В пещерах всегда имеется на что посмотреть, это не только натечные образования, зимующие насекомые. Странно встретить в пещере, в разгар января, живую муху, зимующего мотылька или комара. Про летучих мышей вообще молчу, летучие мыши – классика. Натечные образования, куда же без них - сталактиты, сталагмиты, натечные коры, драпировки, пещерный жемчуг и др.
Пещеры Еврейской автономной области, как правило, небольшие. Сказывается повышенная сейсмичность, а также с низко и средне горный рельеф. По этой же причине крупных натечностей в них не бывает, когда трясёт они отваливаются со стен и сводов пещер, падая в низ.
Самый распространенный минерал в пещерах – обычный лёд. Зимой встречает сразу у входа, ледяные сталактиты и сталагмиты, крупные ледники, а также россыпи отдельных кристаллов на стенах и сводах.
Внутри льда тоже хватает - от таких же сростков кристаллов, ледяных сталактитов и сталагмитов, до настоящих ледников, заполняющих отдельные гроты и пещеры практически целиком.
Карбонатные натечные образования тоже встречаются, небольшие, но интересные. Имеется всё - сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, драпировки и прочее.
Чаще других встречаются кораллиты – корки разной толщины на стенах и сводах пещер, иногда они отваливаются со стен и сводов. Толщина не большая, первые сантиметры, хотя бывают исключения.
Сталактиты и Сталагмиты по сути одно и тоже – одиночные образования растут на встречу друг к другу со сводов вниз и с пола пещеры вверх, а когда встречаются образуются колонны - сталагнаты.
"Горная сметана" назовём это так - мягкий, кашицеобразный карбонат кальция, отлагающийся на стенах пещер. За ним приходят животные, конкретно на этом следы когтей медведя. Косолапым тоже нужны минеральные добавки к пище.
Драпировки (занавеси и кулисы) - напоминают ткань, которую используют на сцене, чтобы скрыть всё лишнее от глаз зрителей. Только здесь драпировки сами по себе ценность.
Сцен в пещерах нет, но стен и потолков хватает, правда драпировки встречаются далеко не везде.
Интересно, когда сталактиты и драпировки смешиваются между собой, переходят друг в друга.
Если же таких сталактитов несколько, они срастаются в своеобразные козырьки - карнизы. Хотя можно считать их разновидностью драпировок.
Интереснее всего наблюдать в пещерах кристаллы арагонита. Встречающиеся сростки кристаллов арагонита напоминают старый весенний лёд, что рассыпается на столбчатые отдельности – кристаллы неправильной формы.
В идеальных условиях некоторые стены покрываются кристаллами до самого свода, но это редкость.
Сростки арагонита не такие эффектные как одиночные кристаллы - карандашики - это отдельные кристаллы арагонита.
По некоторым буквально приходится ходить, потому что они в породе, на самом дне лазов и проходов. Если отмыть и очистить такой от грязи он преображается.
В разрезе хорошо видно как, слой за слоем, росло то или иное образование, да хоть тот же сталактит.
У кораллитов слои камня практически параллельны друг другу, не идеально, но всё же.
Ярких цветов у камня не бывает, бежевые, светло и тёмно-коричневые, редко белые слои. При умелом использовании, слоистую структуру мраморного оникса можно обыграть. Например, вырезать скульптуру или шар.
Главное правильно сориентировать каменную заготовку для будущей работы, та ещё задачка.
Повышенная сейсмичность региона, падения камня со стен и сводов пещер, слоистость и зернистость пещерного - всё это сказывается на прочности мраморного оникса не в лучшую сторону. Причём большая часть трещин становится видна только после полировки.
Работаешь с таким камнем, а под конец полировки, видишь трещины что они вот вот расколют камень на части, не удобно с таким работать.