В Турцию была переброшена военная техника бывшей Русской императорской армии, в том числе два миноносца — «Живой» и «Жуткий». Кроме того, Советская Россия поставила оборудование и сырье для строительства двух пороховых фабрик в Турции.
Советская Россия направила новой турецкой армии инструкторов для подготовки агитаторов для политического разложения войск Антанты изнутри и сбора разведданных. Купленные в Германии самолёты беспошлинно доставлялись в Турцию через Россию, через Новороссийский порт на корабле «Шахин». Машины кемалисты применили на анатолийском фронте. Тем же путём в Турцию переправлялось минное и артиллерийское имущество, винтовки и боеприпасы. Известно, что командование 11 армии РККА передало Турции оружие из своих резервов, без указания сверху. Транспорт «Шахин» вместе с судами береговой охраны «Айдин-Рейс» и «Превезе» были ранее направлен на ремонт в Новороссийск кемалистами, на чью сторону перешли команды этих кораблей. По пути они были захвачены в Синопе англичанами и разоружены, однако капитаны смогли совершить побег судов, которые по телеграмме правительства Мустафы Кемаля и указанию В. И. Ленина были встречены советскими военными кораблями южнее Геленджика и направлены в Новороссийск под охрану советской береговой артиллерии, поставлены на довольствие и перевооружены. Судам присвоили новые названия: «Луч Востока», «Восставший» и «Шамиль», спрятав таким образом от англичан. . Они были включены в РККФ, однако уже в мае 1921 г. возвращены в Турцию.
11 мая 1920 года правительство Великого национального собрания Турции направило своего народного комиссара иностранных дел в РСФСР для подготовки общего договора о дружбе и взаимопомощи.
14 августа турецкую делегацию принял В. И. Ленин.
К 24 августа был выработан проект Договора о дружбе, который был положен в основу документа, подписанного 16 марта 1921 года.
В ходе переговоров было также достигнуто соглашение, которое предусматривало предоставление помощи Турции оружием, боеприпасами и золотом, а в случае необходимости — совместными военными действиями. В распоряжение Г.К.Орджоникидзе были немедленно направлены для последующей передачи туркам 6 тыс. винтовок, свыше 5 млн патронов и 17 600 снарядов.
По соглашению от 24 августа денежная помощь Турции была согласована в объеме 10 млн золотых рублей, что соответствовало 7,74 тонны золота дополнительное к уже выделенным 620 кг.
В августе 1921 года в Турцию в качестве чрезвычайного и полномочного посла Украинской ССР направляется М.В.Фрунзе. С его появлением военные историки связывают разработку наступательных операций против греков, увенчавшихся первыми победами новой турецкой армии в борьбе с Антантой и султанским правительством. Оказав помощь кемалистам в организации подавления освободительного движения греков-понтийцев, Фрунзе был поражен количеством жертв этой операции. При помощи советских военных инструкторов Мустафа Кемаль, Исмет-паша и Февзи-паша создали из разобщенных отрядов турецкой армии и партизанских отрядов новую армию.
5 января 1922 года на пост полномочного представителя РСФСР в Турции назначается С.И. Аралов, которого Ленин напутствует так: «Турки дерутся за свое национальное освобождение. Поэтому ЦК посылает вас туда, как знающего военное дело». Аралов принимает деятельное участие в подготовке генерального наступления против частей Антанты в марте-апреле 1922 года, когда по приглашению Мустафы Кемаля совместно с военным атташе Звонаревым и азербайджанским послом Абиловым совершает поездки в штабы двух турецких армий, пехотные и кавалерийские дивизии, а также тыловые части, раздавая турецким военным памятные подарки с надписью по-турецки: «Турецкому солдату от Красной Армии Советской России».
27 февраля 1922 г. Политбюро ЦК решило спор между Чичериным и наркомом финансов Г. Я. Сокольниковым о выделении очередной денежной помощи Турции в пользу Чичерина, выделив правительству Мустафы Кемаля еще 3,5 млн рублей золотом.
В начале 1920-х гг. все республики Советского Союза были обязаны помогать турецким трудящимся. Например, Украина в лице М. В. Фрунзе передала турецким властям в Трапезунде 100 тыс. руб. для открытия приюта для детей, чьи родители погибли во время войны. Аралов передал 20 тыс. золотых турецких лир на приобретение походных типографий и киноустановок для армии.
По современным данным, Советская Россия пожертвовала для национально-освободительного движения Турции около 80 миллионов турецких лир, что превышает годовой бюджет республики в начале 1920-х гг. и вдвое больше расходов министерства обороны правительства Мустафы Кемаля соответствующего периода.
По личному распоряжению первого турецкого президента Мустафы Кемаля (Ататюрка) память о первых шагах в становлении и развитии отношений нового типа между Россией и Турцией увековечена в скульптурной композиции, возведенной в 1928 году на площади Таксим в Стамбуле. Бронзовая фигура полномочного представителя РСФСР С. И. Аралова занимает одно из главных мест в группе лидеров турецкого национально-освободительного движения на южной стороне монумента. Этим выражена признательность за политическую, военную и финансовую помощь, оказанную Советской Россией в деле обретения Турцией независимости в 1923 году. Скульптуру Аралова, расположенную позади скульптуры К. Е. Ворошилова, нередко ошибочно принимают за скульптуру М.Ф. Фрунзе.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Толстый капитан вдруг негромко вскрикнул, согнулся и уткнулся лицом в свою тарелку. Его правую руку, отведённую за спину, держала за запястье соседка по столу. Грустный майор осуждающе посмотрел на этот перформанс, покачал головой, но со своего стула так не поднялся. Быстро подошедших к "месту происшествия" двух молодых старших лейтенантов с вопросом "что здесь происходит", красавица успокоила:
- Всё хорошо, мальчики!.. Продолжайте праздновать.
Капитану видимо надоело лежать лицом в тарелке, да и его блокированная профессиональным приёмом рука теперь нверняка сильно болела. Он обозначил свою позицию в создавшейся ситуации тихой руганью и громким стоном. Военная переводчица обратилась к пострадавшему с вопросом:
- Товарищ капитан, будете вести себя дальше тихо?
Филипп Абрамович утвердительно пошевелил головой, лежащей на тарелке и что-то буркнул. Рука его была отпущена на свободу, оба старших лейтенанта, убедившись, что конфликт исчерпан, разошлись по своим местам. Теперь уже не такой весёлый капитан, потирая правую руку и что-то продолжая бормоть себе под нос, встал и двинулся к выходу из комнаты.
Красавица теперь внимательно посмотрела на Степку и спросила, усмехнувшись:
- Проводишь меня, сержант? А то на улице уже темно....
Валентина Никитина издала какой-то непонятный горловой звук, а стул Оксаны Петровны оказался пустым. Степка кивнул и направился к двери. В коридор он вышел первым и быстро отыскал свою шинель среди кучи сваленных на стулья и лавки офицерских шинелей. Красавица подошла к Степке уже в шинели и в шапке, улыбнулась, протянула руку и познакомилась:
- Меня Евгенией зовут. А тебя я знаю, Степаном. Пойдем уже?..
Рукопожатие у неё было крепким. Степка опять только молча кивнул в ответ на вопрос-предложение. А из ближайшего угла раздался громкий голос Оксаны Петровны, поправляющей на себе костюм Снегурочки:
- Уже уходите?.. А будут ещё подарки, сюрпризы, игра в фанты...
Рядом со Снегурочкой занимался своей ватной бородой высокий и неуклюжий Дед Мороз в офицерском полушубке. Евгения направилась к выходу на удицу, обронив Снегурочке на ходу:
- Да вроде сюрпризы уже были сегодня, Оксана... С наступающим!..
Они вышли на улицу. Небо было звёздное, мороз крепчал. Евгения опять попыталась разговорить Степку:
- Правда, что ты немецкого шпиона поймал и немецкий танк подбил?
Младший сержант опять утвердительно кивнул. Евгения продолжала "наседать":
- Шпион тот жив остался?
Опять утвердительный кивок и следующий вопрос:
- А танк ты чем подбил?
Степка, покрутил головой, пытаясь соориентироваться, куда они идут и ответил словами:
- Противотанковой гранатой.
Военный патруль прервал "вечер вопросов и ответов", проверил документы, его начальник пожелал паре счастливого нового года и получил в ответ такое же пожелание. Евгения, сделав ещё несколько шагов и пнув сапогом льдышку, с сожалением заметила:
- Я живых немецких шпионов вообще не встречала, а движущиеся немецкие танки видела только издали...
Степка решил поддержать разговор:
- Говорят, вы в тыл к немцам несколько раз ходили...
Его спутница грустно улыбнулась:
- Ходила... А что еще тебе про меня успели рассказать?
Степка решил пока не отвечать на этот вопрос и в свою очередь спросил:
- А тот капитан из финотдела может мне и ещё какую-то пакость устроить?
Его спутница на секунду задумалась с ответом:
- Может, в принципе... При желании. Интересно, что майор-кадровик напишет в своем рапорте, если его кто-то попросит такой рапорт написать... Но не волнуйся сильно. Я завтра свой рапорт "по команде" об этом... инцинденте подам... Но по правде говоря, надо тебе от этих тыловых... грызунов подальше держаться. Твои соседки ведь и провоцировали фактически этот конфликт... На фронт тебе скорее нужно. А то тебя здешние обитатели под штрафную роту подведут. Ты ведь в трофейном отделе служишь?
Младший сержант кивнул и попытался сменить тему:
- Ну да... А вы где таким приёмам научились?
Евгения пожала плечами:
- У разведчиков научилась, с которыми за линию фронта ходила. Могу тебя научить, если хорошо попросишь...
И снова вернулась к прежней теме:
- ...Трофеи - одно из самых "хлебных мест" для различных "грызунов", а ты, как я поняла из реакции Филиппа Абрамыча, ещё и в финансы вокруг них полез...
Степка опять кивнул и прокомментировал часть из услышанного:
- Да я понимаю про "хлебные места"... Но у меня задание от начальника отдела... . А приказы нужно исполнять, я так думаю... И начальника не хочу подвести... А про фронт я постоянно думаю. Надеюсь, выполню это задание, начальник меня на фронт отпустит. Вот рука у меня уже любую медкомиссиию наверняка пройдет, но в начале месяца два осколка от немецкой бомбы в спину ещё умудрился получить, не зажило там пока окончательно... Куда мы идем?..
Евгения рассмеялась в ответ, показав ровные и белоснежные зубы:
- Кавалер из тебя никакой... А если ты выполнишь задание начальника, а он вместо того, чтобы на фронт отпускать такого ценнго кадра, тебе другое задание поручит?.. И долго ты ещё мне "выкать" будешь?
Потом продолжила уже серьёзно:
- У меня сейчас в комнате тоже Новый год празднуют... Соседки знакомых офицеров пригласили и понятно, чем это закончится... Там, где ты где живешь, тоже гульба сейчас наверняка?..
Степка пропустил вопрос про "выкание" мимо ушей, представил, к кому из обитателей или возможных гостей "его жилплощади" подходит слова "гульба" и усомнился:
- Да не должно быть особой гульбы вроде... Там уже все в пожилом возрасте совсем...
Евгения продемонстрировала запечатанное сургучом горлышко бутылки, извлечённой наполовину из кармана офицерской шинели, сопроводив это движение словами:
- Тогда пошли к тебе. А то скоро уже полночь наступит. Не успеем встретить новый год...
Увидев бутылку водки Степка замялся. Перед его глазами промелькнул вчерашний разговор про чекушку с тетушкой Пепе. Евгения заметила изменение в настроении младшего сержанта и поинтересовалась:
- В чем проблема?
Степка объяснил. Евгения махнула рукой:
- Если ты вчера один справился с этой проблемой, то сегодня вдвоем мы точно её решим. Пойдём скорее, а то я замёрзла уже сильно... Только подожди меня здесь две минуты.
Евгения отошола в тень полуразрушенного дома, свернула за угол и на некоторое время пропала из вида. Снова она появилась на улице, застёгивая ремень на своей шинели. Подойдя к Степке, она обеими руками поправила ему шапку и сообщила:
- Ну, пошли!.. Я готова.
В сенях дома Марфы Ипатьевны им встретилась умная собака Кама, расправлявшаяся с мослом от холодца. Собака отвлеклась на минуту от своего занятия, чтобы получить от Степки приветственное почесывание за ушами и произвести ознакомительное обнюхивание женщины-капитана. Обнюхивание завершилось ритуалом поглаживания собачьей головы, сопровождаемое словами:
- Хорошая собака... Какие умные глаза!..
В горнице было сравнительно многолюдно и шумно, "гульба" была в самом разгаре. Трофим Иванович, сидя у стола, пытался исполнить на баяне мелодию какой-то грустной песни, а Марфа Ипатьевна пыталась ему подпевать. Тетушка Пепе любовалась разложенными перед ней на столе большим флаконом и красной коробочкой. На коробочке и флаконе было написано "Красная Москва". Пожилая женщина периодически подносила к носу крышку флакона и закатывала при этом глаза. В комнате стоял стойкий запах духов который перебивал даже запах свежей хвои, исходивший от нескольких еловых веток. Ветками была украшена икона, висевшая в "красном углу".
Евгения избавила Степку от необходимости знакомить её со всеми присутствующими. Она по очереди подошла к каждому и сама назвала своё имя, пожимая руку. Трофим Иванович от рукопожатия крякнул, а для обеих особ женского пола сила рукопожатия новой гостьи видимо была соизмеримо уменьшена.
Тектушка Пепе была в прекрасном настроении и не удержалась от позивного комментария:
- Сколько же времени Степан скрывал от нас такую красавицу?..
Пока Степка соображал, что ответить на этот вопрос, его опередила Евгения: - Нисколько!.. Мы со Степаном познакомились только полчаса назад.
Тетушка Пепе понятливо кивнула и сообщила Степке последние новости:
- Приходил Семён Иванович, принёс "новогоднюю посылку", а мне подарил "Красную Москву"!.. Вот!..
Степка, усаживаясь за стол, на котором не было пока ни одной бутылки вопросительно посмотрел на хозяйку дома и в ответ на свой немой вопрос получил ответ:
- Ни-ни... Чекушка захована ещё, все тебя ждали, Стёпушка...
В результате "перемены блюд" на столе появилась новая миска с холодцом, тарелка с ещё теплыми драниками и кувшин со сметаной. Этот "натюрморт" дополнила бутылка водки, которую принесла Евгения, ополовиненная "чекушка" и бутылка вина. На винной этикетке название было напечатано латинскимим буквами. Бутылку вина извлекли из "новогодней посылки" полковника. Евгения, осмотрев этикетку, идентифицировало вино, как французское..
Марфа Ипатьевна, похваставшись мимоходом, что "большой начальник" и её не забыл, подарив ей два больших куска мыла. После этого хозяйка отправилась на кухню "готовить горчичку", получив от Степки маленький пакетик из газеты с темно-желтым порошком.
Через несколько минут все уже снова собрались за столом. Тетушка Пепе согласилась сегодня пить "только вино" и уже о чем-то оживлённо рассказывала сидевшей рядом с ней Евгении. Старшина, очередной раз посмотрев на Евгению, перевёл затем взгляд на Степку и украдкой показал ему большой палец. Младший сержант в ответ сделал серьёзное лицо, пожал плечами и посмотрел на часы. До Нового года осталось всего две минуты.
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я подготовлю несколько новых публикаций.