Самый известный в мире долгострой
Вавилонская башня. По библейским сказаниям, люди хотели сделать нечто великое, что свидетельствовало бы о их силе, солидарности, совместном труде : «Сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог же, увидев результаты человеческого труда, решил наказать их за дерзость, и рассудил, что если все оставить как есть, люди будут наглеть и дальше, и вообще наступит время, когда для них "не будет для них ничего невозможного».
Далее он поступает так: смешивает языки строителям и расселяет их по свету. Никакой башни (даже в руинах) на планете не нашли, так что много веков люди расшифровывают эту историю, как аллегорию наказания человека за дерзость сравняться в возможностях с Богом.
Символическое, религиозное, политическое толкование аллегорий картины я оставлю специалистам. Экспертам по творчеству художника также с большим удовольствием доверю намеки на судьбу его родины - внезапно на картине мы видим, что башня вписана в экстерьер города с узнаваемыми мельницами. Интересный Вавилон с экономическим процветанием Голландии и детализацией древней урбанистики!
Известно также, что в "Вавилонской башне" художник отразил свое представление о судьбе злосчастного дома Габсбургов. Кстати, первая буржуазная революция произошла именно в Нидерландах как национально-освободительная. Терпеть испанцев-чужаков у власти народ больше не мог. Но и эту тему оставлю тем, кто разбирается в деталях профессионально.
А я строитель, и мне ближе взгляд инженера-строителя на башню - устоит ли конструкция, изображенная на картине Брейгеля - старшего?
Привет всем, кто у меня в дзен-блоге впервые. Я Алексей Норкин, руководитель строительной компании "Атлант" (г. Краснодар), мы с моими спецами строим индивидуальные дома, а в блоге я пишу про южные населенные пункты, которые можно рассмотреть для переезда, пишу про свои поездки и разные полезные штуки, связанные со строительством собственного дома.
Поговорим сегодня о самом известном долгострое мира - Вавилонской башне.
Обычно Вавилонскую башню в самом известном изображении Брейгеля считают обреченной из-за того, что строительство рассогласовано: одни строители завершают шпиль, другие еще долбят скальные породы у основания... Размышление об устойчивости объекта, который одни еще строят, другие частично ставят кровлю, третьи одновременно проводят остекление, четвертые начинают штукатурить помещения в еще незавершенном здании, - это о чем? О Вавилонской башне или о способе строительства домов в сегодняшних реалиях?
Ответ на вопрос " а что, можно так строить?" ищите в новостройках вашего города. И вы увидите многочисленные "вавилоны" в миниатюре. Наверху еще работает кран, а нижние этажи уже в стекле, и там кипит отделка. Что характерно - здания, которые готовят к сдаче, соединяя по времени этапы строительства воедино, никуда не падают, они устойчивы. То есть сегодня приём с тем, что одна бригада строителей делает в здании какие-то завершающие объемы, а другая уже ведет штукатурно-малярные работы - вполне нормальная практика.
На что же рассердился Бог в притче о Вавилонской башне? Разве это плохо - понимать друг друга, вместе трудиться, ставить высокие цели и достигать результата? Разве вся жизнь человека не есть дерзновенные попытки голеньких по рождению и смертных (то есть конечных по сроку жизни) людей сделать что-то большое и важное? Почему это так огорчает Бога? Если он всемогущ, то кто может посягнуть на его универсальные возможности? Странновато также, что Бог наказывает потомков праведного Ноя, того самого, которого сам же спас в Великий Потоп. Что-то не рассчитал Бог с испорченностью потомков...
Как может простое здание (единственное, да еще и несовершенное) равняться в своих строительных потугах на всеобъемлющие возможности Бога-строителя, всего за неделю сотворившего Мир?! Улавливаете ничтожность человеческого масштаба? Что за характер у Творца, способного обидеться и разгневаться на жалкую кучку "мурашей", забубенивших "муравейник" многократно выше своего роста?
Примерно с такими мыслями я рассматриваю картину Питера Брейгеля Старшего.
Упадет или не упадет?
Не могу не восхититься деталями на картине художника, которые свидетельствуют о том, что он разбирается в строительной тематике. Есть даже такое мнение искусствоведов, что на картине Брейгель показал эволюцию строительного дела. На переднем плане много ручного труда: каменотесы с долотом и молотками, штукатуры с мастерками. На уровне нижних этажей - примитивные блочные конструкции для подъема отшлифованных плит. Чуть выше - краны усложненной конструкции. Еще выше - арочные каркасы-основания для ордерных аркад. Места стыков кирпичей усилены закладной арматурой, при детальном рассмотрении картины заметно, как арматура выступает из кладки.
Завалится ли такая мощная махина, если иметь в виду, что Брейгель уже изобразил наклон башни, ее уже повело? Из-за ее приземистости у зрителей все же не создается впечатление, что она упадет. Башня вписана в линии города, стоит, - значит, - давно, и мы видим, как вокруг нее развился город, окруженный крепостной стеной. Сам город - ухоженный, обустроенный, с мостами, каналами, соборами, снабжается водой каналов и рек, за стеной лежат обширные сельхозугодия с голландскими мельницами для перекачки воды и полива. Могучее тело башни отбрасывает тень на гавань (близость порта - легкая доставка материалов). Вавилонский гигант еще в процессе строительства, но уже интегрирован в город.
Кроме того, башня и сама по себе напоминает город в городе. Посмотрите, как кипит жизнь на каждом из ярусов! Что там может отвалиться или рассыпаться на части? Фундамент (судя по картине - это глубокие скальные породы) - вполне надежное основание. Непрочно вот что - арочные пролеты построены с нарушением - они параллельны наклонному основанию яруса, а за горизонталь надо бы брать основание башни. Иначе, конструкция получается "пьяной", ее уже слегка ведет.
Может ли это привести к обрушению здания? Едва ли. Это внешние детали, а не сердцевина. И если у башни нормальный фундамент, сделаны правильные сцепки с арматурным поясом основания и стен, если вдоль аркад заложен правильно каркас, то все будет держаться. Главное тут, где центр тяжести. Башня не упала в то время, которое развивался город. Центровка, стало быть, нормальная. Примерно та же ситуация и с Пизанской башней. Центр тяжести этой башни смещен от осевой, и она не падает, но там хлипкий фундамент с южной стороны компенсировали укрепительными работами с северной. Вавилонскую башню ведет слегка влево (в сторону города), однако фундамент справа компенсирован мощной скальной породой.
Немного странно, что Брейгель изобразил башню совсем не как башню, а как Римский Колизей. Башня все же сооружение защитного типа. Ее не принято украшать. Она должна служить для отпора врага.
Вот типичная башня!
А на картине Брейгеля башня представлена в выпуклой проекции — как бы вывернутой наизнанку, как свитер, снятый через голову.
Как вы видите, у Брейгеля два варианта картины. Один хранится в Вене, другой в Роттердаме. Обе картины написаны маслом на деревянных панелях.
Новый смысл метафор - Вавилонская башня не про отсутствие коммуникации, а про поиск совместных решений
💥
Разглядывая обе картины, я прихожу к мнению, что метафорически история Вавилонской башни является полной противоположностью достигнутой цели. Центральная тема библейской притчи о разрушении башни из-за языковых барьеров и непонимания, не нашла подтверждения временем. Фактически же разноязыкие строители построили саму башню и достигли завершающего уровня. Они создали первый небоскреб и заглянули выше облаков. Точно также строились и строятся все города и страны.
Вавилонская башня, в моем понимании, отражает этапы в развитии современных городов и стран.
Так развивается и наш Краснодар, и масса иных городов. Кто-то еще обустраивает старые, уютные кварталы города: чинит старые постройки, озеленяет пространство, обзаводится живностью, а кто-то развивает новые модернизированные микрорайоны с актуальной архитектурой, а кто-то лепит частные дома впритык к многоэтажкам, а кто-то захватывает лакомые куски недвижимости в самых сладких районах города. Гармонии от этого разнобоя маловато, но переписать город набело не получится. Нет иных вариантов, как поэтапное развитие.
Шаг за шагом улучшаются условия жизни в микрорайонах, расширяются автомобильные дороги, и одновременно, в других частях города - жизнь ухудшается, а трафик растёт.
Город развивается через слом старого и излишнюю экспансию нового. Город исторически разноязык, но люди учатся ладить друг с другом и говорить на одном языке, даже если этот язык, к примеру, русский. Да, русским с русскими иногда говорить очень трудно. Язык вроде один, а смыслов много.
Вавилонская башня - это картина о бардаке, скандалах, разногласиях и проблемах развития любого мегаполиса, но и о том, как люди преодолевают этот беспорядок.
Давайте посмотрим на строительство, которое в деталях изобразил Брейгель, и вы увидите, что вся картина о преодолении, а не о сдачи позиций. Люди на картине активны, оптимистичны, полны жизни.
Что за странный объект размещен на краю яруса? Пушка? Бетономешалка?
Нет, это разновидность подъемного крана. Этажом выше плиты поднимают при помощи воротов, прикладывая ручную силу. А в этом агрегате работники с помощью силы ног вращают барабан, там, видимо, наматывается веревка и происходит подъем плиты. Боковым натяжением троса задается правильное движение строительного материала.
Какое же тут рассогласование? Напротив, кипит работа. Коллективные усилия людей выглядят как задачи, четко поставленные группам, и люди справляются со своей работой. Башня понемногу обрастает домами.
Видимо, строители чувствуют стабильность в работе. А стабильность располагает к созданию уюта. Где-то увидим сарайчики, а где-то вполне обжитые дома.
Деревянное сооружение с отдушинами справа, судя по всему, туалет. Вот тут кого-то прихватило, но кабинки пока заняты.
Строительство башни становится не просто делом, а миссией. Люди вживаются в этот процесс. Вот тут кто-то выращивает не то цветы, не то овощи в ящиках карнизов. Всюду жизнь!
А вот что такое вот это? Зачем в крыше отверстие? Для чего нужен барабан? Он вращается? Для чего нужна эта дверца? Не знаю. Может, вы знаете?
Вавилонская башня на картине - это про людей, обживающихся в любых условиях. В этой части башни стирают белье, везут овощи на лошадке...
А этот строитель обзавелся осликом. Расстояния внутри башни огромные, пешком не набегаешься.
У Брейгеля много людей разных строительных профессий на картине. На лесах, видимо, находятся плотники - они готовят деревянные каркасы под арки. Справа на более хлипких лесах разместились штукатуры.
В гавани идет погрузка кирпича. Его доставляют на лодках, спущенных с кораблей, что привезли этот груз.
А тут кипит работа у каменщиков.
Кстати, в порту мы видим такой же ножной кран, как и на стене здания.
И эта же конструкция с другой стороны башни.
Скорее всего башня построена как восходящая спираль, как горный серпантин. Поэтому животным совсем не страшны подъемы на кручу.
Часть башни построена, однако каменотесы еще готовят основание для новой стены. В этом нет ничего ужасного.
Я заметил по картинкам в правой верхней части картины, что закладные под кирпичи, выведены нормально, так что недостающие фрагменты кладки можно будет "пристыковать".
Хочу обратить ваше внимание на очень странную деталь картины Брейгеля. Где-то очень далеко, за морями и островами видны дома с куполами, как на православных храмах. Возможно, там начинается Россия.
В которой много веков строится разноязыкими народами вавилонская башня общей судьбы. Вы скажете "обреченная на гибель", я усомнюсь. Никто не видел руин метафорической Вавилонской башни, но все знают росказни про завистливого Бога. Мне кажется, эта притча унижает его. И она неверно понята.
А люди... Люди всегда будут просто люди, как на этом фрагменте картины. Кто-то работает в поте лица своего, кто-то командует, что-то занимается бытом, кто-то лентяйничает...а кто-то в кустах, какает на все это.