Для новичка в PR — все вокруг общаются на незнакомом языке. Руководитель проекта просит переслать бриф заказчика, составить фактурный пресс-релиз или же собрать референсы. Дедлайны горят, а вы не понимаете, что от вас требуется? Сделали шпаргалку от PR Partner с основными терминами — разберем их истинное значение.
Бриф — (от англ. brief, краткое изложение) это краткая выжимка с ключевой информацией по заказчику и его проекту, которая обязательно включает цели и желаемый результат работы. Бриф помогает пиарщику быстро погрузиться в специфику проекта и разработать предложение. Если упростить, это — легкая форма технического задания, с которой начинается коммуникация и работа над PR-кампанией.
Правильно составленный бриф экономит время специалиста и избавляет от излишней коммуникации. Делимся примером своего.
Питчинг — (от англ. pitch, бросок) это когда пиарщик презентует медиа свои темы и инфоповоды. Он может быть как устным, так и письменным. Главная цель: привлечь внимание журналиста и добиться публикации.
Перед тем как питчить СМИ, пиарщики внимательно изучают издания и их целевые аудитории, анализируют рубрики и вышедшие материалы, чтобы продвигать свои идеи только среди потенциально заинтересованных журналистов. Индивидуальный подход в питчинге — must.
Фактура — это факты и детали, на которых строится PR-материал. Фактура несет в себе пользу и делает текст привлекательным для читателя.
Разберемся на примере пресс-релиза. Ответы на вопросы «кто?», «что?», «когда?», «где?», «почему?», «зачем?» с фактической информацией — это и есть фактура, без которой не может существовать ни один релиз. Для журналиста пресс-релиз без фактуры — то же самое, что для Рената Агзамова торт без хруста безе.
Референс — (от англ. reference, эталон, стандарт) это пример, который готовит заказчик или исполнитель для дальнейшего развития идеи и работы над ней. Он дает ориентир, описывает результат, который необходимо получить.
Заказчику референсы помогают передать свое видение и сформулировать четкие требования. Исполнитель же использует референсы для анализа опыта других специалистов, уточнения информации у заказчика и согласования ТЗ. Кстати, именно по референсам исполнитель может обозначить примерный бюджет и объем работы над проектом.
Пресс-клиппинг — (от англ. press clipping, газетная/журнальная вырезка) это мониторинг СМИ и подбор публикаций c упоминаниями по определенным параметрам (издание, дата публикации, тональность, формат и т.д.). Он используется для анализа инфополя и оценки эффективности PR-кампании.
Раньше пресс-клиппинг делали вручную: пиарщики скупали вcе газеты, читали страницу за страницей, вырезали нужные статьи и составляли коллажи, которые годами бережно хранили в архивах.
Сегодня все гораздо проще, можно воспользоваться поисковыми системами, сервисами мониторинга СМИ и соцсетей (Медиалогия, Brand Analytics), а все данные хранить в облаке.
Медиаплан — документ с ключевой информацией о рекламной кампании. Помогает планировать проекты, управлять ими и следить за бюджетом. Удобство в том, что всё находится в одном файле, его легко редактировать, обновлять и анализировать.
Обычно медиаплан оформляется в таблице и отвечает на два основных вопроса: куда уходят деньги, и какие результаты приносит кампания. Он отражает множество показателей, KPI, площадки и форматы размещения, распределение бюджета и т.д.
Для самостоятельного составления медиаплана с нуля в помощь — бесплатные шаблоны от HubSpot.
А какие термины вам часто встречаются?