Найти тему

Новый взгляд на Вавилонскую башню

Оглавление

Самый известный в мире долгострой

Вавилонская башня. По библейским сказаниям, люди хотели сделать нечто великое, что свидетельствовало бы о их силе, солидарности, совместном труде : «Сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог же, увидев результаты человеческого труда, решил наказать их за дерзость, и рассудил, что если все оставить как есть, люди будут наглеть и дальше, и вообще наступит время, когда для них "не будет для них ничего невозможного».

Далее он поступает так: смешивает языки строителям и расселяет их по свету. Никакой башни (даже в руинах) на планете не нашли, так что много веков люди расшифровывают эту историю, как аллегорию наказания человека за дерзость сравняться в возможностях с Богом.

Символическое, религиозное, политическое толкование аллегорий картины я оставлю специалистам. Экспертам по творчеству художника также с большим удовольствием доверю намеки на судьбу его родины - внезапно на картине мы видим, что башня вписана в экстерьер города с узнаваемыми мельницами. Интересный Вавилон с экономическим процветанием Голландии и детализацией древней урбанистики!

-2

Известно также, что в "Вавилонской башне" художник отразил свое представление о судьбе злосчастного дома Габсбургов. Кстати, первая буржуазная революция произошла именно в Нидерландах как национально-освободительная. Терпеть испанцев-чужаков у власти народ больше не мог. Но и эту тему оставлю тем, кто разбирается в деталях профессионально.

«Вавилонская башня». На переднем плане царь Нимрод, спонсирующий строительство. Брейгель пишет восточного владыку, но намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом и неумеренной жаждой низкопоклонства.
«Вавилонская башня». На переднем плане царь Нимрод, спонсирующий строительство. Брейгель пишет восточного владыку, но намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом и неумеренной жаждой низкопоклонства.

А я строитель, и мне ближе взгляд инженера-строителя на башню - устоит ли конструкция, изображенная на картине Брейгеля - старшего?

Привет всем, кто у меня в дзен-блоге впервые. Я Алексей Норкин, руководитель строительной компании "Атлант" (г. Краснодар), мы с моими спецами строим индивидуальные дома, а в блоге я пишу про южные населенные пункты, которые можно рассмотреть для переезда, пишу про свои поездки и разные полезные штуки, связанные со строительством собственного дома.

Поговорим сегодня о самом известном долгострое мира - Вавилонской башне.

Обычно Вавилонскую башню в самом известном изображении Брейгеля считают обреченной из-за того, что строительство рассогласовано: одни строители завершают шпиль, другие еще долбят скальные породы у основания... Размышление об устойчивости объекта, который одни еще строят, другие частично ставят кровлю, третьи одновременно проводят остекление, четвертые начинают штукатурить помещения в еще незавершенном здании, - это о чем? О Вавилонской башне или о способе строительства домов в сегодняшних реалиях?

Ответ на вопрос " а что, можно так строить?" ищите в новостройках вашего города. И вы увидите многочисленные "вавилоны" в миниатюре. Наверху еще работает кран, а нижние этажи уже в стекле, и там кипит отделка. Что характерно - здания, которые готовят к сдаче, соединяя по времени этапы строительства воедино, никуда не падают, они устойчивы. То есть сегодня приём с тем, что одна бригада строителей делает в здании какие-то завершающие объемы, а другая уже ведет штукатурно-малярные работы - вполне нормальная практика.

-4

На что же рассердился Бог в притче о Вавилонской башне? Разве это плохо - понимать друг друга, вместе трудиться, ставить высокие цели и достигать результата? Разве вся жизнь человека не есть дерзновенные попытки голеньких по рождению и смертных (то есть конечных по сроку жизни) людей сделать что-то большое и важное? Почему это так огорчает Бога? Если он всемогущ, то кто может посягнуть на его универсальные возможности? Странновато также, что Бог наказывает потомков праведного Ноя, того самого, которого сам же спас в Великий Потоп. Что-то не рассчитал Бог с испорченностью потомков...

Как может простое здание (единственное, да еще и несовершенное) равняться в своих строительных потугах на всеобъемлющие возможности Бога-строителя, всего за неделю сотворившего Мир?! Улавливаете ничтожность человеческого масштаба? Что за характер у Творца, способного обидеться и разгневаться на жалкую кучку "мурашей", забубенивших "муравейник" многократно выше своего роста?

Примерно с такими мыслями я рассматриваю картину Питера Брейгеля Старшего.

Упадет или не упадет?

Не могу не восхититься деталями на картине художника, которые свидетельствуют о том, что он разбирается в строительной тематике. Есть даже такое мнение искусствоведов, что на картине Брейгель показал эволюцию строительного дела. На переднем плане много ручного труда: каменотесы с долотом и молотками, штукатуры с мастерками. На уровне нижних этажей - примитивные блочные конструкции для подъема отшлифованных плит. Чуть выше - краны усложненной конструкции. Еще выше - арочные каркасы-основания для ордерных аркад. Места стыков кирпичей усилены закладной арматурой, при детальном рассмотрении картины заметно, как арматура выступает из кладки.

 Питер Брейгель Старший — Вавилонская башня в Художественно-историческом музее.
Питер Брейгель Старший — Вавилонская башня в Художественно-историческом музее.

Завалится ли такая мощная махина, если иметь в виду, что Брейгель уже изобразил наклон башни, ее уже повело? Из-за ее приземистости у зрителей все же не создается впечатление, что она упадет. Башня вписана в линии города, стоит, - значит, - давно, и мы видим, как вокруг нее развился город, окруженный крепостной стеной. Сам город - ухоженный, обустроенный, с мостами, каналами, соборами, снабжается водой каналов и рек, за стеной лежат обширные сельхозугодия с голландскими мельницами для перекачки воды и полива. Могучее тело башни отбрасывает тень на гавань (близость порта - легкая доставка материалов). Вавилонский гигант еще в процессе строительства, но уже интегрирован в город.

-6

Кроме того, башня и сама по себе напоминает город в городе. Посмотрите, как кипит жизнь на каждом из ярусов! Что там может отвалиться или рассыпаться на части? Фундамент (судя по картине - это глубокие скальные породы) - вполне надежное основание. Непрочно вот что - арочные пролеты построены с нарушением - они параллельны наклонному основанию яруса, а за горизонталь надо бы брать основание башни. Иначе, конструкция получается "пьяной", ее уже слегка ведет.

Может ли это привести к обрушению здания? Едва ли. Это внешние детали, а не сердцевина. И если у башни нормальный фундамент, сделаны правильные сцепки с арматурным поясом основания и стен, если вдоль аркад заложен правильно каркас, то все будет держаться. Главное тут, где центр тяжести. Башня не упала в то время, которое развивался город. Центровка, стало быть, нормальная. Примерно та же ситуация и с Пизанской башней. Центр тяжести этой башни смещен от осевой, и она не падает, но там хлипкий фундамент с южной стороны компенсировали укрепительными работами с северной. Вавилонскую башню ведет слегка влево (в сторону города), однако фундамент справа компенсирован мощной скальной породой.

Немного странно, что Брейгель изобразил башню совсем не как башню, а как Римский Колизей. Башня все же сооружение защитного типа. Ее не принято украшать. Она должна служить для отпора врага.

Осадно-передвижная башня.
Осадно-передвижная башня.

Вот типичная башня!

-8

А на картине Брейгеля башня представлена ​​в выпуклой проекции — как бы вывернутой наизнанку, как свитер, снятый через голову.

Питер Брейгель Старший — Вавилонская башня в Музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме.
Питер Брейгель Старший — Вавилонская башня в Музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме.

Как вы видите, у Брейгеля два варианта картины. Один хранится в Вене, другой в Роттердаме. Обе картины написаны маслом на деревянных панелях.

Новый смысл метафор - Вавилонская башня не про отсутствие коммуникации, а про поиск совместных решений

💥

Разглядывая обе картины, я прихожу к мнению, что метафорически история Вавилонской башни является полной противоположностью достигнутой цели. Центральная тема библейской притчи о разрушении башни из-за языковых барьеров и непонимания, не нашла подтверждения временем. Фактически же разноязыкие строители построили саму башню и достигли завершающего уровня. Они создали первый небоскреб и заглянули выше облаков. Точно также строились и строятся все города и страны.

-10

Вавилонская башня, в моем понимании, отражает этапы в развитии современных городов и стран.

Так развивается и наш Краснодар, и масса иных городов. Кто-то еще обустраивает старые, уютные кварталы города: чинит старые постройки, озеленяет пространство, обзаводится живностью, а кто-то развивает новые модернизированные микрорайоны с актуальной архитектурой, а кто-то лепит частные дома впритык к многоэтажкам, а кто-то захватывает лакомые куски недвижимости в самых сладких районах города. Гармонии от этого разнобоя маловато, но переписать город набело не получится. Нет иных вариантов, как поэтапное развитие.

Шаг за шагом улучшаются условия жизни в микрорайонах, расширяются автомобильные дороги, и одновременно, в других частях города - жизнь ухудшается, а трафик растёт.

-11

Город развивается через слом старого и излишнюю экспансию нового. Город исторически разноязык, но люди учатся ладить друг с другом и говорить на одном языке, даже если этот язык, к примеру, русский. Да, русским с русскими иногда говорить очень трудно. Язык вроде один, а смыслов много.

Вавилонская башня - это картина о бардаке, скандалах, разногласиях и проблемах развития любого мегаполиса, но и о том, как люди преодолевают этот беспорядок.

-12

Давайте посмотрим на строительство, которое в деталях изобразил Брейгель, и вы увидите, что вся картина о преодолении, а не о сдачи позиций. Люди на картине активны, оптимистичны, полны жизни.

Что за странный объект размещен на краю яруса? Пушка? Бетономешалка?

-13

Нет, это разновидность подъемного крана. Этажом выше плиты поднимают при помощи воротов, прикладывая ручную силу. А в этом агрегате работники с помощью силы ног вращают барабан, там, видимо, наматывается веревка и происходит подъем плиты. Боковым натяжением троса задается правильное движение строительного материала.

-14

Какое же тут рассогласование? Напротив, кипит работа. Коллективные усилия людей выглядят как задачи, четко поставленные группам, и люди справляются со своей работой. Башня понемногу обрастает домами.

-15

Видимо, строители чувствуют стабильность в работе. А стабильность располагает к созданию уюта. Где-то увидим сарайчики, а где-то вполне обжитые дома.

-16

-17

Деревянное сооружение с отдушинами справа, судя по всему, туалет. Вот тут кого-то прихватило, но кабинки пока заняты.

-18

Строительство башни становится не просто делом, а миссией. Люди вживаются в этот процесс. Вот тут кто-то выращивает не то цветы, не то овощи в ящиках карнизов. Всюду жизнь!

-19

А вот что такое вот это? Зачем в крыше отверстие? Для чего нужен барабан? Он вращается? Для чего нужна эта дверца? Не знаю. Может, вы знаете?

-20

Вавилонская башня на картине - это про людей, обживающихся в любых условиях. В этой части башни стирают белье, везут овощи на лошадке...

-21

А этот строитель обзавелся осликом. Расстояния внутри башни огромные, пешком не набегаешься.

-22

У Брейгеля много людей разных строительных профессий на картине. На лесах, видимо, находятся плотники - они готовят деревянные каркасы под арки. Справа на более хлипких лесах разместились штукатуры.

-23
-24

В гавани идет погрузка кирпича. Его доставляют на лодках, спущенных с кораблей, что привезли этот груз.

-25

А тут кипит работа у каменщиков.

-26
-27

Кстати, в порту мы видим такой же ножной кран, как и на стене здания.

-28

И эта же конструкция с другой стороны башни.

-29

Скорее всего башня построена как восходящая спираль, как горный серпантин. Поэтому животным совсем не страшны подъемы на кручу.

-30

Часть башни построена, однако каменотесы еще готовят основание для новой стены. В этом нет ничего ужасного.

-31

Я заметил по картинкам в правой верхней части картины, что закладные под кирпичи, выведены нормально, так что недостающие фрагменты кладки можно будет "пристыковать".

-32

Хочу обратить ваше внимание на очень странную деталь картины Брейгеля. Где-то очень далеко, за морями и островами видны дома с куполами, как на православных храмах. Возможно, там начинается Россия.

-33

В которой много веков строится разноязыкими народами вавилонская башня общей судьбы. Вы скажете "обреченная на гибель", я усомнюсь. Никто не видел руин метафорической Вавилонской башни, но все знают росказни про завистливого Бога. Мне кажется, эта притча унижает его. И она неверно понята.

А люди... Люди всегда будут просто люди, как на этом фрагменте картины. Кто-то работает в поте лица своего, кто-то командует, что-то занимается бытом, кто-то лентяйничает...а кто-то в кустах, какает на все это.

-34