Найти тему

Линкор "Императрица Екатерина Великая": самый боевой дредноут русского флота

Приветствую вас друзья! Сегодня у нас рассказ о самом успешном дредноуте русского флота.

Решение о постройке линкоров-дредноутов для Черноморского флота было принято в ответ на заказ в 1910 году Турцией двух линкоров типа "Решадие"с вооружением из десяти 343-мм орудий в Англии. Первый из них должен был пополнить ряды турецкого флота в 1913 году, а второй годом позже. В декабре 1913 года между Турцией и Бразилией было достигнуто соглашение о покупке строящегося в Англии дредноута "Рио-Де Жанейро". Кроме того, в том же году, турки закупили в Германии два броненосца типа "Бранденбург", четыре новейших турбинных эсминца и ещё четыре заказали во Франции. В общем против русского флота на Черном море силы должны были собраться очень даже приличные. В связи с создавшимся положением 23 сентября 1910 года в Совете Министров был заслушан доклад морского министра о безотлагательных мерах по усилению Черноморского флота, общий смысл которого заключался в следующем: для того, чтобы сохранить преимущество на море в будущей войне, необходимо в срочном порядке ввести в строй 3 линкора-дредноута, 9 эсминцев и 6 подводных лодок.

Для ускорения проектирования, за основу был взят проект балтийских линкоров типа "Севастополь", как раз находившихся в постройке. Решено было усилить бронирование (пояс до 262 мм) будущих кораблей, за счет снижения проектной скорости, чтобы не выходить за рамки существующего водоизмещения. Также отчасти из-за ускорения постройки и отчасти из-за финансовой экономии пришлось отказаться от идеи вооружения кораблей орудиями калибром 356-мм. Впрочем, примерно одинаковые по своим баллистическим характеристикам, по сравнению с 343-мм английскими, русские 305-мм пушки в совокупности с их большим количеством (12 против 10 на "турках") и большим (1200 снарядов против 750) боезапасом делали вооружение русских линкоров вполне сопоставимым с их будущими противниками.

Британский линкор "Эрин", он же бывший турецкий "Решадие".  Нес вооружение из десяти 343-мм орудий и развивал скорость в 21 узел.
Британский линкор "Эрин", он же бывший турецкий "Решадие". Нес вооружение из десяти 343-мм орудий и развивал скорость в 21 узел.

К слову сказать, те линкоры англичане туркам так и не продали - когда началась война они их реквизировали и ввели в состав своего флота.

Первый российский линкор-дредноут "Севастополь". Был взят в качестве прототипа при постройке серии черноморских линкоров. К достоинствам корабля относились сильное артиллерийское вооружение (12 305-мм орудий) и высокая скорость хода свыше 23 узлов. Однако слабой стороной была явно недостаточная бронезащита (пояс 225 мм), не очень хорошие мореходные качества и малая дальность плавания. Изображение взято в открытом доступе.
Первый российский линкор-дредноут "Севастополь". Был взят в качестве прототипа при постройке серии черноморских линкоров. К достоинствам корабля относились сильное артиллерийское вооружение (12 305-мм орудий) и высокая скорость хода свыше 23 узлов. Однако слабой стороной была явно недостаточная бронезащита (пояс 225 мм), не очень хорошие мореходные качества и малая дальность плавания. Изображение взято в открытом доступе.

11 октября 1911 года в списки Черноморского флота были предварительно зачислены три дредноута, под названиями: "Императрица Мария", "Император Александр III" и "Екатерина II" . Официальная церемония закладки всех трех линкоров состоялась в Николаеве 17 октября того же года. Первые два корабля строил завод "Руссуд", третий строился силами завода "ОНЗиВ".

Линкор "Екатерина  II"  на стапеле завода ОНЗиВ
Линкор "Екатерина II" на стапеле завода ОНЗиВ

Любопытно, что название "Императрица Екатерина Великая" было дано кораблю не сразу: изначально корабль принял имя своего предшественника - первого черноморского броненосца "Екатерина II", затем, поскольку два других корабля носили императорский титул, решили именовать корабль "Императрица Екатерина II". Окончательное наименование "Императрица Екатерина Великая" линкор получил только 27 июня 1915 года.

-5

Корабль имел гладкопалубный корпус, набранный по продольной схеме. По высоте корпус делился на две гладкие полные палубы среднюю и нижнюю, и по две платформы в оконечностях вне пределов машинных и котельных отделений. На всем протяжении корпус имел двойное дно, а в подбашенных отсеках (кроме кормового) — тройное.

Теоретический чертеж
Теоретический чертеж

Корабли управлись двумя балансирными рулями, с осями вращения расположенными в диаметральной плоскости — малый между 126/127 шп., большой между 133/134 шп. Рули состояли из баллеров и рёбер мягкой стали, пространство между которыми было заполнено деревянными просмоленными брусьями и обшивались 10 -мм стальными листами.

Продольный разрез линкора "Императрица Екатерина Великая"
Продольный разрез линкора "Императрица Екатерина Великая"

Бронирование по сравнению с "Севастополем" было усилено. Оно состояло из главного 262 мм (в оконечностях до 125 мм) и 100 мм (к оконечностям до 75 мм) верхнего поясов, двух внутренних бортовых продольных переборок, котельных кожухов и боевых рубок. Плиты как и на балтийских дредноутах крепились к корпусу с помощью броневых болтов, без использования деревянной подкладки, и проходили сквозь бортовую обшивку толщиной 14-16 мм, связываясь с силовым набором корпуса. Главный пояс имел высоту 5,24 метра, и уходил ниже ватерлинии на два метра. Своей нижней частью он опирался на специальную полку, принимавшую на себя его вес.

-8

Горизонтальная броневая защита включала три броневые палубы: нижнюю, среднюю и верхнюю. Нижняя толщиной 12,5 мм стелилась на стальную палубную обшивку той же толщины. Скосы к бортам из броневых листов толщиной 50 мм. В кормовой оконечности нижняя палуба была плоской по всей ширине корпуса и имела толщину в 50 мм. Средняя броневая палуба, в средней части корабля - 25 мм и 19 мм — в пространстве между бортами и продольными броневыми переборками. В носовой оконечности толщина средней палубы равнялась 25 мм по всей ширине корабля, а в кормовой — 37,5 мм по всей его ширине, уменьшаясь до 19-мм над румпельным отделением. Верхняя броневая палуба толщиной в 37,5 мм простиралась на цитадель и носовую оконечность, уменьшаясь в кормовой оконечности — до 6 мм. Поверх броневых плит укладывался настил из сосновых досок толщиной 50 мм. Носовая и кормовая боевые рубки защищались бронёй толщиной 300 мм, крыши рубок - 250 мм, а полы — 76 мм. Трубы, защищающие кабели между боевыми рубками и центральным постом, имели толщину 76 мм, а в самих рубках до 127 мм.

Корпус линкора после спуска на воду у достроечной стенки
Корпус линкора после спуска на воду у достроечной стенки

Башенные установки 305-мм орудий главного калибра защищались броневыми плитами толщиной 250 мм (400-фунтовыми), а тыльные плиты имели толщину 305 мм. Крыши башенных установок были прикрыты бронёй толщиной в 125-мм. Барбеты бронировались 250-мм плитами.

Главный калибр черноморских дредноутов был аналогичен балтийским собратьям и состоял из двенадцати 305-мм пушек конструкции Обуховского завода, с длиной ствола в 52 калибра и поршневым затвором, размещавшиеся в четырёх трёхорудийных башнях. Вертикальные углы наведения составляли от −5 до +25°. Наведение орудийной установки осуществлялось при помощи электродвигателей постоянной скорости вращения, работавших через "муфты Дженни" — одного, мощностью 30 л. с. для поворота башни и трёх, мощностью по 12 л. с. — для вертикальной наводки. Максимальная скорость горизонтальной наводки составляла 3,2 град/сек, вертикальной — 4 град/сек. Также в установке предусматривался ручной привод, при помощи которого могла обеспечиваться скорость горизонтальной наводки в 0,5 град/сек. Максимальная дальность стрельбы составляла 23 228 м при угле +25°. Каждая башня оборудовалась дальномером для возможности самостоятельной стрельбы.

305-мм трехорудийная установка в разрезе
305-мм трехорудийная установка в разрезе

Вспомогательный калибр состоял из двадцати 130-мм скорострельных пушек Обуховского завода с длиной ствола в 55 калибров. Орудие имело поршневой затвор и раздельное (картузное) заряжание. Максимальная дальность стрельбы составляла 20300 метров. Орудия имели казематное расположение.

130-мм/55 орудие Обуховского завода образца 1913 года
130-мм/55 орудие Обуховского завода образца 1913 года

Энергетическая установка включала в себя два комплекта турбин Парсонса производства фирмы "Джон Браун" с прямой передачей на четыре гребных вала, вращавших четыре гребных винта диаметром 2,4 м. Главные механизмы располагались в пяти водонепроницаемых отсеках между третьей и четвёртой башнями главного калибра. Каждый комплект турбин состоял из турбин высокого давления переднего и заднего хода и турбин низкого давления переднего и заднего хода. Турбины высокого давления вращали наружные гребные валы, турбины низкого давления — внутренние.

Схема парового котла системы "Ярроу"
Схема парового котла системы "Ярроу"

Пар для турбин вырабатывали двадцать водотрубных котлов Ярроу, рабочим давлением 17,5 кГс/см². Номинальная мощность силовой установки составляла 26 000 л. с., что должно было обеспечить скорость 21 узел при 320 об/мин. Котлы имели смешанное угольно-нефтяное отопление. На испытаниях всех кораблей была превышена мощность 33 000 л. с. и достигнута скорость 21,5 узлов.

Завершение достройки на плаву
Завершение достройки на плаву

Электропитание для всех систем корабля обеспечивали четыре основных турбогенераторов мощностью по 360 кВт переменного трёхфазного тока снабжали корабль электроэнергией напряжением 225 В. На случай аварийной ситуации были установлены так же два вспомогательных генератора мощностью по 200 кВт.

На ходовых испытаниях
На ходовых испытаниях

Начало войны и появление в Черном море германо-турецкого линейного крейсера "Гебен", которой один был равен по силе всей бригаде старых линкоров Черноморского флота, заставило всеми силами ускорить работы по достройке линкоров. Первой 28 мая 1915 года в строй вступила головная "Императрица Мария". "Екатерина" была второй по степени готовности: чтобы ускорить ввод корабля в строй было принято решение направить на её достройку часть материалов и механизмов предназначенных для "Александр III", так же на завод были отправлены запасные станки для 305-мм орудий балтийских линкоров "Севастополь" и "Полтава". 5 октября 1915 года корабль вошел в боевой состав флота.

Линкор в Севастополе сразу после вступления в строй флота, октябрь 1915 года
Линкор в Севастополе сразу после вступления в строй флота, октябрь 1915 года

В отличие от своих балтийских собратьев, службы черноморских дредноутов была очень активной. С вступлением в строй новых линкоров Черноморский флот смог возобновить активные боевые действия у побережья Турции, что позволило уже к концу 1915 года начать морскую блокаду Босфора, положившую конец активному рейдерству быстроходных германских крейсеров "Гебен" и Бреслау", а также подводных лодок.

"Императрица Екатерина Великая" в море на полном ходу
"Императрица Екатерина Великая" в море на полном ходу

Приказом командующего Черноморским флотом адмирала А.А. Эбергарда были сформированы три маневренные группы: в состав 1-й маневренной группы вошли линкор "Императрица Мария» и крейсер "Кагул" . В состав 2 - й маневренной группы -линкор " Императрица Екатерина Великая» и крейсер " Память Меркурия» . В состав З-й маневренной группы - три старых линкора: " Евстафий" , "Иоанн Златоуст" и "Пантелеймон". Третья маневренная группа считалась резервной. Крейсерам в составе групп ставилась задача дальнего дневного дозора при линкоре с присоединением к нему на ночное время для движения в походном ордере, впереди корабля. Также, каждой группе придавались эсминцы, численность которых не была постоянной и определялась поставленной боевой задачей. Такая организация сил, должна была позволить обеспечивать практически непрерывную блокаду вражеского побережья и коммуникаций.

Напарник "Екатерины" по 2-й маневренной группе - бронепалубный крейсер "Память Меркурия".
Напарник "Екатерины" по 2-й маневренной группе - бронепалубный крейсер "Память Меркурия".

24 декабря 1915 года начался первый боевой поход линкора "Императрица Екатерина Великая" к побережью воевавшей тогда на стороне Германии Болгарии. Был произведен обстрел береговых целей и 26 декабря корабли второй маневренной группы благополучно вернулись в базу.

"Императрица Мария" - головной корабль в серии черноморских линкоров, во время стоянки в Севастополе
"Императрица Мария" - головной корабль в серии черноморских линкоров, во время стоянки в Севастополе

Следующий выход 2-й маневренной группы в сопровождении эсминцев "Дерзкий", "Гневный", "Быстрый" и "Поспешный" состоялся с 4 по 9 января 1916 года. Корабли шли на смену первой маневренной группы, возвращающейся из района 3онгулдака, тогдашнего центра добычи угля в Турции. Этот поход едва не стал для корабля последним. Получив сообщение о присутствии в порту Зонгулдака турецкого парохода, командовавший группой контр-адмирал князь Н.С. Путятин выслал вперед эсминцы "Быстрый" и "Поспешный" для обстрела порта и уничтожения вражеских судов, после чего оба должны были вернуться к группе в назначенной точке. Однако получилось так, что линкор с крейсером и оставшимися двумя эсминцами прибыли в нужное место на час раньше назначенного срока. В 5 часов 40 минут утра 5 января на "Быстром" и "Поспешном" силуэты кораблей в утреннем тумане приняли за "Гебен" и "Бреслау". Не долго думая эсминец "Быстрый" ринулся в торпедную атаку на свой линкор. И лишь по счастливой случайности и благодаря вниманию вахтенных, на дредноуте успели сделать маневр уклонения и из семи выпущенных торпед в цель не попала ни одна.

В этом же походе состоялся единственный на Черном море поединок дредноутов. В ночь с 7 на 8 января крейсировавший у неприятельского побережья эсминец "Пронзительный" потопил крупный турецки пароход "Кармен", шедший из Зонгулдака в Константинополь. От подобранных из воды пленных турецких моряков удалось выяснить, что для его сопровождения вышел в море, но опоздал, линейный крейсер "Гебен".

Линейный крейсер "Гебен" - основной противник нашего Черноморского флота в годы первой мировой войны. Формально был продан Турции и получил название "Явуз Султан Селим".
Линейный крейсер "Гебен" - основной противник нашего Черноморского флота в годы первой мировой войны. Формально был продан Турции и получил название "Явуз Султан Селим".

"Пронзительный" вместе с эсминцем "Пылкий" взяли курс на Босфор и примерно в 8 часов обнаружили противника. По радио они навели на него свой линкор.

В 9.45 "Императрица Екатерина Великая" открыла огонь по "Гебену" с дистанции более 23 километров. Русский линкор вел огонь в течении 21 минуты и выпустил по противнику 95 снарядов главного калибра. В ответ "Гебен" дал пять залпов также с большой дистанции и начал отходить, используя свое преимущество в скорости хода. "Императрица Екатерина Великая" продолжала преследование неприятеля до 10 часов 10 минут развив скорость свыше 23,5 узлов, но "Гебен" был всё-таки побыстрее и, хотя днище его основательно обросло, а гребные валы были расшатаны, смог уйти, после чего русские корабли прекратили преследование и повернули на север. Немцы были поражены точностью стрельбы русского дредноута - уже второй его залп дал накрытие и это с дистанции более 22 километров! При том что артиллерийская часть нашего корабля не была ещё доведена до нужного уровня совершенства. Позже, по агентурным данным, была получена информация, что линейный крейсер получил два прямых попадания вызвавших пожар в носовой части. Наш линкор не имел никаких повреждений и 9 января вместе с остальными кораблями благополучно вернулся в Севастополь. После этого столкновения германо-турецкое командование стало использовать свой линейный крейсер с крайней осторожностью - время безнаказанных набегов на русские берега прошло безвозвратно.

4 апреля того же года "Императрица" неподалеку от Новороссийска повстречалась и с "Бреслау", которого от уничтожения спасла лишь большая скорость хода, благодаря которой кайзеровский пират вышел из под обстрела и добрался до Стамбула. К слову, у него позже будет и аудиенция с "Императрицей Марией", и там он тоже даст деру.

Также на счету линкора было и участие в Трапезундской десантной операции (май 1916 года), в ходе которой обе маневренные группы обеспечили перевозку и высадку войск на турецком побережье, многочисленные походы к берегам Турции и Болгарии.

В начале июля линкор поучаствовал в неудачной операции по перехвату "Гебена", в очередной раз прорвавшегося в Черное море: несмотря на отсутствие четкого плана действий у русского командования, всё могло бы получиться, если бы удалось своевременно отрезать германский дредноут у входа в Босфор, но оно слишком поздно вывело "Екатерину" в море, из-за чего "Гебен" опять ускользнул из расставленной на него ловушки. Провал операции стоил должности адмиралу А.А. Эбергарду и новым командующим флотом становится вице-адмирал А.В. Колчак.

Ранним утром 19 октября 1916 года в Севастополе произошел взрыв на "Императрице Марие", повлекший гибель корабля и части экипажа. Причины трагедии доподлинно остаются не выясненными и по сей день. После этого, "Екатерина Великая" остается единственным боеготовым дредноутом Черноморского флота. Как оказалось, это было только первое испытание...

Взрыв на "Императрице Марии"
Взрыв на "Императрице Марии"

Наступил 1917 год. Февральская революция низложила династию Романовых и ознаменовала конец монархии в России. Митинги, агитация различных партий, развал дисциплины и порядка охватили армию и флот. В дань революционной моде 18 апреля "Императрица Екатерина Великая" меняет название -теперь линкор называется "Свободная Россия". В период с апреля по июль корабль участвует в операциях по прикрытию минных постановок у входа в Босфор: 20 июля 1917 года при поддержке линкора была выполнена последняя минная постановка кораблями Черноморского флота в первой мировой войне - минными заградителями было выставлено 280 мин у входа в пролив.

1 ноября представился шанс, как потом оказалось последний, перехватить германо - турецкий крейсер "Бреслау ". Но итог операции оказался попросту позорным, несмотря на то, что были перехвачены радиопереговоры "Бреслау" и к Босфору, на этот раз, своевременно отправились все три маневренные группы, одну из которых возглавил совершавший свой первый боевой поход линейный корабль "Воля" (так теперь назывался "Император Александр III" ). В самый ответственный момент операция была сорвана. Отстранив от управления кораблем офицеров, которые всего лишь требовали выполнения боевой задачи, матросы самовольно увели "Свободную Россию" в Севастополь.

Линкор "Император Александр III". Это имя корабль имел лишь в период постройки. Службу он начал уже будучи переименован в "Волю". Снимок сделан уже в Бизерте в 1923 году. Тогда корабль назывался "Генерал Алексеев", в честь одно из руководителей Белого движения на юге России.
Линкор "Император Александр III". Это имя корабль имел лишь в период постройки. Службу он начал уже будучи переименован в "Волю". Снимок сделан уже в Бизерте в 1923 году. Тогда корабль назывался "Генерал Алексеев", в честь одно из руководителей Белого движения на юге России.

25 октября 1917 года в Петрограде произошла ещё одна революция, в результате которой к власти пришли большевики, которые сразу же начали вести переговоры о мире с Германией. В результате подписанного в начале 1918 года Брестского мира, начавшейся гражданской войны и неразберихи, территория Украины оказалась оккупирована германскими войсками и их союзниками. Тем самым открылась дорога на Крым и Севастополь. 30 апреля 1918 года германские части подошли к городу и с господствующих высот начали артиллерийский обстрел кораблей в бухте. За пять дней до этого советскому правительству был предъявлен ультиматум о сдаче кораблей Черноморского флота. Оба линкора, а также часть эсминцев были выведены в Новороссийск в надежде спасти ядро флота.

Однако новый ультиматум немцев потребовал вернуть корабли в Севастополь. Оборонять Новороссийск с суши у большевиков сил попросту не было. Из Москвы было приказано флот уничтожить, чтоб не достался врагу. Однако развал дисциплины, митинги и раскол в экипажах привели к тому что "Воля" и несколько эсминцев решили вернуться в Севастополь и сдаться немцам. Впоследствие "Воля" не раз сменил хозяев: сначала он попал в руки немцев, затем перешел англичанам, которые передали его Добровольческой армии генерала Деникина. Корабль стал флагманом морских сил ВСЮР на Черном море в период гражданской войны, участвовал в обстрелах позиций сухопутных частей Красной армии, но в целом ярких эпизодов боевой службы не имел. Закончил он свою службу флагманом Белого флота в тунисской Бизерте в 1924 году и в 1930-х был разобран на металлолом бывшими французскими союзниками.

"Потопление эсминцем "Керчь" линкора "Свободная Россия" Картина И.Н. Дементьева
"Потопление эсминцем "Керчь" линкора "Свободная Россия" Картина И.Н. Дементьева

"Свободная Россия" оказалась брошена экипажем неподалеку от мысы Дооб в Цемесской бухте, где 18 июня 1918 года и была потоплена тремя торпедами эскадренного миноносца "Керчь", который был впоследствии затоплен своей командой вместе с остальными судами черноморского флота, что предпочли гибель бесславному германскому плену.

-24

Линкор и сейчас покоится там же на глубине 42 метра. В тридцатых годах корабль попытались поднять, но при извлечении боезапаса произошел взрыв, очень сильно повредивший носовую часть корпуса. После чего смысла в подъеме уже не было никакого. Ограничились подъемом двух башен главного калибра, которые при опрокидывании корабля, упали на дно рядом с корпусом.

примерно так линкор выглядит сейчас на дне. Изображение взято на Яндекс Картинки
примерно так линкор выглядит сейчас на дне. Изображение взято на Яндекс Картинки

Вот так закончилась короткая, но бурная и славная боевая жизнь линейного корабля "Императрица Екатерина Великая" - единственного русского линкора-дредноута, которому довелось вступить в бой с себе подобным и заставить врага бежать.

Источники: Б. Айзенберг "Линкор ''Императрица Мария'': Главная тайна Российского флота", Б.А. Айзенберг, В.В. Костриченко "Дредноуты Черного моря", Г. Кооп "На линейном крейсере "Гебен", А.Б. Широкорад "Корабельная артиллерия Российсккого флота 1867-1922 гг."/ Журнал "Морская коллекция" №2-1997

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал.И до новых встреч на "Историческом броневичке"!