«…Ненасытная страсть к приключениям, жажда сильных ощущений, стремление к неизвестному, неиспытанному…гонит человека как Вечного Жида всё вперёд и вперёд…» (А. В. Квитко)
Штурмую «Красный штурм»
Этим летом солнце нас радовало. Оно встречало, отогревало, потом нещадно палило, а мы купались в его лучах и не сопротивлялись ему нисколько.
В июне 2021 года я посетила заброшенную жемчужину сталинского ампира - санаторий имени С. Орджоникидзе. Запомнились: буйная зелень пальм, роскошная архитектура, потрясающая скульптурная композиция «Танцующие вакханки». Санаторий казался забытым и прекрасным замком!
Июнь 2023 года был щедр на события, а новых впечатлений никогда не бывает много. В Сочи «отшумели» гуляния в честь Дня города, мы побывали в парке «Дендрарий», пройден продолжительный маршрут к Свирскому ущелью, пляжный отдых начинал утомлять…
И вот я отправляюсь в более, как мне тогда казалось, атмосферное место – санаторий «Красный штурм». До революции он служил загородной дачей полковнику Русской императорской армии Андрею Валерьяновичу Квитко.
Добиралась я с приключениями. От железнодорожного вокзала Сочи я села на автобус. Время было утреннее, жаркое, до остановки «Красный штурм» я проехала 15 остановок. Дорогу к самой даче я не знала, но времени для раздумий было предостаточно, я усиленно вспоминала что-то из интернета, но оказалось, этого было мало.
Решила воспользоваться мобильным приложением «Яндекс Go». Такси приехало к противоположной остановке и через минуту покинуло её. Я осталась в одиночестве. Решаю идти самостоятельно. Но вокруг только автомобильная трасса, ведущие к морю железнодорожные пути, испепеляющее солнце и раскаленный асфальт. Решаю вновь заказать такси. На этот раз всё удачно сложилось: я сижу в машине и наслаждаюсь соком, да только вот остановились мы не там. На заборе вокруг дачи написано: «вход воспрещён». Водитель пожимает плечами и уезжает… Вокруг никого нет, «Яндекс Карты» показывают, что я нахожусь в указанной точке.
В итоге, убежав от подозрительно блуждающего без определенной цели то ли туриста, то ли местного жителя, случайно оказалась у входа в санаторий.
Возвращаясь обратно, открываю для себя, что всего лишь нужно было перейти дорогу по подземному переходу и подняться немного наверх от остановки!
Почти итальянский замок или Дом с приведениями
С дачей связано несколько загадочных историй и легенд. Вот одна из них: перед тем, как покинуть Россию, полковник Квитко спрятал в доме и на территории парка драгоценности. С тех самых пор охотники за сокровищами надеются их отыскать. Также существует легенда о том, что Алла Борисовна Пугачева хотела приобрести замок, но отказалась от этой затеи, ощутив «плохую ауру».
А мои впечатления вполне подтверждают мистицизм этого места. Заплатив двести рублей за вход, я иду к заброшенной некогда великолепной вилле. Она окружена стройными кипарисами, солнечный свет проникает в пустые провалы окон.
Стены исписаны граффити, порой настолько яркими, что подсвеченные солнечными лучами, они кажутся очень органично вписанными в атмосферу запустения.
Дома, в Сочи, я представляла поездку на дачу так: попаду в притягательный мир таинственности и печали, буду долго позировать у пианино и в почти воздушном арочном проходе с видом на море. В итоге, совсем нелюбезный охранник сделал мне замечание: я переложила картонную табличку «Не трогать, не открывать» с музыкального инструмента. Думаю, это правило касалось и картонки. Как будто уловив негативные вибрации, перестал откликаться на команды монопод.
В этот день на территории замка было безлюдно, и только бдительный охранник так и кружил около меня всё время, мешая мне в полной мере ощутить дыхание времени.
Дача Квитко имеет статус памятника истории и культуры Краснодарского края. Сейчас можно наблюдать, как ведутся небольшие реставрационные работы: сделаны перекрытия крыши, часть лестницы уже с красивыми балясинами. Подробнее о реставрации по этой ссылке:
https://russian.rt.com/russia/article/895435-dacha-kvitko-sochi
Замок, несомненно, обладает притягательной силой. Блуждаешь в поисках примет времени, а их не так уж и много – почти все разрушено. На полу можно увидеть итальянскую плитку, цела винтовая лестница, а с крыши с красивыми башенками открывается восхитительный вид на море.
Да и стены парадных залов наверняка помнят звуки настоящего рояля, под аккомпанемент которого пел самый известный российский бас, человек-эпоха Федор Шаляпин.
По развалинам истории
Андрей Валерьянович Квитка (Квитко) … Человек с удивительной судьбой и знаменитой фамилией. (2 (14) июля 1849, Харьков, Российская империя — 1922 или 1923, Рим, Королевство Италия) — полковник (1905) Русской императорской армии. Участник Русско-турецкой войны 1877—1878, Ахал-текинской экспедиции и Русско-японской войны.
Андрей Валерьянович Квитко происходил из старинного рода малороссийских казаков — Квитка. Семья была богатейшей, имела несколько поместий, замок, многие предметы искусства. Одно из их имений — «Основа» имело огромную популярность. По воспоминаниям князя А. Д. Голицына, cемья Квитко жила по определённому распорядку: зиму проводили под Римом, осень на Черноморском побережье, а весной возвращались в «Основу».
Своё достойное место в плеяде знаменитых Квитко Андрей Валерьянович по праву заслуживает как талантливый человек, проявивший себя в различных сферах деятельности и оставивший богатое, как материальное, так и духовное наследие.
В турецкую кампанию майор Квитко особо отличился при взятии Гривицкого редута под Плевной.
Был награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 2-й степени с мечами и Святого Станислава 2-й степени с мечами, а также золотым оружием «За храбрость» (за мужество при взятии Гривицкого редута).
Андрей Валерьянович был статный, не лишенный обаяния, судя по портретам того времени, мужчина, которому некую загадочность и шарм придавала черная повязка на левом глазу. В своем дневнике, описывая один из своих переходов через перевалы Манчжурии, Квитко поясняет, что случилось с его левым глазом : «Спускаясь с последнего перевала по тропинке…, я сорвался с высоты четырех аршин…, это произошло от того, что левый глаз у меня был оперирован».
Здоровье не позволило Андрею Валериановичу долго воевать, и он был вновь отправлен в отставку, но теперь уже в чине полковника в августе 1905 года. Впоследствии он напишет воспоминая об этой войне под названием «Дневник забайкальского казачьего офицера» .
Изданная книга содержала иллюстрации в виде рисунков и фотографий, сделанных автором.
Удивительные факты биографии Андрея Валерьяновича открываются нам на страницах его книги «Записки казачьего офицера. Война 1877- 1878 г.» Там упоминается одна интересная вещь в снаряжении А. В. Квитки. Это - альпийская постель. Любопытна она в том смысле, что была, со слов автора, подарена ему англичанами, членами альпийского клуба, с которыми он «поднимался на вершину Эльбруса в 1871 году».
Западная, наиболее высокая (5642 м) вершина Эльбруса впервые была покорена английскими альпинистами во главе с Ф. Грове в 1874 г. Об этом восхождении Грове рассказывает в своей книге "Холодный Кавказ", вышедшей в 1879 г. Там же он упоминает и о двух русских офицерах по фамилии Бернов и Квитка, пожелавших присоединится к англичанам непосредственно перед штурмом вершины. Очевидно, русские припоздали или же англичане попросту не стали их дожидаться, чтобы не делить с ними славу первопокорителей. Это им вполне удалось. Русские также предприняли попытку достигнуть вершины, но она оказалась неудачной из-за сильнейшего ветра и холода.
Подробнее: https://osnova-kvitka.at.ua/
Приблизительно в конце 80 –х годов 19 в. Андрей Валерьянович женится на Вере Дмитриевне Мартыновой (1862-1943), родной племяннице Николая Соломоновича Мартынова, участника трагической дуэли с М. Ю. Лермонтовым.
По многочисленным упоминаниям, Вера Дмитриевна до замужества проживала в Италии, где ее семья владела двумя виллами, поэтому неудивительно, что судьбоносная встреча двух молодых людей состоялась именно в этой стране.
Получив блестящее образование, мадам Квитко становится знатоком и ценителем итальянской живописи и собирает собственную коллекцию произведений Тициана, Корреджо, Паоло Веронезе и др., а так же английского фарфора и других произведений искусства.
Помимо имений, члены этой семьи являлись винными откупщиками. Может именно поэтому будучи уже замужем супруга полковника так неплохо разбиралась в винах.
Также есть все основания утверждать, что Андрей Валерьянович являлся одним из первых автомобилистов России. Он решает совершенствоваться как автомобилист уже в своем имении вблизи Туапсе. Так газета «Черноморское побережье» от 30 июля 1903 г. сообщила, что в местную таможню поступил из Франции автомобиль для землевладельца туапсинского округа полковника Квитко. А уже через месяц он принимает участие в автопробеге князя М. И. Хилкова по Черноморскому береговому шоссе на большом паровом автомобиле фирмы "Серполле".
Позже полковник приобретет поместье в Сочи и займется производством вина, а также построит замок очень схожий с тем замком, которым владела Вера Дмитриевна в Риме на Порта Пия. По некоторым данным, в роли зодчего мог выступить Алексей Буткин. Здесь Квитко и его жена любили отдыхать, кататься на яхте по Чёрному морю и устраивать праздники.
Место для дачи было выбрано живописное — у горного подножия Малого Ахуна среди густой растительности. Со стороны моря вблизи дачи начинался обрыв, открывающий широкий простор для визуального обзора. Дача была сооружена из серого камня. Говорят, что семью Квитко посещали различные знаменитости, например Фёдор Шаляпин, Надежда Плевицкая.
После революции дача была национализирована и стала принадлежать Ростовскому ЧК (ОГПУ, НКВД, МГБ).
В 1921 году на даче отдыхал Ф.Э. Дзержинский. С 1922 года здание передано Наркомпросу на два года под детскую трудколонию им. Луначарского.
В конце 20-х годов Квитко приехал из Италии на яхте за своим имуществом. И один грузчик, житель Хосты, спросил его: «Вам не жалко расставаться с «замком»?». На что Квитко ответил: «Жалко! Но у моей жены в Италии есть еще два замка!».
Вот две истории о происхождении названия санатория и событиях Гражданской войны из разных источников:
Воронцовский партизанский отряд двигался по Сухумскому шоссе из Хосты в Сочи. Впереди шла разведка, которая доложила, что навстречу из Сочи идет армянский карательный батальон. Партизаны засели за крутым поворотом у дачи Квитко и когда каратели подошли к повороту, бойцы с криком «Ура!» внезапно напали на них и обратили карателей в бегство. После этого случая «замок» был назван «Красным штурмом», в котором в 1924-25 гг. был создан дом отдыха на 60 человек.
Возможно, дача в Гражданскую войну стала одним из штабов армии белогвардейцев генерала Деникина. Когда Красная армия теснила белогвардейцев, на этой даче засели четверо деникинцев. По легенде, самому молодому из них предлагали сдаться, но он отказался — и состоялся тот самый «красный» штурм. Вероятно, тела четверых деникинцев были похоронены тут же, в парке.
В 1956 г. санаторий «Красный штурм» стал филиалом санатория им. Дзержинского. С 1960 – специализированный детский санаторий. Но после постройки детского санатория «Юность», дачу превратили в дом отдыха для семей.
В 90-х годах дача подверглась разграблению.
Так она и стоит сейчас одиноко, покинутая своими хозяевами, но все такая же величественная и прекрасная.
Интернет-ресурсы
https://dzen.ru/a/ZFpZTrljFjD8jTLK
https://www.kuban.kp.ru/daily/27538.5/4804081/