Публикация представляет собой краткий обзор самых любимых лично мной писателей, стоявших у истоков советской фантастики в 1920-х годах и способствовавших ее расцвету до самого конца 1960-х. Это Алексей Толстой с его двумя глобально популярными научно-фантастическими романами, Александр Беляев, за короткий срок создавший целый цикл очень ярких произведений в этом жанре, а также их ментальные преемники – Иван Ефремов, Георгий Мартынов и Александр Шалимов.
Зарождение советской научной фантастики пришлось на начало 20-х, а расцвет ее - на 30-50-е года ХХ века. В то время как западный читатель отвергал социальную аллегорию «Метрополиса» Ф. Ланга, живо оценивал готический ужас в космической трактовке от Г. Лавкрафта, а после - поставил на пьедестал научной фантастики романтично-трагичного Рэя Брэдбери, советская писательская мысль двигалась в совершенно другом направлении. Ее ориентиры не имели ничего общего с экзистенциальным шоком от бескрайности космического пространства, предельностью жизни и границами нашего познания. Напротив, советским писателям будущее представлялось в позитивном ключе - светлое, одухотворенное и одновременно высокотехнологичное.
Если коротко, то советские писатели описывали единый мир сплоченных людей в духе лучших идеалов коммунизма, ну, без этого было просто невозможно, так как творили все эти писатели в СССР, а не за рубежом.
Проблематика советских научно-фантастических романов чаще связана с внешними угрозами, колонизацией новых планет или нераскрытыми тайнами. Главным героем нередко является ученый, инженер или другой человек, решающий встающие перед ним задачи благодаря сочетанию силы воли и фундаментальных знаний. Воспевается торжество науки, синтез внешней и внутренней красоты человека, идеалы взаимопомощи, верности, честности, несгибаемой воли.
В отличие от западной фантастики того же периода, человек в произведениях советских фантастов не превращается в маленького одинокого путника - он, в содружестве с другими людьми, предстает сильным, выносливым и целеустремленным, способным найти выход из любых ситуаций. Советская научная фантастика, таким образом, если уж говорить высокими фразами, являет собой убежденное отражение веры в человечество, его космическое будущее, а также в безграничный потенциал отдельного человека, который, проделав определенную работу над собой, становится достоин того чтобы шагнуть в Космос с гордо расправленными плечами.
Ну а что, разве не так? Пусть последний абзац кому-то покажется напыщенным, но он прекрасно отражает суть советской фантастики «золотого века», в отличие от фантастики западной, где герои прежде всего думают только о себе, а интересы человечества для них – это что-то необязательное. Ясно, что не по зову сердца часто наши писатели поднимали эти темы, а по требованиям «политики партии» и цензуры, тем не менее имеем что имеем, и будем рассматривать то, что нам представили лучшие, на мой взгляд советские фантасты 30-50 годов.
Кто же они - представители золотого периода советской фантастики? Для этой публикации я выделил только пятерых, хотя, конечно же, их было гораздо больше. Но об остальных я напишу в других публикациях.
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945 гг.) был весьма многогранным писателем, работавшим в самых разных жанрах. С одной стороны, он был глубоко погружен в историю российской государственности, что вылилось в создание таких рассказов как «День Петра» и «Наваждение», а после - масштабного исторического романа «Петр Первый». С другой стороны, творчеству писателя всегда сопутствовали фольклорные мотивы - так появились сборники «Сорочьи сказки» и «Русалочьи сказки», призванные показать богатство образов и красоту русского устного народного творчества.
Когда началась Первая мировая война, А. Толстой был освобожден от службы в армии, но все же добровольно пошел на фронт в роли военного корреспондента газеты «Русские ведомости». Писатель хотел разобраться в причинах войны, понять самую ее суть, а в своих статьях Толстой искренне восхищался храбростью русского народа.
После Октябрьской революции Алексей Толстой, опасаясь за свою жизнь как дворянина, покинул Россию и некоторое время жил в Париже и Берлине. Именно в Берлине, испытывая щемящую тоску по Родине, он начал работу над своим первым фантастическим романом - «Аэлита», посвященному путешествию землян на Марс. Там герой романа так же далек от земли, как сам писатель был далек от своей Родины на момент начала написания романа.
Роман считается «первым русским фантастическим романом», оказавшим немалое влияние на становление этого жанра в России в целом. Написан он на стыке жанров - утопия, приключения и фантастика. Научно-техническая часть истории основывается на разработках русского ученого К. Э. Циолковского, а именно - на его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В романе А. Толстой метафорично анализирует революцию, описывая ее, как закономерный этап развития человека и истории. А через призму легенды об Атлантиде писатель ищет место человеческим судьбам во Вселенной. Фантастика дала ему пространство, какого не смог бы дать ни один другой жанр. Это помогло издалека оценить текущие события на Родине. После этого анализа Толстой отрекся от эмиграции и вернулся в Россию, где в 1923 году закончил создание «Аэлиты».
«Аэлита» - это роман о любви, жажде жизни, силе и духовном героизме. Книга полна динамики, ошеломительных приключений и энергии человеческого стремления. Роман стал настоящей сенсацией в СССР - по нему еще в 1924 году был снят немой фильм Я. Протозанова, появился целый ряд романов подражающих «Аэлите» или продолжающих ее сюжет, а само имя Аэлита приобрело широкую популярность.
АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ
Александр Романович Беляев (1884-1942 гг.) - сын православного священника из Смоленска, по просьбе отца поступивший в семинарию. С детства он грезил о полетах - прыгал с крыши с зонтиком, представляя парашют, придумывал различные приспособления, напоминающие крылья. Одна из таких игр закончилась тяжелой травмой спины, от которой он страдал на протяжении всей жизни.
В молодом возрасте Беляев решает стать юристом. После нескольких тяжелых лет профессионального становления и смерти отца Александр выигрывает громкое дело, получает приличный гонорар и отправляется в путешествие по Европе. Там же он, наконец, осуществляет свою давнюю мечту и поднимается в воздух на гидроплане.
Кажется, что Александр интересуется буквально всем на свете, трудно представить более разностороннего человека. То он сам в 16 лет изобретает стереоскопический проекционный фонарь, то вместе с московскими студентами участвует в строительстве баррикад во время революции 1905 года, то меняет юридическую практику на должность редактора газеты «Смоленский вестник», а затем - возвращается обратно. Увлекался музыкой, живописью, фотографией. Является заядлым театралом и в то же время режиссером, драматургом, декоратором и даже актером.
Тяжело заболев, в 1915 году Александр Беляев переезжает с матерью в Ялту, где 6 лет остается прикованным к постели. Оставленный молодой женой, он не сдается - пишет стихи, изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает Циолковского, Герберта Уэллса, Жюля Верна. Далее жизнь бросает его от заведующего школой-колонией до инспектора уголовного розыска и библиотекаря, от Смоленска до Ялты, Москвы, Ленинграда, Киева, Мурманска и даже Заполярья, где писатель выдвигает идеи по озеленению города и строительству «аэроэлектростанции» - по сути генератора энергии ветра.
В 1924 году (в тот же год, что и издание «Аэлиты» А.Толстого) в Москве Беляев публикует свой первый заметный фантастический роман «Голова профессора Доуэля», с которого начинается отсчет «беляевской эпохи». Роман развивает тему жизни «головы без тела» возможную благодаря техническому прогрессу. Роман был высоко оценен, в том числе и Гербертом Уэллсом, чьим поклонником являлся и сам Александр, так, западный фантаст писал, что книга «чудесна» и «весьма выгодно отличается от западных книг».
В 1928 году Беляев с семьей переезжает в Ленинград и уже полностью посвящает себя литературной деятельности. Кроме того он - первый среди советских писателей, полностью сконцентрировавшийся в своем творчестве на жанре научной фантастики.
Наибольшую известность снискал роман Беляева «Человек-амфибия». Это настоящая ода Океану, Человеку и Любви. Центральный герой - человек-рыба, юноша, который в результате операции призванной спасти ему жизнь, получает способность жить под водой. Эмоциональная история любви Ихтиандра и Гуттиэре сделала имя Беляева бессмертным.
В 30-е года Беляев был захвачен темой космоса. Увлечение работами Циолковского привело к созданию таких романов как «Воздушный корабль» и «Вторая луна». Незадолго до войны и обострения тяжелой болезни писатель издал свой последний роман - «Ариэль». Его высоко оценили критики, а сама книга стала пиком писательского таланта писателя.
Это - история юноши из статусной семьи, учащегося в эзотерической индийской школе. Главный герой Ариэль, в результате секретного эксперимента и собственных напряженных усилий, получает способность летать. Книга проводит читателя сквозь настоящий психологический лабиринт, позволяя в полной мере проникнуться переживаниями героя и его миром.
Александр Беляев, создавший свои романы еще в далекие довоенные времена, предвосхитил множество научных открытий и изобретений будущего. Арсенал его достаточно внушительный – это подводные поселения и фермы, появление телевидения, радиолокаторов, выход в открытый космос и строительство орбитальных станций, трансплантация и выращивание органов, пластическая хирургия, регулирование роста через воздействие на эндокринную систему, крио-сон, появление синтетических препаратов, способных снимать утомление или стимулировать деятельность мозга и многое другое.
ИВАН ЕФРЕМОВ
Иван Антонович Ефремов (1908–1972 гг.) - выдающийся палеонтолог, а также писатель-фантаст, в чьем творчестве наиболее ярко проявились идеалы гармоничного справедливого общества будущего, состоящего из талантливых, отважных, образованных, гармоничных физически и нравственно людей.
Родившийся в семье крестьянина-старовера, и воспитанный в строгих нравах, он после развода родителей оказался на попечении родственницы, затем Отдела народного образования, и наконец - поступил в автороту, где детально изучил автомеханику и получил контузию во время бомбардировки Очакова белогвардейцами. После войны работал шофером, занимался разгрузкой барж, а в свободное время - увлеченно читал труды ученых по биологии, эволюции, климату.
В 15 лет Иван Ефремов заканчивает обучение в школе и, сдав экзамены на штурмана каботажного плавания, уезжает на Дальний Восток, поступив матросом на парусно-моторное судно. Капитан корабля Лухманов, разглядевший явный талант юноши и его тягу к знаниям, посоветовал тому идти в науку. Иван Антонович получает кандидатскую степень биологических наук, а позже экстерном защищает докторскую в Ленинграде.
За свою жизнь И. Ефремов провел множество экспедиций по Поволжью, Уралу и Средней Азии, а также по Сибири и Дальнему Востоку. В 1931 году он обследовал устье реки Горин, где через некоторое время началась масштабная стройка Комсомольска-на-Амуре, другая его экспедиция проходила маршрут по которому позже проложили один из отрезков БАМа. Его геологические карты с исследованием данных районов впоследствии использовались составителями советского «Атласа мира».
В годы войны Иван Ефремов просился на фронт, но в связи с подорванным экспедициями здоровьем был определен командованием в штаб по эвакуации ценностей Палеонтологического института. В 1943 он получил звание профессора палеонтологии. Ученый Ефремов стоял у истоков целого нового направления в палеонтологии - тафономии, или науке о захоронении ископаемых форм в геологических пластах. Одна организованная им экспедиция в Монголию вернулась с несколькими железнодорожными вагонами окаменелостей древних ящеров - и это при том, что всего за несколько месяцев до этого буквально на том же месте работала американская экспедиция, которая не обнаружила ничего.
За монографию по остеологии и анатомии лабиринтодонта Ефремов в соавторстве с Быстровым был награжден Линнеевским обществом в Англии, в 1945 он получил уже советский Орден Трудового Красного Знамени за заслуги в палеонтологии. В 1952 он был удостоен Сталинской премии второй степени за книгу «Тафономия и геологическая летопись», которую Иван Антонович считал главным делом своей жизни.
Именно профессиональная увлеченность Ефремова палеонтологией стала отправной точкой для его романов - даже описывая фантастические события и ситуации, он всегда сохранял научный подход и историческую достоверность. При этом он никогда не оставлял своей научной деятельности. Его романы признаны классикой социально-философской фантастики и изданы почти на всех языках мира:
Социально-философский роман И. Ефремова «Туманность Андромеды» (1957 г.), посвященный масштабным научным экспериментам и межгалактическим путешествиям, описывает возможную модель будущего мира, где люди увлечены чем-то более достойным, чем «делание денег» или политическая борьба. Это - книга-мечта о созидательной и прекрасной жизни объединенного человечества, обратившего свой взор в космос, за горизонт новых открытий, описывающая гуманистическую концепцию освоения новых миров.
Антиутопия «Час Быка» (1968 г.), являющаяся логическим продолжением первого романа, показывает то, что может произойти с обществом, если оно отойдет от идеалов честности, справедливости, нацеленности на научное и творческое развитие и скатится в дикость тоталитаризма. Действие происходит на планета Торманс, где общество разделено на «короткоживущих» и «долгоживущих». Книга была запрещена сразу после выхода и изъята из всех магазинов.
Социально-исторический роман «Таис Афинская» (1972 г.), реконструирующий эпоху завоевательных походов Александра Македонского, хоть и не является фантастическим в полном смысле слова, но не может не быть упомянут. Яркие образы героев, наполнены такой красотой и гармонией, что стали идеалами Человека для многих последующих поколений.
Иван Ефремов принадлежит к ученым-провидцам, предсказавшим появление множества изобретений за десятилетия до их реального изобретения.
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ
У Георгия Сергеевича Мартынова (1906-1983 гг.) тернистая жизненная история. Его родители рано развелись, и мальчик, оставшийся с матерью и сестрой, был вынужден бросить учебу и работать с четырнадцати лет. Мартынов был обычным рабочим на железной дороге Екатеринодара, а позже - поступил в Ленинградскую школу военных сообщений. В 25 лет из-за несчастного случая почти полностью потерял слух. Это привело к окончанию военной карьеры.
После этого Георгий Сергеевич работал на заводе резинотехнических изделий, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Был членом КПСС. В годы ВОВ принимал непосредственное участие в боевых действиях в составе Ленинградского и Прибалтийского фронтов. Имеет орден Красной звезды.
К литературному творчеству Г. Мартынов обратился уже в зрелые годы после войны. Его первый роман «Гость из бездны» (задуман в 1951 г., но вышел лишь в 1962-м) в некотором смысле был отголоском его собственного военного опыта, переосмысленном с точки зрения общества отдаленного будущего. В нем героя - участника ВОВ, оживляют его далекие потомки, но он с трудом находит свое место в прекрасном, но чуждом ему мире.
С 1956 года Г. С. Мартынов состоит в Союзе Писателей СССР и является профессиональным писателем.
Один из самых выдающихся романов писателя - «Гианэя». Действие романа разворачивается в 30-е годы XXI века. События воспринимаются глазами земного инженера и инопланетной гостьи, между которыми возникают чувства, осложненные разными ценностными установками, воспитанием, и идеалами героев. Роман поднимает тему контакта с представителями других инопланетных рас, одиночества, долга, спасения и счастья от обретения настоящей любви. Фоном основной сюжетной линии служит благополучное и сплоченное общество Земли, готовое принять любой вызов. В определенном смысле сама его духовность и нравственность становятся лучшей защитой от космических угроз - узнавая и понимая землян, бывшие враги уже не хотят оставаться таковыми.
АЛЕКСАНДР ШАЛИМОВ
Александр Иванович Шалимов (1917–1991 гг.) был не только писателем-фантастом, но и геологом. Выпускник Ленинградского горного института, он ездил в экспедиции по Средней Азии, Северу, Карпатам, Крыму и по Кавказу. Со временем стал преподавать в Ленинградском горном институте. Участвовал в открытии нескольких крупных месторождений.
Прошел Великую Отечественную войну и получил две медали за боевые заслуги. После войны еще восемь лет провел в армии. За время службы получил звание подполковника-инженера. После демобилизации Шалимов защитил кандидатскую и стал преподавателем геологии и минералогии. Работал в том числе в университетах Варшавы и Кубы.
Первые книги Александра Ивановича выполнены в стиле реализма, хотя начинал писатель с фантастических рассказов. Его книги пронизаны увлечением геологией, часто они посвящены природным феноменам или загадкам Земли. Яркий пример - сборник научно-фантастических рассказов «Охотники за динозаврами». Рассказы в нем освещают проблемы геологии, планетологии, экологии, энергетики и кибернетики.
Автор будто задает читателю загадки, ведя его по следам экспедиций главных героев. Сами герои Шалимова не делятся строго на «плохих» и «хороших». Писатель всегда оставляет место на обдумывание и анализ - именно поэтому так легко ассоциировать себя с персонажами. А обращение к интереснейшим темам из сферы непознанного вкупе с лихо закрученным сюжетом не оставят равнодушными никого, кто обладает пытливым умом и любит нераскрытые тайны. А кто же их не любит?
Научная фантастика советских авторов - уникальное и самобытное явление в мировой литературе. Эти книги и рассказы о далеких мирах и межгалактических путешествиях, о будущем человечества и способах достижения гармоничного мироустройства, о вопросах экологии, кибернетики, генетики и этики, экстраполированных на десятки, а то и сотни, тысячи лет вперед, не теряют своей актуальности и сегодня.
И сколь бы ни были запутаны сюжеты и необычны миры, советские фантасты никогда не ставили своей целью напугать или шокировать читателя, равно как и не ограничивались желанием его просто развлечь. Поднимая важные вопросы, они предлагали пути их решения, а главное - задавали высокие нравственно-моральные ориентиры и неизменно вселяли в читателя непоколебимую веру в себя, в Дружбу, Любовь и Человечество, выступая таким образом в качестве некой «путеводной звезды», свет которой несомненно будет освещать дороги для будущих поколений землян.
Извините за такой напыщенный стиль, но думаю, что в отношении большинства советских писателей-фантастов он совершенно уместен.
В следующих своих публикациях я продолжу освещать лучших мастеров этого жанра, творивших в 1920-1960-е годы, и большинство из них не менее интересный, чем Толстой, Беляев, Ефремов, Мартынов и Шалимов. Ну, просто они для меня лучшие, а остальные не влезли в рамки одной небольшой публикации.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Как Иван Ефремов был английским шпионом. Но имеются две версии, которые следует учитывать
Фантастическая дилогия Георгия Мартынова «Каллисто» и «Каллистяне» - это приключенческая утопия
Александр Шалимов, «Тайна Гремящей расщелины», 1961 г. – прекрасный образец советской фантастики
Роман А. П. Казанцева «Пылающий остров» в СССР был издан тиражом более 1,5 млн. экземпляров