мудрости. (Про омонимы глаголов «приати/прияти» и «прияю», а также про существительное «приятель» и прилагательное «приятный» я подробно писала здесь ).

А.П. Рябушкин, «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», 1893 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Седалище здесь изображено во многих ипостасях: как сиденье трона, как сам трон и трон – символ власти, как места для сидения — лавки, и собственно, как часть тела.
А.П. Рябушкин, «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», 1893 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Седалище здесь изображено во многих ипостасях: как сиденье трона, как сам трон и трон – символ власти, как места для сидения — лавки, и собственно, как часть тела.