Екатерина Георгиевна Джугашвили (1856-60-1937), первоначально носившая фамилию Геладзе, происходила из семьи крепостных. Она жила с родителями в небольшом селе недалеко от Гори в Восточной Грузии. После смерти отца матери стало трудно обеспечивать ее и троих детей, и они переехали в Гори в поисках помощи. К сожалению, вскоре мать умерла.
Кеке осталась сиротой в раннем возрасте, и ей пришлось столкнуться с трудностями жизни. Дядя в Гори помог ей научиться читать и писать по-грузински, и она выросла красивой девушкой.
Она вышла замуж за Бесо (Виссарион Джугашвили), молодого перспективного подмастерья сапожника, и некоторое время супруги жили в радости и достатке. У них родился сын Михаил, который, к сожалению, умер вскоре после рождения. Затем у них родился второй сын, Георгий, который также умер вскоре после рождения.
Рождение третьего сына, Иосифа, стало началом конца их брака. Бесо начал сильно пить и часто бывал жесток с Иосифом. Мальчик попросил уйти из дома, пока все не успокоится. Кеке осталась воспитывать Джозефа в основном одна.
Священник или сапожник?
Будущее Иосифа определялось волевым характером его матери. Отец хотел, чтобы он стал ремесленником, и считал, что книги и обучение грамоте - пустая трата времени. Но мать настояла на том, чтобы он пошел в школу и стал священником.
Благодаря матери Иосиф был готов к поступлению в богословскую школу в Гори, где он начал учиться в 1890 году. Он уже научился говорить по-русски, так как грузинские студенты должны были учиться на русском языке. Не выдержав давления матери и ее знакомых священников, Виссарион Джугашвили оставил семью и уехал в Тифлис.
Соратники Иосифа называли Екатерину Джугашвили "волчицей" за ее сильную преданность сыну. Она была с ним и ласкова, и строга, желая, чтобы он стал хорошим человеком. Она много работала, чтобы обеспечить семью и поддержать образование Иосифа.
Ей часто приходилось оставлять его одного, и он страдал от этого. В детстве он переболел брюшным тифом и чуть не стал инвалидом, когда вместе с другими детьми хватался за колеса проезжавших мимо карет.
Вопреки желанию матери Иосиф так и не стал священником. Окончив в 1894 г. духовное училище в Гори, он оставил мать и отправился в Тифлис, чтобы поступить в семинарию. Но через несколько лет его успеваемость упала, и он увлекся идеями социал-демократической революции.
В конце концов Сталин перевез мать в Тифлис, но письма на грузинском языке писал редко, а навещал ее еще реже. Последняя их встреча состоялась в 1935 году, за два года до смерти матери. Говорят, что Екатерина Джугашвили была очень разочарована тем, что ее сын не оправдал ее надежд и не стал священником.