Найти тему
КиноПсихолог

Светит ли Марфуше замужество и нужно ли ей это

"Морозко" (1964)

Как персонаж Марфушка мне симпатична и интересна. Она яркая, колоритная, запоминающаяся, смешная... для сказки лучше и не придумаешь. А вот как человек она у меня симпатии не вызывает, как и ее маменька. Что поделаешь, таковы законы жанра! Так задумано и, вероятно, симпатии зрителя и не должны быть на этой стороне. Однако есть в Марфушке что-то трогательное и располагающее. А с точки зрения теории психологических игр она персонаж даже в каком-то смысле и трагический.

Как положено, Марфушенька-душенька хочет замуж (принято туда хотеть, а в контексте сказки – и времена обязывают). Правда, с этим у нее есть определенные проблемы. Женихи больше западают на Настьку проклятую, а такую конкуренцию Марфушке выдержать сложно.

"Морозко", скриншот.
"Морозко", скриншот.

На первый взгляд, всё просто, логично и очевидно. Настя обладает более приятной и эффектной внешностью, имеет покладистый характер, проявляет женскую мудрость, ловко управляется с любыми задачами по хозяйству, рукодельничает, вкусно готовит, чуток приколдовывает... придраться даже не к чему. Тем не менее, мне кажется, что даже не будь рядом Настеньки или какой-нибудь другой конкурентоспособной особы, Марфушка имела бы мало шансов оказаться замужем.

Каждый человек подсознательно ищет тех отношений, который позволили бы ему закрыть свои глубинные (а иной раз даже и невротические) потребности. И это совсем не обязательно должно согласовываться с тем, что человеком движет на сознательном уровне. Так вот у Марфушки потребность в замужестве (браке, создании семьи) не особо наблюдается. Более того, всё, что нужно Марфушке на эмоциональном уровне, она получает от своей матери. Так зачем же ей муж?

"Морозко", скриншот.
"Морозко", скриншот.

Марфушка с матерью играют в игру, в которой они действуют очень слаженно: никакой муж не заменит такого партнера. Так и развлекаются.

Сначала мы видим Марфушку спящей и страдающей от комаров. Девчонка не жаловалась, ничего не требовала, однако мать тут же организовала "спасательную операцию". Вроде бы можно заподозрить мать в том, что она заправский "Спасатель", однако выглядит это так, словно спасение Марфушеньки-душеньки есть лишь повод включить режим "Преследователя" и достойное для него оправдание. Настя получает за то, что слишком громко вяжет на спицах, старик среди ночи получает наряд вне очереди и теперь должен размахивать веточкой и качать колыбельку.

"Морозко", скриншот.
"Морозко", скриншот.

Марфушке хорошо удается роль инфантильной девицы. Но ее ярко выраженная инфантильность еще не делает из нее "жертву": агрессирует она не хуже матушки:

– Настька, косу подай! Живей!
– Мамаш, а ты ей брови замажь!
Мамань! А у Настьки коса лучше моей!
Твоя дороже! Твоя на ярмарке куплена.
Отрежь ей косу под самый корень!

Марфушка для матери – маленький тиран, которого можно поставить на пьедестал и перед которым можно полебезить, поприсмыкаться, позволить собой помыкать. Такие игры нужны агрессорам, чтобы не застревать в одной роли, а время от времени отдыхать от привычного амплуа. В социально приемлемой форме этот механизм хорошо знаком кошатникам. Они могут быть крайне суровыми товарищами в социуме, но кошак дома из них веревки вьет, а они ему еще и лапочки целуют. Такой пушистый деспот привносит в жизнь агрессора возможность "побыть в другом лагере" и получить интересные эмоции.

"Морозко", скриншот.
"Морозко", скриншот.

Если Марфуша и является жертвой, то разве что материного воспитания. С матерью они действуют в основном заодно. И мать, и дочь, кажется, нисколько не заинтересованы в процессе сепарации, им и так хорошо. Можно предположить, что неосознанное желание обеих заключается как раз в сохранении этой прочной связи.

Тому подтверждение – эпизод со сватовством. Неужели мать, столько лет на свете прожившая и много чего повидавшая, не знает, как такие дела делаются? Они же не отшельниками живут в берлоге: у них вполне оживленное поселение, есть какие-то традиции и обычаи.

"Морозко", скриншот.
"Морозко", скриншот.

Мать, которая хочет выдать дочь замуж, еще та хитрая бестия. Она бы подготовила дочь к тому, чтобы произвести на жениха нужное впечатление – не только купленной косой, но и гусиными потрошками. Марфушка, желай она выйти замуж, тоже освоила бы пару трюков с гусем, лишь бы ввести женихов в заблуждение до момента свадьбы. Но ни дочь, ни мать не удосужились подготовиться к мероприятию, которое проводится по заранее известному протоколу. Так нужно ли оно им вообще? Как я уже писала в статье про Раису Захаровну, кто хочет замуж, тот уже там. Это и для сказок справедливо.

"Морозко", скриншот.
"Морозко", скриншот.

С Морозко Марфушка тоже облажалась. Можно, конечно, списать всё на недостаток интеллекта и недальновидность, но такое объяснение подошло бы к человеку, который находится вне деструктивных психологических сценариев и не играет в "преследователя". У тех, кто прочно увяз в игрищах, сознание мало что решает – балом правит то, что человек не осознает (то, что в бытовой речи принято называть подсознанием). Ну, кто хочет выпросить жениха и приданое, тоже ведь понимает, что ласковый теленок двух маток сосет. О чем бы ни мечтала Марфушка, а подсознательно она явно не стремилась к тому, чтобы наладить отношения с Морозко.

"Морозко", скриншот.
"Морозко", скриншот.

Ежели выходить Марфушке за-муж и быть "за мужем", то от матушки, вероятно, пришлось бы съехать, а это не устроит ни саму Марфушку, ни ее мать. Да и лишний мужчина в этом семействе (пока что) ни к чему: есть отец Настеньки, которого они вдвоем отлично угнетают. Правда, в свете финальных событий, и над старичком они могут контроль утратить, но это маловероятно.

"Морозко", скриншот.
"Морозко", скриншот.

Мне кажется, что у Марфуши есть шанс выйти замуж, если найдется подходящий мужчина: то есть такой, который полностью займет место Настиного отца, а от того, как известно, только и было слышно: "Молчу, молчу!". Другой мужчина таким женщинам просто не нужен (да и они другим мужчинам тоже даром не сдались).

"Морозко", скриншот.
"Морозко", скриншот.

Не позавидуешь такому зятю, конечно, но у него ведь тоже "невротические потребности" могут быть, так что на каждого агрессора всегда находится жертва, которая хочет быть по-своему счастливой. Ведь женился же когда-то Настин отец на матери Марфуши... Видимо, у него на то были свои резоны.

"Морозко", скриншот.
"Морозко", скриншот.

Если отвлечься от психологии и просто пофантазировать, то я за хеппи-энд: может ведь Марфуша встретить настоящую любовь, кого-то, ради кого ей и потрошки захочется приготовить... Наверное. Вариант маловероятный, но очень уж Марфуша Инны Чуриковой хорошенькая и славная, когда счастливо улыбается. Счастье ей, определенно, было бы к лицу.

Еще статьи про "Морозко":