Найти тему

Тяга к неведомому

Гордись моим сломанным сердцем, сломавший его,
Гордись моей болью, неведомой мне до того,
Гордись моей ночью, чью тьму погасил ты луной,
Смиреньем моим перед страстью твоей, но не мной,
Не полною чашей девичьих страданий и слез,
Которой ты мог бы хвалиться, хмельной, как Христос,
Раскрыв мне манящие новым мученьем объятья.
Смотри! Я краду у тебя Распятье!

Стихотворение Эмили Дикинсон (в переводе Леонида Ситника) было проиллюстрировано картиной "Глубины моря", которую написал Эдвард Коули Берн-Джонс.

Глубины моря. Фрагмент. Эдвард Коули Берн-Джонс. 1886 г.
Глубины моря. Фрагмент. Эдвард Коули Берн-Джонс. 1886 г.

Конечно Эмили Диккинсон, при всей поэтичности ее биографии, отнюдь не была русалкой, да и стихи свои посвящала вполне земным людям, но в каждой истории любви есть эта магия - магия притяжения к неведомому. Недаром в фольклоре любой страны найдется множество историй о любви человека и волшебного существа.

Такие сказки, кстати, демонстрируют не только извечную тягу человека к неведомомму, но и являются своеобразным проявлением первичной психологии. Подобно тому как как Джон Грэй объясняет разницу между мужчнами и женщинами через запоминающуюся фразу о том, что "мужчины с марса, а женщины с венеры", древние жрецы, рассказывая эти сказки, повествовали своим слушателям о различиях между партнерами не объясняя специфику их характера, но демонстрируя разницу внешнего вида и прооисхождения.

Глубины моря. Эдвард Коули Берн-Джонс. 1886 г.
Глубины моря. Эдвард Коули Берн-Джонс. 1886 г.

Об этой картине художника у нас есть отдельная статья.