Приветствую вас друзья! Название звучит как ребус, но разгадать его совсем не трудно. Особенно тем, кто внимательно будет читать. Ни до ни после него ни один линейный корабль в мире не нес столь многочисленной артиллерии главного калибра. Столь же необычной, как и вооружение была и судьба стального гиганта.
В начале двадцатого века эпидемия "дредноутной лихорадки" докатилась и до Латинской Америки. "Заболевшими" сразу стали три страны: Бразилия, Аргентина и Чили. Первый шаг на пути к завоеванию регионального господства на море сделала Бразилия. В 1907 году правительство этой страны заказало дредноуты "Минас-Жераис" ("Minas Gerais") и "Сан-Пауло" ("San Paulo"), вооруженные двенадцатью 305-мм орудиями, из которых 10 могли вести огонь на один борт.
Естественно двое других претендентов на титул местного "владыки морей" не могли оставить брошенный вызов без ответа. Аргентинцы в начале 1910 года заказали в США компании "Форе Ривер" два линейных корабля — "Ривадавия" ("Rivadavia") и "Морено" ("Могепо"), вооруженные также 12 305-мм орудиями, но имевшие по сравнению с бразильскими "коллегами" существенно более мощное бронирование. Но требования заказчика, касающиеся прочности, скорости хода и прочих деталей задержали строительство, и эти корабли вошли в состав аргентинского флота только в 1915 году.
Узнав о заказе соседей, а также о планах на постройку своих дредноутов у Чили, правительство Бразилии дабы сохранить региональное господство, приняло решение как можно скорее заказать третий корабль, который должен был стать последним словом в проектировании линкоров. Он уже даже получил имя - "Рио-де-Жанейро".
Было разработано несколько довольно амбициозных вариантов проекта с различным составом вооружения. Бразильцам хотелось получить корабль с орудиями максимальной мощности - уж если меряться с соседями линкорами, так по полной! Поэтому от изначального двенадцатидюймового главного калибра отказались и сделали выбор в пользу 356-мм орудий. Контракт с фирмой "Армстронг" на строительство линейного корабля по данному проекту был заключен и в марте 1910 года состоялась закладка, но после смены правительства восторжествовала иная точка зрения: "Мощный корабль в размерах ранее не применяющихся, слишком дорогой эксперимент". Новый морской министр во время своего пребывания в Германии обсуждал вопросы проектирования нового корабля с немецкими специалистами, которые заверили его, что мощности 305-мм снаряда вполне достаточно чтобы пробить любую существующую броню. Также заметили, что однотипный главный калибр позволит новому линкору лучше действовать совместно с "Минас-Жерайс" и "Сан-Пауло". Однако политические оппоненты не сдавались - сторонники ушедшего в отставку министра, а также глава бразильской миссии в Британии вообще ратовали за вооружение нового дредноута 16-дюймовой артиллерией. В итоге сошлись на орудиях калибром 305-мм, но число их должно быть не менее четырнадцати, иначе новый министр грозился вообще свернуть проект. Уж очень хотелось получить новую боевую единицу по мощнее, ну хоть чуть-чуть. В общем после череды изменений ( а был еще вариант с орудиями калибра 381-мм) и согласований стороны подписали 3 июня 1911 года контракт на постройку дредноута с четырнадцатью 12-дюймовыми орудиями. Контрактная стоимость корабля составила 2 675 000 фунтов. 14 сентября того же года прошла очередная церемония закладки, а уже 22 января 1913 года корпус был спущен на воду.
Но пока министры с адмиралами спорили о калибрах, ситуация поменялась. С Аргентиной вроде бы наметилась разрядка. Но главное - не стало денег в казне. Бразилию раздирали экономический и политический кризисы - по стране прокатилась волна военных мятежей. 22 ноября 1910 года восстание военных моряков на линкоре "Минас Жераис", которое было поддержано его систершипом и рядом других кораблей флота. В такой обстановке правительство решило от греха подальше отказаться от третьего линкора понимая, что во-первых не потянет его содержание, а во-вторых, в случае чего, усмирить подобную бронированную армаду уже может и не получиться. Через месяц после спуска на воду было заявлено, что правительство Бразилии с сожалением расторгает сделку и отказывается от прав на линейный корабль. Недостроенный корпус был выставлен на продажу.
Учитывая накалявшуюся, как сковородка, международную обстановку, интерес к кораблю оказался достаточно высок. В числе потенциальных покупателей оказались Россия, Италия, Греция и Османская империя. Российская империя после Цусимы начинала возрождение флота, а растущая военно-морская мощь соседней Германии заставляла этот процесс ускорять и искать варианты пополнения корабельного состава. В том числе и путем покупки за рубежом. Однако российское морское ведомство вскоре отказалось от этой идеи - кроме количества стволов он мало чем превосходил строившийся "Севастополь", да и к тому же проектировались более мощные корабли с орудиями калибров 356-мм и выше. К тому же расходы на приведение линкора к стандартам Российского флота могли стать чрезмерными. Правда, после того как корабль приобрела Турция мнение о нем поменялось и Морской генштаб даже рассматривал вопрос спешной покупки линкоров в Латинской Америке, чтобы противопоставить хоть что-то в случае появления турецких дредноутов в Черном море.
Следующим кандидатом на покупку была Италия, и все почти срослось, но тут в торги вмешалась Франция, желавшая оказать Греции помощь в покупке корабля и тем самым не допустить его появления во итальянском флоте — усиливать своего главного противника на Средиземном море отнюдь не входило в планы "паулю". Однако пока греки собирали деньги, подсуетилась Турция - османам также совсем не улыбалось иметь под боком греческий линкор, да и Россия готовилась серьезно усилить свой Черноморский флот. "В общем в хозяйстве нужная вещь, берем" - решили турки и 29 декабря 1913 года купили недострой за 1 200 000 фунтов. За достройку, по контракту, им предстояло раскошелиться еще на 2 340 000 фунтов. Так Османская империя добавила к своим достопримечательностям помимо Семибашенного замка еще и семибашенный линкор. Но, как оказалось, не на долго...
Линкор был переименован новыми хозяевами в "Султан Осман I" (Sultan Osman I) и продолжил достраиваться на верфи Армстронга. В июле 1914 года работы были завершены и корабль приступил к заводским испытаниям. Сдача заказчику намечалась аккурат в августе и на берега Туманного Альбиона уже прибыл его турецкий экипаж во главе с командиром Реуф-Беем. Но тут прогремели выстрелы в Сараево и началось! Первый морской Лорд Уинстон Черчиль, не желая усиливать флот более, чем вероятного противника отдал секретный приказ всеми правдами и неправдами затягивать передачу корабля. В ответ турецкий командир пригрозил силой захватить корабль. "Ну, так-то, у нас тоже силы есть" - ответили англичане и вежливо так предупредили, что готовы перестрелять султанских моряков, если они попробуют провернуть подобный фокус. В итоге, в начале августа 1914 года дредноут был реквизирован британским правительством и вошел в состав королевского флота под именем "Эджинкорт" (HMS "Agincourt"). Название было выбрано в честь битвы при Азенкуре, произошедшей в годы Столетней войны, в которой англичане наголову разгромили французов. Очень тактично по отношению к союзнику, не правда ли? Скажите спасибо, что не Ватерлоо!
Корабль имел корпус с развитым полубаком протянувшимся до кормовой надстройки, с изогнутым форштевнем, сохранившим таранное образование округлой формы, с подзором в корме. Водонепроницаемые переборки делили его на 28 основных отсеков. Над ватерлинией он имел три полных палубы: нижнюю, главную и верхнюю.
Двойное дно установили на 82% длинны корабля. Способ связи конструкций корпуса — обычный смешанный набор поперечных шпангоутов и продольных стрингеров, что соответствовало "адмиралтейским" проектам. Боковые кили проходили примерно от центра носовой башни "В" до центра кормовой башни "X".
В пространстве между бортовыми переборками и внешней обшивкой располагались основные угольные ямы. Он стал самым длинным линейным кораблем своего времени (204,67 метра), его соотношение длина-ширина составляло 7:1, что являлось необходимым для размещения семи башен главного калибра. Несмотря на большую длину и соответственный радиус циркуляции, корабль отличался хорошей управляемостью и хорошо слушался руля.
Силовая установка была представлена четырьмя турбинами Парсонса, каждая их которых приводила в движение свой гребной вал. Машинное отделение имело длину 21,95 метра и было разделено в диаметральной плоскости на три отсека двумя продольными переборками.Трехлопастные винты из марганцевистой бронзы имели 2,9 м в диаметре. Проектная мощность в 34000 л.с., на испытаниях оказалась даже более 40000 л.с., что позволило превысить расчетную скорость в 22 узла.
Пар для турбин вырабатывали 22 котла системы "Бэбкок-энд-Уилкокс" со смешанным угольно-нефтяным отоплением. Котельные отделения располагались между носовыми и средними башнями ГК, а также между средними башнями и машинным отделением. В носовом котельном отделении размещались шесть котлов и по восемь - в двух других. Стандартный запас топлива составлял 1500 тонн угля, максимальный - до 3200 тонн угля, а также 620 тонн нефти. Максимальная дальность хода составляла 13000 км при скорости в 10 узлов. Электричество вырабатывалось четырьмя электрогенераторами с приводом от паровых машин. Они вырабатывали постоянный ток напряжением 200 В в электрической сети. Все генераторы располагались в сухом отапливаемом помещении на главной палубе и были подключены к центральному распределительному щиту, размещенному также на главной палубе. В случае выхода из строя основных генераторов была предусмотрена аварийная электростанция с одним дизель-генератором мощностью 200 кВт.
Бронирование линкора было принесено в жертву вооружению. Главный пояс в районе ватерлинии был толщиной лишь 229 мм. Длина его составляла всего 111 метров, и он шел от барбета носовой башни до середины барбета пятой башни. К носу бронепояс был сокращен до 127 мм, а затем переходил в 102 мм. Такая же схема применялась и в кормовой части корабля, на самой корме брони не было вообще. Толщина бронепалубы варьировалась от 25 до 64 мм.
Самым слабым местом в бронировании корабля считались барбеты. Максимальное бронирование достигало 229 мм, но значительная часть имела лишь три дюйма брони (76 мм), а некоторые участки не были забронированы вообще. Башни имели броню 305 мм в лобовой части, 203 мм — с бортов, 50 мм — с тылу, 76 мм — сверху. Главная боевая рубка была защищена 305 мм вертикальной броней и 102 мм горизонтальной броней.
Главный калибр линкора состоял из четырнадцати 12-дюймовых орудий Mk XIII с длиной ствола 45 калибров, смонтированных в семи двухорудийных башнях с гидравлическим приводом. Башни располагались в диаметральной плоскости корабля по линейно-возвышенной схеме. Они обозначались буквами английского алфавита, но неофициально моряки называли их по дням недели - семь башен, семь дней. Орудия вели огонь 386-килограммовыми снарядами на дистанцию до 18 км со скорострельностью до 1,5 выстрела в минуту. Первоначально угол вертикальной наводки составлял от −3° до 13,5°, во время войны угол возвышения был увеличен до 16°, что добавило к дальности еще 600 метров. Особое внимание проектировщикам компании "Армстронг" пришлось уделить уменьшению высоких напряжений, возникавших в корпусе корабля от размещения такого количества башенных установок вдоль диаметральной плоскости, и, в частности, трех двухорудийных башен, расположенных на квартердеке, а также от возможного залпового огня из всех орудий на один борт. Решение этой задачи виделось в установке усиленных подбашенных подкреплений, включавших также дополнительные продольные балки, протянутые под верхней палубой.
В боекомплект входили снаряды: бронебойный (АРС), полуброненосный (SAP), фугасный (НЕ) и шрапнель. Весь боезапас для "Эджинкорта" поставлялся компанией "Армстронг". Все снаряды начинялись пикриновой кислотой (лиддитом). В метательном заряде, который состоял из четырех картузов массой по 32,32 кг каждый, применялся нитроглицерино-пирокселиновый бездымный порох марки "кордит MD".
Управление стрельбой при центральной наводке из орудий главного калибра осуществлялось из центрального поста управления огнем центральной наводки системы "Скотт-Виккерс", расположенного внутри рубки, установленной на площадке фор-марса. Резервный пост управления огнем ГК был оборудован на марсе треногой грот-мачты. Данные для стрельбы поступали от прибора управления артиллерийским огнем, расположенного также внутри рубки, установленной на платформе фок-мачты ниже фор-марса. Для автономного ведения огня каждая орудийная башня имела свой собственный дальномер.
Вспомогательный калибр состоял из восемнадцати 152-мм орудий Mk XIII с длиной ствола 50 калибров и поршневым затвором. Четырнадцать из них были установлены в бронированном каземате, остальные — на носовой и кормовой надстройках.
Орудия были отделены друг от друга 25,4-мм переборками. После реквизиции корабля на него было добавлено еще два таких же орудия в палубных щитовых установках. Они стреляли 45-килограммовыми снарядами на расстояние до 12,3 километра со скорострельностью 5-7 выстрелов в минуту. Дополняли вооружение десять 76-мм скорострельных пушек и три 533-мм подводных торпедных аппарата. В 1917—1918 году на квартердеке были установлены два 76-мм зенитных орудия.
Помимо электрогенераторов в состав вспомогательных устройств входили: две опреснительные установки, общей производительностью 400 тонн воды в сутки; два вспомогательных конденсатора с конденсаторными паровыми помпами, служившие для конденсации отработанного пара вспомогательных механизмов; система подачи смазки к паровым турбинам, включавшая в себя три паровых насоса установленные в каждом турбинном отсеке, маслоохладитель и масляные фильтры; система приточно-вытяжной вентиляции принудительного обмена загрязненного воздуха, включавшая в себя электровентиляторы и воздушные фильтры и довольно-таки протяженную и разветвленную систему воздуховодов; систему подачи подогретой воды к паровым котлам, состоявшую из подогревателей поверхностного типа, питательных насосов и сети трубопроводов с необходимой арматурой; электронасосы для перекачки нефти на борт в топливные цистерны и подачи нефти к котлам с угольным отоплением; электролебедки для погрузки угля и подъема шлака, а также шлюпочного крана; насосы гидросистемы орудийных башен; насосы водоотливной и пожарной систем; насосы для системы холодного водоснабжения бытовых помещений, прожекторы и другие вспомогательные устройства.
Экипаж "Эджинкорта", по штату составлял: на 7 августа 1914 года— 1109 человек, в 1917 году— 1268 человек. Размещение экипажа выполнено по стандартной для британского флота схеме: адмиральские апартаменты и офицерские каюты и помещения находились в корме, кубрики матросов и старшин — в носовой части.
Итак корабль начал свою службу под британским флагом. Пришлось провести некоторые переделки, в частности убрали противоторпедные сети, шлюпочный мостик над средними башнями, шлюпки и катера расположили вдоль бортов, установили основную и резервные радиостанции. Возникли и другие сложности - оказалось Адмиралтейство было не готово в срочном порядке собрать экипаж на столь крупный корабль, и команду набирали из самых разных мест — и с королевских яхт, и c гауптвахт и даже из тюрем. Командир и старшие офицеры и часть команды были переведены с королевских яхт "Виктория" и "Альберт III" , но в остальной части команды было много нарушителей дисциплины и прочих мелкокриминальных элементов. 7 сентября 1914 года на линкоре были завершены все работы, после чего он вступил в строй и присоединился к 4-й эскадре линкоров, которая базировалась на Скапа-Флоу. Из-за отсутствия стволиковых орудий у "Эджинкорта" были проблемы с проведением учебных стрельб. Задержка с их доставкой серьезно сказалась на боеспособности линкора. Чтобы занять всю эту компанию военно-морских гопников хоть чем-то в отсутствие противника и превратить их в нормально сколоченный экипаж, линкор часто совершал учебные выходы в море.
В мае 1915 года корабль был переведен в 1-ю эскадру, в составе которой принял участие в Ютландском сражении. Это стало самой яркой страницей в истории службы "Эджинкорта". В бою он не получил каких-либо повреждений и избежал потерь в экипаже. Хотя сам вел огонь довольно активно, израсходовав 144 двенадцатидюймовых и 111 шестидюймовых снарядов и предположительно добившись попаданий в германские линкоры "Кайзер" и "Маркграф" а, также, опять же "хайли лайкли"(с), от него прилетело еще и легкому крейсеру "Висбаден". Впрочем страху он нагнал и на своих - по свидетельству очевидцев, когда линкор дал полный бортовой залп главным калибром - первой мыслью у моряков на других кораблях была, что это взорвался еще один из линейных крейсеров. Настолько мощным был грохот и дым его залпов! В девятом часу вечера подвергся, среди прочих кораблей, массированной атаке трех флотилий германских эсминцев,но успешно маневрировал и избежал попаданий, при этом одна торпеда прошла перед носом корабля, а вторая за кормой.
После Ютланда дредноут был переведен в состав 2-й дивизии линейных кораблей.Тогда же трехногая грот-мачта была демонтирована, вместо нее установили короткую мачту с растяжками для радиосвязи. Позднее была установлена новая грот-мачта с рангоутом для крепления антенны, на которой смонтировали деррик-кран для подъема шлюпок что вернуло кораблю сбалансированный силуэт. В 1918 году размер мостика был увеличен, прожектора размещены на башенках вокруг второй дымовой трубы До конца войны ему больше не довелось открыть огонь по неприятелю - немцы уже ушли в глухую оборону, практически не выходя из своих баз. Служба была довольно спокойной и рутинной.
После окончания войны Великобритания попыталась продать дредноут Бразилии, но не преуспела. Также были планы перестроить его в быстроходный корабль снабжения, для чего с него должны были снять орудийные башни, кроме двух носовых, и оборудовать склады продовольствия, снаряжения и топливные цистерны, но и они не были реализованы. С 1921 года "Эджинкорт" использовался в качестве опытового корабля в Розайте. В конце-концов 19 декабря 1922 бывший линкор был продан компании "Rosyth Shipbreakers Co" и разобран на металл в Шотландии в 1924—1925 годах.
По своим параметрам "Эджинкорт" был явно не стандартным для британского флота кораблем. Но не только по этому его сложно считать удачным проектом. На лицо явный дисбаланс в сторону вооружения с сильным ослаблением броневой защиты. И это в то время когда морские державы вовсю стали строить линкоры с артиллерией калибром от 13, 5 дюймов и выше. Да и германские 280-мм и 305-мм снаряды вполне могли пробить его главный пояс, так что при Ютланде линкору очень и очень повезло, что он избежал попаданий. А то мог бы разделить участь "Куин Мэри".
В тоже время линкор обладал хорошей мореходностью и, как уже было сказано, неплохой маневренностью, хотя диаметр циркуляции был больше, чем у других линкоров британского флота. Что весьма важно для артиллерийского корабля, "Эджинкорт" являлся хорошей устойчивой орудийной платформой даже при сильном волнении. Помимо этого корабль отличался хорошими условиями обитаемости и успел завоевать репутацию одного из самых комфортабельных кораблей флота. Он имел неплохое внутреннее оборудование и меблировку, унаследованные от предыдущих владельцев.Правда был один нюанс - для понимания принципов работы многих деталей оборудования, в том числе и в ванной, следовало знать португальский - часть табличек так и заменили на англоязычные.
Как бы там ни было, этот дредноут остался в истории непревзойденным рекордсменом, как по числу башен главного калибра, так и по количеству и скорости смены владельцев за весьма короткий период времени. Ликвидность просто зашкаливала!
Источники: О. Паркс "Линкоры британской империи. Часть VIII. Последние властелины морей", Burt R.A. "British Battleships of Warld War One", Б.В. Козлов "Линейные корабли “Эджинкорт”, “Канада” и “Эрин”. 1910-1922 гг.", М.А. Петров "Подготовка России к мировой войне на море", материалы в свободном доступе в сети Интернет.
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!
Возможно Вам будет интересно:
Линкор "Императрица Екатерина Великая": самый боевой дредноут русского флота
Линкор "Данте Алигьери": поэзия больших пушек
Линейные корабли типа "Кавати": шаг вперед и два назад