Найти в Дзене
Мама Игоря

«Русалочка» (2023): смесь неплохого сюжета, кринжа и повестки

Оглавление

Как ни странно, мне этот фильм даже по-своему понравился. Безусловно, в этом отнюдь не заслуга студии «Дисней», поскольку оригинальный мультфильм был на порядок лучше. Скорее, здесь частично потрудились сценаристы (которые испортили фильм в других местах).

Так что оценка не такая плохая, как могла бы быть. Альтернативное название, естественно:

  • The Little Mermaid.

Но хочу сказать, что основная часть накинутых баллов – заслуга Урсулы.

Постер фильма «Русалочка» (2023)
Постер фильма «Русалочка» (2023)

Старая сказка на новый лад

Историю практически не переделали. И это откровенный минус, поскольку зачем второй раз смотреть ухудшенную версию мультфильма?

А они именно ухудшенная, поскольку во многих моментах проигрывает оригиналу. И даже занятные находки в рамках конкретного кино не спасают ситуацию. В целом, если бы это было самостоятельное произведение без «приквела», можно было бы поставить и более высокие оценки.

Средиземноморская сельдь в исполнении Флаундера
Средиземноморская сельдь в исполнении Флаундера

Бесконечные очень странные разговоры

Сразу уточню, что эта статья – «обновлённый» формат. Поскольку голова у меня дырявая, на сей раз параллельно с просмотром велись записи в тетрадочку ручечкой. Поэтому буду собирать тезисы и превращать их в удобоваримый текст.

Первый блок будет посвящён болтовне. Давайте начнём с минусов, привлёкших внимание сквозь весь сюжет:

  1. экспозиция истории Урсулы была во время сцены морской ведьмы – нам буквально рассказали историю персонажа его голосом, а не показали;
  2. принц Эрик, которому исполнился 21 год, и который долгие годы в качестве капитана плавал по морям, устроил подростковую истерику при возвращении домой;
  3. ксенофобский конфликт между людьми и русалками, представленный просто злобными тирадами Тритона и людской королевы;
  4. Себастьян проговорил испытания, которые прошёл ради встречи с Ариэль.

Всё прекрасно. Но даже в убогих фильмах-каверах на сказки из нулевых-десятых нам представляли злодеев с помощью эдаких флешбеков, и я сейчас о фильмах говорю. Или вспомните «Рапунцель», и как показали матушку Готель: буквально минута, а персонаж предстал в полной красе! Тут же Урсула просто рассказывает, как зажигала, пока ещё жила во дворце.

Непонятная истерика Эрика – непонятна. Это, типа, XVIII век, когда люди в 30 уже пенсионеры. Ему уже 21, он десятилетие плавает по чужим странам в качестве капитана, заключает торговые сделки. Но без истерики четырнадцатилетнего американского подростка не обойтись. Типа, зачем она?

Более того! Лишь опосредованно мы узнаём, что в смерти жены Тритона виноваты люди (это проговаривается вскользь, но не показывается и не раскрывается). Человеческая же королева относится к русалкам, как к некоему хтоническому ужасу, который только и делает, что алчет человеческих жертв. И если суеверную женщину можно понять, то вот древнее мифическое существо ведёт себя нелепо.

Кстати, помните сцены, как Себастьян пытался добраться до Ариэль в мультике? Забудьте! Никаких смешнявочек: краб будет просто карабкаться по лианам на балкон и на самом верху скажет что-то в духе «как же я настрадался».

Себастьян, когда похорошел при Собянине
Себастьян, когда похорошел при Собянине

Но были и весьма неплохие моменты, как по мне:

  1. подводка через легенду о Коралловом полнолунии;
  2. сцена с Урсулой;
  3. «голос серены» в английской озвучке.

Так, во вступительной сцене Эрику рассказывают страшилки о русалках, упоминая Коралловое полнолуние. А затем нам показывают подводное царство, где русалки, таки, к этому самому полнолунию готовятся. Это красивая подводка. К сожалению, сохранить столь же связное повествование сценаристам не удалось.

Несмотря на обилие болтологии, встреча с Урсулой была великолепна. Насколько помню, это стендап-артистка? Вот, в рамках разговорного жанра она развернулась на полную и хорошо поработала голосом, превратив сцену в маленький шедевр.

Также хочу обратить внимание, что в русскоязычной озвучке у нас был некий «русалочий голос». Пересматривали сцену с Урсулой в оригинале, и внезапно услышали «голос серены». То есть, буквально, весь сюжет фильма выстраивается вокруг того, что у Ариэль – волшебный голос серены, которым она может возвращать здоровье. Или, как в традиционных легендах, влюблять в себя смертных.

Вот почему Урсула отобрала голос: не для того, чтобы Ариэль могла признаться принцу, а потому что ей было достаточно один раз спеть, чтобы любой смертный тут же в неё влюбился. Это интересный сюжетный ход. Увы, фильм не пострадал бы и без него.

Внезапный Тритон
Внезапный Тритон

Очаровательная расовая повестка

Думали, забуду? Вообще, плевать, какого Ариэль цвета, если бы это не было ремейком. Но это ремейк. И даже компьютерная графика не может исправить печальную ситуацию: бедняжка плавает под водой с дредами. Конечно, эти дреды в какой-то момент попытались замаскировать распущенной копной волос, но даже в такой копне десяток дредов смотрится неуместно – просто в силу природы такой причёски. Она не подводная, извините.

С другой стороны, хочу вступиться за супругу Тритона, которую все пытались высмеять за разноцветный набор дочерей. Буквально в фильме проговаривается их совокупный титул – принцессы семи морей. Вот эти вот «семь морей» – идиоматическое выражение для обозначение всех водоёмов мира, так что, скажем так, расовая репрезентация географической привязки вполне себе уместна. Конечно, можно и без неё, но в данном случае сюжет она не портит.

А вот что портит, так это когда местные русалки начали всплывать, чтобы попрощаться с Ариэль, уходящей на берег:

  • они были очень сильно разных цветов;
  • они начали всплывать возле берега;
  • они оказались рассаженными на лодках и камнях (хотя люди их боялись).

А какого фига, простите? Сцена на редкость странная. И ещё более странной она кажется, когда мы вспоминаем семейный субботник Тритона с дочерьми, в рамках которого режиссёр не удосужился показать ни одного постороннего русала. Может, у них бюджет кончился на компьютерную графику?

К слову, было два русала-стражника в покоях Тритона. Так вот, когда понадобилось что-то выяснить об Ариэль, Тритон послал стражников за Себастьяном. И вот у меня вопрос:

  • за крабом-придворным владыка морей стражу гоняет;
  • за младшей принцессой стража ни разу не отправилась (хотя привести напрямую было бы проще и быстрее);
  • при всех опасениях за жизнь принцессы, её даже никто не сторожит.

Логика мертва.

Олуша вместо чайки
Олуша вместо чайки

Парад нелепостей

Отдельно хочу набросать подмеченный набор кринжа.

Во время поиска человеческих вещей в сцене ВнЕзАпНо появляется акула просто для контраста. Более того, её побеждают, заставив атаковать зеркало и застрять в раме (до того акула плыла буквально сквозь корабль, разрезая плавниками палубы).

В честь дня рождения Эрика на торговом корабле, возвращавшемся из длительного плавания с грузом устроили фейерверк. Кто, на секундочку, ради таких целей будет занимать место на торговом корабле взрывоопасными горючими материалами? Напоминаю: Эрик у нас, типа, не избалованный аристократ, а трудяга.

Кстати, о дне рождения. Вот у вас единственный принц и он же – наследник престола. Подскажите, по какой причине он куда-то отправляется в преддверии совершеннолетия? И почему его день рождения отмечается не в окружении придворных для представления местной аристократии, а чёрт знает где?

После фейерверка, кстати, был шторм из ниоткуда. Прямо как с акулой.

Дредалочка
Дредалочка

Ариэль помогла псу доплыть до лодки. И хотя это должно было показать, какая она добрая, но смотрелось максимально нелепо.

К слову, Эрика Ариэль тоже спасла и помогла доплыть: вот только спасла она его глубокой ночью (в районе полуночи), а притащила на берег, когда солнце полностью вышло из-за горизонта. И только в этот момент он откашлялся, выплёвывая воду. Ужс. По крайней мере, нам объяснили, что эта русалочья-серенячья песнь помогает спасать жизни, хоть какое-то объяснение.

А вот слуги не только выбрались за это время на берег. Они ещё и добрались до дворца. А потом от дворца умудрились добежать в совершенно случайное место на острове и обнаружить потерянного принца. Ну, не чудо ли?

После чего наша русалка взгромождается на камешек и поёт песню о любви. Вот эта знаменитая сцена из трейлеров, мультфильма, обзоров. Типа... почему? Когда влюбилась-то?

Когда Ариэль впервые попадает в человеческий мир, случается целый ворох нелепостей:

  • выловленную из моря голую женщину ведут во дворей;
  • там её почему-то сразу обслуживают по-аристократически, предлагая горячую ванну и дорогое мыло;
  • после купания едва стоящую на ногах девушку одевают в кружевное дорогое бельё, в туфли на каблуках и в дорогущий нижний корсет из китового уса;
  • оставляют жить в просторной комнате с зеркалом.

Она-то, конечно, принцесса. Вот только им откуда это знать? Непонятно.

К слову, щупальца Урсулы – разумные создания, как мы это видим в сцене зельеварения. Но в финальной сцене они даже не попытались спасти её от корабля.

Ну, и в самом финале Тритона воскрешает трезубец. Нет, я всё понимаю, но в оригинальном произведении он принял на себя наказание за то, что Ариэль нарушила контракт, и превратился в какую-то слизь. А при смерти Урсулы чары развеялись. А здесь чего? Если трезубец воскрешает, так пусть жену бы свою воскресил, а не на людей ныл!

Луч света в подводном царстве
Луч света в подводном царстве

Единственный достойный персонаж

Что ни говорите, но Урсула получилась прекрасной. Голос, экспрессия, игра. Всё на высоте! Русалочка на её фоне смотрелась откровенно блеклой.

И это даже несмотря на то, что актриса снималась, например, в «Охотницах за привидениями» (тот нелепый фем-ремейк), да и сама отличилась несколькими сомнительными высказываниями. Но, всё-таки, в этом конкретном фильме она была на высоте. И это отнюдь не графика, если посмотреть на других актёров – именно как актёров.

Русалочка (2023) ⭐ 7.2 | Adventure, Family, Fantasy

Очень проходной фильм

От меня фильм «Русалочка» 2023 года получает 6 баллов из 10, потому что вторичен.

Как самостоятельный продукт, он мог бы быть даже неплох. Даже с учётом сомнительных рассуждений об угнетении со стороны мужского сообщества, которое прослеживается и в линии Урсулы, и в линии Ариэль, и даже в финальной сцене. Но, увы.

Кому смотреть?

Ну, прямо вот смотреть никому не могу посоветовать. Разве что для общего ознакомления. Не могу сказать, что это прямо плохо (было и хуже), но и хорошего не очень много.

Поэтому сами думайте, стоит ли тратить время.

P. S. кое-как дописанный обзор. Ужс.

Сказки
3041 интересуется