"Морозко" (1964)
Как персонаж Марфушка мне симпатична и интересна. Она яркая, колоритная, запоминающаяся, смешная... для сказки лучше и не придумаешь. А вот как человек она у меня симпатии не вызывает, как и ее маменька. Что поделаешь, таковы законы жанра! Так задумано и, вероятно, симпатии зрителя и не должны быть на этой стороне. Однако есть в Марфушке что-то трогательное и располагающее. А с точки зрения теории психологических игр она персонаж даже в каком-то смысле и трагический.
Как положено, Марфушенька-душенька хочет замуж (принято туда хотеть, а в контексте сказки – и времена обязывают). Правда, с этим у нее есть определенные проблемы. Женихи больше западают на Настьку проклятую, а такую конкуренцию Марфушке выдержать сложно.
На первый взгляд, всё просто, логично и очевидно. Настя обладает более приятной и эффектной внешностью, имеет покладистый характер, проявляет женскую мудрость, ловко управляется с любыми задачами по хозяйству, рукодельничает, вкусно готовит, чуток приколдовывает... придраться даже не к чему. Тем не менее, мне кажется, что даже не будь рядом Настеньки или какой-нибудь другой конкурентоспособной особы, Марфушка имела бы мало шансов оказаться замужем.
Каждый человек подсознательно ищет тех отношений, который позволили бы ему закрыть свои глубинные (а иной раз даже и невротические) потребности. И это совсем не обязательно должно согласовываться с тем, что человеком движет на сознательном уровне. Так вот у Марфушки потребность в замужестве (браке, создании семьи) не особо наблюдается. Более того, всё, что нужно Марфушке на эмоциональном уровне, она получает от своей матери. Так зачем же ей муж?
Марфушка с матерью играют в игру, в которой они действуют очень слаженно: никакой муж не заменит такого партнера. Так и развлекаются.
Сначала мы видим Марфушку спящей и страдающей от комаров. Девчонка не жаловалась, ничего не требовала, однако мать тут же организовала "спасательную операцию". Вроде бы можно заподозрить мать в том, что она заправский "Спасатель", однако выглядит это так, словно спасение Марфушеньки-душеньки есть лишь повод включить режим "Преследователя" и достойное для него оправдание. Настя получает за то, что слишком громко вяжет на спицах, старик среди ночи получает наряд вне очереди и теперь должен размахивать веточкой и качать колыбельку.
Марфушке хорошо удается роль инфантильной девицы. Но ее ярко выраженная инфантильность еще не делает из нее "жертву": агрессирует она не хуже матушки:
– Настька, косу подай! Живей!
– Мамаш, а ты ей брови замажь!
– Мамань! А у Настьки коса лучше моей!
– Твоя дороже! Твоя на ярмарке куплена.
– Отрежь ей косу под самый корень!
Марфушка для матери – маленький тиран, которого можно поставить на пьедестал и перед которым можно полебезить, поприсмыкаться, позволить собой помыкать. Такие игры нужны агрессорам, чтобы не застревать в одной роли, а время от времени отдыхать от привычного амплуа. В социально приемлемой форме этот механизм хорошо знаком кошатникам. Они могут быть крайне суровыми товарищами в социуме, но кошак дома из них веревки вьет, а они ему еще и лапочки целуют. Такой пушистый деспот привносит в жизнь агрессора возможность "побыть в другом лагере" и получить интересные эмоции.
Если Марфуша и является жертвой, то разве что материного воспитания. С матерью они действуют в основном заодно. И мать, и дочь, кажется, нисколько не заинтересованы в процессе сепарации, им и так хорошо. Можно предположить, что неосознанное желание обеих заключается как раз в сохранении этой прочной связи.
Тому подтверждение – эпизод со сватовством. Неужели мать, столько лет на свете прожившая и много чего повидавшая, не знает, как такие дела делаются? Они же не отшельниками живут в берлоге: у них вполне оживленное поселение, есть какие-то традиции и обычаи.
Мать, которая хочет выдать дочь замуж, еще та хитрая бестия. Она бы подготовила дочь к тому, чтобы произвести на жениха нужное впечатление – не только купленной косой, но и гусиными потрошками. Марфушка, желай она выйти замуж, тоже освоила бы пару трюков с гусем, лишь бы ввести женихов в заблуждение до момента свадьбы. Но ни дочь, ни мать не удосужились подготовиться к мероприятию, которое проводится по заранее известному протоколу. Так нужно ли оно им вообще? Как я уже писала в статье про Раису Захаровну, кто хочет замуж, тот уже там. Это и для сказок справедливо.
С Морозко Марфушка тоже облажалась. Можно, конечно, списать всё на недостаток интеллекта и недальновидность, но такое объяснение подошло бы к человеку, который находится вне деструктивных психологических сценариев и не играет в "преследователя". У тех, кто прочно увяз в игрищах, сознание мало что решает – балом правит то, что человек не осознает (то, что в бытовой речи принято называть подсознанием). Ну, кто хочет выпросить жениха и приданое, тоже ведь понимает, что ласковый теленок двух маток сосет. О чем бы ни мечтала Марфушка, а подсознательно она явно не стремилась к тому, чтобы наладить отношения с Морозко.
Ежели выходить Марфушке за-муж и быть "за мужем", то от матушки, вероятно, пришлось бы съехать, а это не устроит ни саму Марфушку, ни ее мать. Да и лишний мужчина в этом семействе (пока что) ни к чему: есть отец Настеньки, которого они вдвоем отлично угнетают. Правда, в свете финальных событий, и над старичком они могут контроль утратить, но это маловероятно.
Мне кажется, что у Марфуши есть шанс выйти замуж, если найдется подходящий мужчина: то есть такой, который полностью займет место Настиного отца, а от того, как известно, только и было слышно: "Молчу, молчу!". Другой мужчина таким женщинам просто не нужен (да и они другим мужчинам тоже даром не сдались).
Не позавидуешь такому зятю, конечно, но у него ведь тоже "невротические потребности" могут быть, так что на каждого агрессора всегда находится жертва, которая хочет быть по-своему счастливой. Ведь женился же когда-то Настин отец на матери Марфуши... Видимо, у него на то были свои резоны.
Если отвлечься от психологии и просто пофантазировать, то я за хеппи-энд: может ведь Марфуша встретить настоящую любовь, кого-то, ради кого ей и потрошки захочется приготовить... Наверное. Вариант маловероятный, но очень уж Марфуша Инны Чуриковой хорошенькая и славная, когда счастливо улыбается. Счастье ей, определенно, было бы к лицу.
Еще статьи про "Морозко":