Найти тему

Линейные корабли типа "Кавати": шаг вперед и два назад

Приветствую вас друзья! Свои первые дредноуты японцы строили прям по заветам Ильича. Как обычно, обо всем по порядку.

После окончания войны с Россией Императорский флот Японии имел в составе своих линейных сил причудливую смесь из уцелевших броненосцев британской постройки и трофейных русских кораблей, захваченных в Порт-Артуре и при Цусиме. Плюсом к этому стала достройка заложенных еще в войну броненосцев и "больших крейсеров". Вроде бы силы казались внушительными, но ненадолго. Появление в 1906 году британского "Дредноута" в одночасье сделало весь линейный флот Страны восходящего солнца устаревшим.

Надо сказать, что и сами японцы уже задумывались к тому моменту об идее однокалиберного линкора. Причем еще в 1902 году. Тогда японский инженер-кораблестроитель Канэда Васабуро высказал идею об увеличении числа орудий главного калибра и сделал предварительный эскиз нового броненосца. Изначально разработанный им эскизный проект предполагал размещение главного вооружения из восьми 12-дюймовых пушек в четырех двухорудийных башнях, расположенных в диаметральной плоскости.

Однако практическому воплощению идеи однокалиберного линкора помешал ряд факторов, в первую очередь недостаточно ещё развитая собственная промышленность. Особенно сложной была ситуация с производством тяжелых орудий. Единственным изготовителем их являлся военно-морской арсенал в Куре, который на пике производства, а это было уже в 1908-1909 годах, производил не более восьми двенадцатидюймовых стволов в год, а до этого и того меньше.

Именно это обстоятельство определило статус заказанных в декабре 1904 года линкоров "Сацума" и "Аки". Эти корабли по проекту должны были нести по двенадцать 305-мм орудий, однако в итоге ограниченные возможности промышленности привели к тому что корабли получили смешанное, хотя и довольно сильное вооружение из четырех 305-мм пушек в носовой и кормовой башнях и двенадцати десятидюймовок в шести двухорудийныхх башнях по бортам. Затянувшееся строительство привело к тому, что к моменту вступления в строй, а это произошло лишь в 1910-1911 гг. корабли были уже совершенно устаревшими. Правда "Аки" первым из японских линкоров получил паротурбинную силовую установку.

Линейные корабли "Аки" (слева) и "Сацума" предшественники и прототипы первых японских дредноутов.
Линейные корабли "Аки" (слева) и "Сацума" предшественники и прототипы первых японских дредноутов.

Понятно, что такие корабли не могли удовлетворить амбиции адмиралов Страны Восходящего солнца. После проработки ряда вариантов, включая проект с трехорудийными башнями главного калибра, учитывая ограниченные бюджетные возможности в июне 1907 года было отдано распоряжение о постройке двух новых капитальных кораблей, получивших наименования "Кавати" и "Сэтцу" в честь исторических японских провинций (в настоящее время это территория префектуры Осака). Оба линкора стали дальнейшим развитием "Аки". В январе 1909 года на верфи в Курэ был заложен "Сэтцу" а в апреле того же года на стапеле военно-морской верфи в Йокосуке был заложен "Кавати"

-3

Корпус по высоте разделялся на шесть палуб и платформ – верхнюю, 1-ю среднюю и 2-ю среднюю палубы, ниже которых размещались две платформы и трюм. Почти по всей длине корпуса оборудовалось двойное дно. В пределах броневой цитадели имелись также относительно широкие бортовые отсеки, которые могли служить некоторой защитой от подводных повреждений, таких как удар о подводные камни, но не таких, как подводный взрыв. Нижние помещения, помимо силовой установки и артиллерийских погребов, отводились в основном под различные кладовые.

-4

По бортам от котельных отделений до 2-й средней палубы, между котельными отделениями в бортовых отсеках под погребами носовых бортовых башен главного калибра между двойным дном и нижней платформой также располагались угольные ямы. Кроме того, бункеры размещались и на 2-й средней палубе по бортам перед и между бортовыми 305-мм башнями, обеспечивая кораблю дополнительную защиту.

-5

Броня для линкоров производилась на сталелитейном заводе при верфи ВМС в Курэ, освоившем производство броневых плит в 1902 году. В 1909 году на производственные мощности завода были увеличены путем установки 6000-тонного и 3000-тонного гидравлических прессов. Вертикальная броня была цементирована по методу Круппа. Для палубной брони и тонких переборок использовалась никелевая сталь. Бортовая броня главного пояса крепилась на деревянную подкладку с помощью броневых болтов по технологии.

Схема бронирования линкора. Толщина броневых плит указана в дюймах.
Схема бронирования линкора. Толщина броневых плит указана в дюймах.

Главный пояс толщиной 305 -мм имел высоту 3,88 м, из которых на 1,95 м опускался ниже проектной ватерлинии. В нижней части (нижние 1,07 м) толщина плит уменьшалась до 174 мм. Толстый пояс закрывал борт в пределах цитадели от носового до кормового барбета и замыкался в оконечностях 199-мм поперечными траверзами, примыкавшими к внешним кромкам барбетов. Оконечности по ватерлинии бронировались плитами толщиной 102 мм. В носовой части плиты этого пояса поднимались несколько выше главного и доходил до форштевня, а в корме его верхняя кромка соответствовала по высоте верхней кромке главного пояса. Пояс в корме чуть-чуть не доходил до ахтерштевня, оставляя место для кормового торпедного аппарата.

Внешне "Кавати" отличался от собрата прямым форштевнем. Однако примененная на "Сэтцу" клиперная форма носовой оконечности оказалась предпочтительнее с точки зрения мореходности и в дальнейшем применялась на последующих сериях японских линкоров и линейных крейсеров.
Внешне "Кавати" отличался от собрата прямым форштевнем. Однако примененная на "Сэтцу" клиперная форма носовой оконечности оказалась предпочтительнее с точки зрения мореходности и в дальнейшем применялась на последующих сериях японских линкоров и линейных крейсеров.

Над главным броневым поясом до уровня средней палубы борт закрывал верхний пояс толщиной 175 мм. Он тянулся от барбета носовой башни до уровня кормового каземата 152-мм орудий, а далее переходил в длинный угловой траверз той же толщины, примыкавший к тыльной части барбета кормовой башни. В носу верхний пояс имел полную высоту до уровня середины носового барбета, понижаясь далее до уровня носового пояса, который примыкал к нему примерно на уровне передней кромки барбета.

Батарея 152-мм орудий между средней и верхней палубами была защищена 6-дюймовой броней по борту. От концевых орудий к тыльным частям концевых барбетов шли угловые траверзы той же толщины. С тыльной стороны батарея отделялась 25-мм продольной переборкой. Между вторым, третьим и четвертым орудиями с каждого борта имелись также продольные переборки той же толщины, в то время как концевые орудия были отгорожены барбетами бортовых башен главного калибра.

Все-таки японцы - это японцы. Целую отдельную кладовую в трюме под соевый соус выделить. Вот, что значит традиции!
Все-таки японцы - это японцы. Целую отдельную кладовую в трюме под соевый соус выделить. Вот, что значит традиции!

Броневая палуба толщиной 28 мм в пределах цитадели была плоской, без скосов к бортам. В оконечностях за пределами цитадели броневая палуба толщиной 75 мм располагалась ниже ватерлинии и имела карапасную конструкцию со скосами к нижней кромке пояса. Верхняя палуба в средней части корпуса имела толщину 19 мм. Средняя палуба в носу имела толщину 28 мм со скосами к верхней кромке носового пояса.

Концевые башни ГК имели 11-дюймовый (274-мм) лоб, борта и тыльную часть и 3-дюймовую (75-мм) крышу. Бортовые башни отличались 10-дюймовыми (254-мм) бортовыми и задними плитами. Толщина пола башен составляла 2,5” (62 мм). Барбеты концевых башен имели толщину 10” над верхней палубой, 11” в открытой части выше средней палубы, 8” в открытой части между средней и броневой палубами и 4” в закрытой верхним поясом или траверзами части. Бортовые барбеты имели 11-дюймовые плоские внешние плиты до главного пояса, 5-дюймовую (125-мм) внутреннюю закругленную часть между верхней и средней палубами и 4-дюймовую – между средней и броневой палубами.

Имелось противоосколочное бронирование погребов боезапаса башен главного калибра, состоявшее из 28-мм стенок и 37-мм пола.

Боевая рубка имела 10-дюймовые стенки и 3-дюймовую крышу. От рубки до средней палубы опускалась броневая труба толщиной шесть дюймов выше верхней палубы и меньшей толщины (предположительно 3-4”) между верхней и первой средней палубами. Задняя боевая рубка имела толщину стенок 6” и 3” крышу; 4-дюймовая броневая труба из нее опускалась только до верхней палубы, ниже имелось небронированное продолжение до кормовой нижней рулевой рубки на 2-й средней палубе.

Схема 12"/50 орудийной установки.
Схема 12"/50 орудийной установки.

Главный калибр линкоров являлся отличительной особенностью первых японских дредноутов и состоял из четырех 305-мм орудий с длиной ствола 50 клб. в двух двухорудийных концевых башнях и восьми 305-мм орудий с длиной ствола 45 клб. в четырех бортовых двухорудийных башнях. Четыре 50-клб. орудия для "Кавати" были заказаны Виккерсу, а 50-клб. орудия для "Сэтцу" изготавливались по лицензии на арсенале в Курэ. Этому заводу были заказаны и все шестнадцать 45-клб. орудий для обоих линкоров. При этом арсенал Курэ использовал казенные части, поставленные Виккерсом. Предположительно часть 45-клб. орудий была изготовлена по лицензии Виккерса на заводе японской сталелитейной компании в Муроране.

305-мм/45 орудия уже устанавливались на кораблях японского флота, и их производство было налажено на арсенале в Курэ. Орудия японского производства обозначались как 45-калиберные орудия типа 41 (т.е. 41 года Мейдзи или 1908 г.).

Сохранившееся до наших дней 12-дм орудие Тип 41 с линкора "Сэтцу"
Сохранившееся до наших дней 12-дм орудие Тип 41 с линкора "Сэтцу"

Стволы 45- и 50-клб. орудий имели одинаковую конструкцию по британской системе: внутренняя нарезная труба, именовавшаяся 1А, скреплялась тремя рядами цилиндров (2А – 2С). Поверх них была намотана во много слоев под большим натяжением проволока из высокопрочной стали толщиной 3 мм и шириной 12 мм. Число слоев соответствовало кривой падения давления газа в стволе. У дульного среза их было менее 20, а у зарядной каморы – более 90. Снаружи на проволоку надевалось два так называемых внешних цилиндра (4А и 4В). Все 305-мм орудия снабжались затворами системы Виккерса. Их открывание и закрывание производилось при помощи гидравлических приводов. В случае если гидравлика выходила из строя предусматривалась возможность открывания затвора в ручную. Воспламенение метательного заряда для выстрела могло производиться как ударным, так и электрическим способом.

В боекомплекте имелись бронебойные и фугасные снаряды, одинаковые для 50- и 45-клб. орудий. Оба типа снаряда весили по 400,061 кг, при этом фугасный был длиннее (1179,8 мм против 1028,3) и нес больший заряд взрывчатки (34,381 кг против 12,404 у бронебойного).

Заряды состояли из 4 картузов в шелковой оболочке каждый. Заряд для 50-клб. орудия из кордита типа 90С2 весил 149,82 кг, а заряд для 45-клб. орудия из кордита типа 110С2 – 133 кг. Цифры обозначали диаметр корд в десятых долях миллиметра (т.е. 9 и 11 мм соответственно), а С2 – химический тип кордита (30% нитроглицерина, 65% нитроцеллюлозы, плюс добавки). Поскольку управление огнем при смешанной стрельбе из 50- и 45-клб. орудий главного калибра было затруднительным, для первых использовался также уменьшенный заряд весом 95,35 кг, который должен был сообщать концевым орудиям ту же начальную скорость снаряда, что и более короткоствольным бортовым. При использовании 305-мм/50 орудий «Сэтцу» для береговой обороны их метательные заряды были уменьшены до 121,58 кг, а начальная скорость – до 860 м/с. По всей видимости, это было связано с низкой живучестью ствола. Живучесть же 305-мм/45 орудия была достаточно высока и оценивалась в 360 выстрелов. Правда, следует отметить, что в эту цифру было включено определенное количество выстрелов с уменьшенным практическим зарядом.

Сектора обстрела артиллерии ГК
Сектора обстрела артиллерии ГК

Одна 305-мм/50 башня была поставлена Виккерсом в качестве образца, а остальные три изготовлены в Японии: для "Сэтцу" – арсеналом Курэ, в то время как "Кавати", наряду с виккерсовской, получил башню, изготовленную арсеналом Йокосуки. Этот же арсенал изготовил три из четырех 305-мм/45 башен для "Кавати", тогда как его четвертая башня и все башни "Сэтцу" были поставлены арсеналом Курэ.

Средняя артиллерия линкоров состояла из десяти 152-мм/45 орудий типа 41 в одиночных казематных установках на средней палубе. Они снабжались затворами типа 41 и конструктивно были аналогичны британским орудиям: имели проволочную намотку на расстоянии несколько больше длины нарезной части канала ствола. Внутренняя труба в конце ствола была стянута стальным обручем для дополнительного противостояния радиальной нагрузке при выстреле.

Батарейное расположение артиллерии было не самым лучшим с точки зрения стрельбы в свежую погоду, но при этом давало лучшую защиту, снижало центр тяжести и освобождало верхнюю палубу и надстройки. Вероятно поэтому японцы продолжали применять такое расположение и на последующих линейных кораблях. Углы обстрела батарейных орудий составляли 120°; углы возвышения изменялись от -5 до +15°. Дальность стрельбы при максимальном возвышении достигала 12 000 м.

В боезапасе имелись бронебойные и фугасные снаряды. Оба типа весили по 45,3 кг, но бронебойный был короче (481 против 571 мм) и нес меньше взрывчатого вещества (1,875 против 4,8 кг). Метательный заряд весом 12 кг состоял из одного картуза, заполненного кордитом типа 50С2. Боезапас состоял из 150 снарядов на каждое орудие. Для их доставки из погребов имелось 4 элеватора.

Противоминная артиллерия состояла из восьми 120-мм/45 орудий типа 41 Из них четыре устанавливались на средней палубе в оконечностях, а еще четыре - на надстроечной палубе попарно у носовой и кормовой надстройки. Орудия на "Кавати" и "Сэтцу" были изготовлены арсеналом Курэ. Они конструктивно были аналогичны пушкам фирмы "Армстронг" . Углы обстрела орудий на средней палубе составляли 120°, а на надстроечной - 115° для носовых орудий и 125° для кормовых; углы возвышения - от -7 до +20°. Дальность стрельбы при максимальном возвышении достигала 10 000 м.

Боезапас состоял из 150 фугасных снарядов на каждое орудие. Масса унитарного выстрела 20,413 кг и длина 420,75 мм. Снаряд содержал 1,942 кг ВВ. Метательный заряд состоял из 2,73 кг трубчатого пороха типа 20Т2. Для их доставки снарядов к орудиям служили 6 элеваторов.

На линкорах были установлены 76-мм пушки двух типов: двенадцать противоминных с длиной ствола 40-калибров и четыре короткоствольных (20 клб.) - для салютов. Противоминные орудия изготавливались арсеналом Курэ и заводом японской сталелитейной компании в Муроране и размещались попарно на крышах башен главного калибра. Их назначением была защита от атак миноносцев противника в ночное время, тогда как днем должна была использоваться 152-мм и 120-мм артиллерия, способная вести огонь на больших дистанциях. Орудийные расчеты (4 чел.) составлялись из расчетов башен главного калибра. Перед дневным боем орудия теоретически могли демонтироваться и убираться внутрь корпуса. Орудия имели затворы типа 41 и были по конструкции аналогичны английским 12-фнт. пушкам. Углы возвышения - от -5 до +15°. Дальность стрельбы при максимальном возвышении достигала 7000 м.

В боезапасе орудия имелись фугасные снаряды весом 5,67 кг и длиной 290 мм в унитарных патронах. Снаряд содержал 0,462 кг ВВ. Заключенный в гильзу общим весом 3,6 кг метательный заряд состоял из 0,9 кг кордита типа 20С2. Боезапас состоял из 100 снарядов на каждое орудие.

Вооружение дополнялось четырьмя 6,5-мм пулеметами Максима, стоявшими попарно на мостиках у носовой и кормовой рубок. В арсенале каждого линкора имелось 62 револьвера и 364 винтовки - для вооружения десантных партий.

Торпедное вооружение состояло из пяти подводных 450-мм аппаратов. Один из них стрелял прямо в корму, остальные были бортовыми и размещались в двух торпедных отсеках, находившихся в трюме перед носовыми и за кормовыми погребами главного калибра. Торпедные аппараты были установлены парами, сдвинутыми относительно друг друга по длине корабля для обеспечения пространства для зарядки торпед. Боезапас состоял из 14 боевых торпед типа 43 и 7 практических. Еще два 450-мм аппарата имелось на катерах.

Система управления огнем позволяла производить централизованное измерение дистанции и залповую стрельбу, производимую нажатием кнопки старшим артиллерийским офицером. Наведение башен осуществлялось индивидуально. Для измерения дистанции были установлены три дальномера - один на крыше носовой боевой рубки и по одному на носовом и кормовом мостиках. На линкорах имелся центральный артиллерийский пост, расположенный на 2-й средней палубе за барбетом носовой башни главного калибра.

Оба корабля были оснащены парой турбин системы Кёртиса с прямым приводом суммарной мощностью 25 000 л.с. Этот тип энергетической установки был принят для кораблей японского флота после ее успешного испытания на "Ибуки". Заказ на турбины для "Кавати" был выдан 30 октября 1908 г. фирме "Кавасаки" в Кобэ, турбины "Сэтцу" изготавливал его строитель - верфь ВМС в Курэ. Турбины проектировались под суммарную мощность на валах 25 000 л.с. при 245 об/мин и должны были сообщать линкорам скорость в 20 узлов. На испытаниях на полной мощности "Кавати" показал расход пара ниже проектного - 6,13 кг/л.с.хч и заслужил репутацию экономичного с точки зрения расхода пара корабля. Общая площадь турбинных отделений составляла 307,64 м2, а их длина равнялась 18,29 м.

Паровая турбина системы Кертисс
Паровая турбина системы Кертисс

Турбины приводили в действие два трехлопастных винта диаметром по 4,06 м, шагом 3,15 м и площадью 6,86 м2. Правый винт вращался по часовой стрелке, а левый - против.

Пар для турбин вырабатывали 8 односторонних и 8 двухсторонних водотрубных котлов системы вице-адмирала Миябара смешанного отопления, приспособленных для поддержания форсированной тяги. Котел представлял собой относительно простую конструкцию с горизонтальными барабанами для воды и пара и слегка изогнутыми трубками между ними. Суммарная поверхность нагрева котлов составляла 4973,27 м2. Основными достоинствами этого типа котлов были их прочность, большое количество воды, эффективная ее циркуляция и отсутствие течей.

Котел системы Миябара
Котел системы Миябара

На испытаниях машины существенно превзошли проектные значения. "Кавати" развил максимальную мощность 30 399 л.с., а "Сэтцу" даже 32 200 л.с. Скорость также оказалась на узел выше проектной. "Кавати" развил 21,024 уз при водоизмещении 20 823 тонн, а "Сэтцу" - 21,008 уз при водоизмещении 21 443 тонн

Линкор "Кавати" в процессе достройки на плаву
Линкор "Кавати" в процессе достройки на плаву

Питание электрической сети линейных кораблей производилось от четырех 176-кВт и двух 88-кВт генераторов. Первые размещались парами в двух генераторных отделениях на нижней палубе сбоку от погребов концевых башен главного калибра. Носовое генераторное отделение занимало помещение с правого борта, кормовое – с левого. В обоих случаях противоположные отсеки были заняты помещениями гидравлических насосов. Электрическая сеть имела постоянное напряжение 110 В. Дополнительный 25-кВт генератор питал приемные и передающие радиостанции.

Линкоры снабжались четырьмя 90-см и двумя 75-см прожекторами. Первые размещались попарно на площадках в нижней части обеих мачт, вторые – по одному на марсах. Корабли несколько отличались собой формой прожекторных площадок. Основным отличием было то, что кормовая площадка на "Сэтцу" была более широкой и размещалась между стойками треноги, а не за ними. Это позволило разместить 90-см прожекторы на двух параллельных рельсах и использовать их на один борт.

"Кавати" и "Сэтцу" несли противоторпедные сети длиной 129,54 м. Вес сети составлял 44,23 т, из которых 21,93 т приходились на саму сеть, а остальное – на фиттинги.

Шлюпочное вооружение состояло из 56-футового корабельного минного катера, 40-футового баркаса, двух 40-футовых паровых полубаркасов, пяти 30-футовых гребных катеров, двух 30-футовых и двух 20-футовых рабочих шлюпок. Для спуска на воду этих шлюпок побортно было установлено по паре шлюпбалок. Еще два 30-футовых гребных катера размещались в корме в районе 185-го шпангоута по бортам на верхней палубе и также спускались на воду шлюпбалками. Оставшиеся 30-футовый катер и 20-футовая рабочая шлюпка размещались на верхней палубе по бортам, но в носу в районе 35-го шпангоута, также на шлюпбалках.

"Кавати" на ходовых испытаниях
"Кавати" на ходовых испытаниях

После вступления в строй в 1912 году оба корабля были включены в состав 1-й эскадры, хотя «Сэтцу» некоторое время провел в 1-м резерве. 10 февраля 1913 г. оба линкора вышли в первый относительно дальний поход к островам Понг-Ху, а затем к южному побережью Китая. 28 февраля "Кавати" и "Сэтцу" вернулись в Сасебо. В дальнейшем, в 1913-1914 гг., корабли совершили еще несколько плаваний вдоль южного побережья Китая с заходами в корейские порты Инчхон и Чинхэ.

"Сэтцу" во время испытаний артиллерии, июнь 1912
"Сэтцу" во время испытаний артиллерии, июнь 1912

23 августа 1914 г. Япония вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. "Кавати" и "Сэтцу" были включены в состав 1-й эскадры, в которую входили также линокры-додредноуты "Аки" и "Сацума", крейсера "Яхаги", "Хирадо", "Касаги", "Ниитака" и четыре дивизиона эсминцев. Основными задачами для японского флота являлись захват германской военно-морской базы в Циндао и уничтожение базировавшихся там сил, обнаружение и уничтожение эскадры адмирала фон Шпее и защита коммуникаций союзников. Также ставилась цель овладеть как можно большим числом германских тихоокеанских колоний – Каролинских, Марианских, Маршалловых островов и т.д. "Кавати" и "Сэтцу" в составе 1-й эскадры совершили несколько выходов из Сасебо на патрулирование. в Желтом море и северной части Восточно-Китайского моря для защиты перевозок войск к Циндао и торговых путей союзников в этом районе. Этим и ограничилось их реальное участие в боевых действиях первой мировой войны.

Линкор "Кавати" в мае 1915 года
Линкор "Кавати" в мае 1915 года

После завершения осады Циндао для японских линкоров не осталось подходящих статусу задач. Началась обычная рутинная служба как в мирное время. В декабре 1915 г. линкоры приняли участие в военно-морском параде у Йокогамы. 1 декабря 1916 г. оба корабля были переведены во 2-й резерв, в котором пробыли ровно год. 1 декабря 1917 г. линкоры включили в состав 2-й дивизии линейных кораблей 1-го флота, и они продолжили службу по патрулированию китайского побережья.

Линкор "Сэтцу" в 1915 году
Линкор "Сэтцу" в 1915 году

В июле 1918 г. "Кавати" находился на учениях. Вечером 11 июля дредноут вошел в залив Токуяма в префектуре Ямагути. Ранним утром следующего дня экипаж подготовил для буксировки мишень для торпедных стрельб. Из-за плохой погоды стрельбы отменили, и экипаж занялся рутинной службой. В 15:51 в районе погреба носовой башни правого борта раздался звук, похожий на взрыв пороха. Затем корабль сотряс огромный взрыв, сопровождаемый столбом желтого дыма, вырывающимся между первой и второй трубами, коричневым дымом из дымовых труб и горячими газами из отверстий на верхней палубе. Через две минуты линкор стал быстро крениться на правый борт и еще через две минуты перевернулся. Корабль сел надстройками на дно залива так, что на поверхности осталась небольшая часть днища (боковой киль левого борта, один винт и половина руля). Хотя и были отданы приказы на контрзатопления, спасти корабль не представлялось возможным. Удалось спастись 433 членам экипажа, причем некоторые сумели выбраться на поверхность через 4 часа после взрыва. Часть людей осталась внутри корпуса - спасатели слышали стуки внутри корпуса еще на следующий день, но спасти больше никого не удалось. Всего в результате катастрофы погибли 618 человек.

Обследование корпуса затонувшего "Кавати"
Обследование корпуса затонувшего "Кавати"

18 июля Морское министерство приступило к обследованию корпуса, и 6 августа выдало заключение о нецелесообразности подъема и восстановления корабля, поскольку затраты были оценены более чем в половину стоимости первоначальной постройки. Поэтому решено было разобрать корабль. 21 сентября 1918 года "Кавати" исключен из списков кораблей японского Императорского флота. Рабочие с верфи ВМС Куре частично разобрали остов, но большая его часть была оставлена на месте катастрофы. Комиссия, проводившая расследование, пришла к выводу, что причиной катастрофы стало самовозгорание пороховых зарядов, приведшее в последствие к детонации боезапаса. Проблемы с качеством изготовления порохов, приведшие к пожарам и взрывам боеприпасов на боевых кораблях в принципе не редкость в те времена, достаточно вспомнить нашу "Императрицу Марию" или английский "Вэнгард", также погибший от внутреннего взрыва в собственной базе.

23 июля 1918 г. "Сэтцу" был включен в состав первой дивизии 1-го флота, а 20 августа возвратился во 2-ю дивизию. 9 октября началось переоборудование линкора в Императорский инспекционный корабль, и 28 октября император Тайсё с борта "Сэтцу" принимал 10-й военно-морской парад в Йокогаме, посвященный победе в Первой мировой войне. 9 июля 1919 г. линкор принимал участие в очередном, 11-м военно-морском параде в Йокосуке. К этому времени самый старый дредноут японского флота нуждался в ремонте и 3 ноября 1919 года был переведен в 3-й резерв. Ремонт "Сэтцу" на верфи ВМС Куре занял больше года – с 1 апреля 1920 г. по 31 августа 1921 г.. В это время была, в частности, заменена часть котлов. 10 сентября линкор был переведен в 1-й резерв, а с 10 октября стал учебным кораблем.

Во время Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. по условиям договора об ограничении морских вооружений "Сэтцу" должен был пойти на слом. Два года бывший линкор простоял в Курэ. В течение 1922 года он был разоружен - в дальнейшем орудия ГК были использованы в береговой артиллерии, и с него была снята бортовая броня. 1 апреля 1922 г. корабль перевели в 3-й резерв, а 14 октября – в 4-й резерв. Во второй половине 1923 г. "Сэтцу" использовался как плавучая казарма в Курэ. 1 октября 1923 г. его исключили из состава действующего флота и переклассифицировали в корабль специального назначения, приписав к военно-морскому округу Курэ. Тогда же началось переоборудование бывшего линкора в корабль-цель. Были сняты котлы из второго котельного отделения и средняя дымовая труба. В результате скорость корабля стала составлялть лишь 16 узлов. Бронирование было усилено для защиты от 203-мм снарядов и 30-кг учебных авиабомб.

С 29 февраля 1936 г. по июль 1937 г. "Сэтцу" прошел еще одно переоборудование на верфи ВМС Куре - бывший дредноут был переделан в радиоуправляемую мишень. Оборудование управления было размещено на борту специально оборудованного эсминца "Юкадзе".

 Корабль-мишень «Сэтцу». 1940 г.
Корабль-мишень «Сэтцу». 1940 г.

В августе 1937 г. корабль был приписан к командованию Объединенного флота. В начале японо-китайской войны, "Сэтцу" использовался для переброски сухопутных войск в район Шанхая.

В 1939-1940 гг. "Сэтцу" был снова модернизирован для использования в качестве корабля-цели для отработки налета на Перл-Харбор. После очередного переоборудования он использовался как мишень для торпедоносцев, изображая линкор "Аризона". 11 октября 1940 года "Сэтцу" принял участие в военно-морском параде в заливе Йокогамы.

Небольшое дополнение к вопросу о модернизациях "Сэтцу". В сети с ресурса на ресурс кочует информация об одиннадцати проектах модернизации, якобы рассматривавшихся руководством императорского флота. Предусматривалась полная замена силовой установки, с целью придать кораблю скорость порядка 25-27 узлов, а также различные варианты артиллерийского вооружения, вплоть до установки 310 -мм орудий. Однако данная информация не подтверждается ни одним источником и скорее всего является творчеством поклонников альтернативной истории.

В начале декабря 1941 г. бывший линкор поучаствовал в обеспечении рейда на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор. "Сэтцу" был направлен к Филиппинам, где симулировал радиообмен с японских авианосцев, поочередно передавая позывные всех шести авианосцев ударного соединения адмирала Нагумо.

Во время Второй мировой войны "Сэтцу" использовался тренировок экипажей бомбардировщиков и торпедоносцев в Японском море.

В марте-июне 1944 г. часть 13-мм пулеметов типа 93 были заменены на 25-мм спаренные автоматы типа 96, а также был установлен гидрофон и глубинные бомбы.

24 июля 1945 г. у острова Этадзима американцы отомстили "тренеру". Корабль был атакован тремя десятками палубных истребителей Грумман F6F-3 «Хеллкэт». Прямое попадание было только одно и не причинило критического вреда: бомба упала в район кормовой рубки с правого борта, уничтожив шлюпку, убив и ранив четверых матросов. А вот близкий разрыв рядом с бортом вызвал сильную течь в турбинном отделении правого борта. В результате этого командир корабля принял решение посадить экс-линкор на мель. При этом тот получил крен на левый борт.

После этого все 25-мм автоматы и большая часть корабельных припасов были перевезены на берег. Через пару дней продолжающиеся затопления привели к спрямлению крена, и корабль сел на ровный киль.

-21

28 июля "Сэтцу" был снова атакован и получил еще два прямых попадания. Одна бомба пробила палубу с правого борта позади мостика, разорвавшись в матросском кубрике, другая попала в корабль в том же районе с левого борта, и разорвалась на верхней палубе. На следующий день корабль был оставлен экипажем.

20 ноября 1945 г. "Сэтцу" был исключен из списков флота. В июне 1946 г. корпус был поднят и впоследствии отбуксирован в Куре для разборки на металл.

Безусловно, строительство "Кавати" и "Сэтцу" стало шагом вперед в развитии военного кораблестроения Японии. Во первых это были первые дредноуты Странны Восходящего солнца, что позволило корабелам получить необходимый опыт в разработке и постройке последующих тяжелых артиллерийских кораблей. Во вторых корабли строились на отечественных верфях, что дало импульс развития промышленности и позволило получить ряд важных технологий, таких как например производство паровых турбин, также расширились возможности по производству крупнокалиберной корабельной артиллерии.

Как и другие дредноуты первого поколения корабли типа "Кавати" сложно назвать конструктивно совершенными. Основной их недостаток это странное решение разместить на корабле орудия главного калибра с разной длиной ствола и соответственно разными баллистическими характеристиками, что практически делало невозможным использование систем централизованного наведения. Таким образом первые японские дредноуты не являлись в полной мере однокалиберными линкорами. Некоторые авторы даже называют их "полу-дредноутами".

Сама схема расположения орудий главного калибра в виде ромба была позаимствована у германского дредноута "Нассау" и была рассчитана на обеспечение сильного продольного огня в оконечностях и возможностью ведения огня одновременно на оба борта - японские адмиралы, как их немецкие коллеги, видимо, рассчитывали на подобные "собачьи свалки". Однако возможность такого сценария была незначительной, что в итоге и подтвердил опыт боев первой мировой. А вот в бортовом залпе могли действовать не более восьми орудий из двенадцати, что не являлось передовым решением.

Собственно, для наглядности, тот самый "Нассау", источник вдохновения для японских корабелов.
Собственно, для наглядности, тот самый "Нассау", источник вдохновения для японских корабелов.

Еще одним шагом назад, было использование целых двух калибров средней артиллерии, в довесок к которой имелось еще и приличное количество 76-мм пушек. Учитывая, что последние очень быстро потеряли свою актуальность в борьбе с быстро набиравшими "вес и размеры" эсминцами, лучшим решением было бы использование только 152-мм калибра как в качестве противоминного, так и в качестве вспомогательного. Кстати говоря, немцы, на том же "Нассау", также использовали 150-мм орудия в качестве среднего и 88-мм орудия в качестве противоминного калибров.

Если же говорить о бронировании, то даже несмотря на затянувшуюся постройку японские линкоры выглядели вполне прилично по сравнению с многими своими одноклассниками.

Энергетическая установка, так же вышла вполне удачной, что подтверждается превышением проектных значений мощности и скорости, достигнутым на испытаниях. В процессе своей эксплуатации ни котлы ни турбины не вызывали серьезных нареканий.

Основной же причиной быстрой утраты боевой ценности первых японских дредноутов стали их "затяжные роды": когда корабли вступили в строй, ведущие военно-морские державы уже вводили в строй сверхдредноуты с артиллерией главного калибра от 343-мм и выше. Но тут они были не одиноки - та же участь постигла многих их собратьев первого поколения в других флотах, включая самого родоначальника этого класса.

Источники: David C. Evans, Mark R. Peattie. "Kaigun: Strategy, Tactics and Technology in the Imperial Japanese Navy, 1887—1941", Kathrin Milanovich. "The Japanese battleship Kawachi and Settsu"/ Warship. — 2017, А. Малов "Кавати" и "Сэтцу" – первые японские дредноуты"/ "Арсенал-Коллекция" № 3-2013, С. Балакин "Триумфаторы Цусимы. Броненосцы японского флота".

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!