Вы ведь знаете картину Эдварда Мунка "Крик". Очень таинственная и жуткая картина. Многие ломают голову над тем, что же всё же на ней происходит, каков сюжет. Теории бывают разные.
Версий картины несколько. Сюжет не оставлял автора. Этому причина его болезнь и жизненные трудности, но я хочу разобрать саму идею, а точнее, второстепенных персонажей. Моё видение этой концепции.
Образ, стоящий на мосту, кричит. Его визуальный крик достаточно силён, он шокирует и приводит в ужас.
Но... Мне кажется дело не совсем в этой кричащей фигуре. Посмотрите на задний план.
Действие происходит на мосту. На мосту стоят две таинственные фигуры... Именно они и привлекли моё внимание и я вижу целую историю, большую тайну, оставшуюся за кадром, заглушённую ужасающим криком. Но теперь по порядку.
Чтобы понять, что эти образы не просто декорация в замысле художника, посмотрим следующие его варианты. Эти версии я разложила по порядку так, как мне кажется, их легче воспринимать, исходя из этой концепции.
1. Начало
Наверное, это самая реалистичная версия. Тут более объёмная прорисовка и сглаженные штрихи. Она выглядит спокойнее, чем сама версия "Крика".
Что мы видим - тот же сюжет, мост, пейзаж, вдали два корабля... Но на мосту опять эти двое, силуэты. На этот раз они прорисованы лучше. Видно, что один из них стоит в полуобороте, в цилиндре, и смотрит на героя переднего плана. Сам же главный герой, кажется, чем-то очень расстроен и в меланхолии стоит около перил и думает о своём. Какие эмоциональные отношения между тремя этими образами? Может, пара силуэтов на мосту озаботилась печальным видом человека в котелке и наблюдают за ним, может даже, хотят подойти и утешить, но будет ли это уместно? Знают ли они, что этот человек скоро станет Криком?
2. Закипает
На этой картине виден аналогичный сюжет, но эмоционально он более напряжённый. Главный герой словно теряет свою суть. У него уже нет шляпы, он немного иначе одет. Он словно переоделся в форму персонажа Крика. Его глаза печальны и пусты. А те двое на мосту отвернулись от него. Отвернулись, то ли решив, что с ним всё в порядке, он сам придёт в себя, то ли потому что им безразличны стали переживания постороннего человека, то ли просто пора идти по своим делам, смотреть на краснеющее небо...
3. Крик
Но, видимо, ситуация окончательно накалилась. Мир и главный герой трансформировались, начался Крик, что заглушает собой все мысли и чувства. Наступает ужас.
А те двое идут сами по себе, наверняка общаются или даже обсуждают странного человека, который показался им грустным. Волна Крика ещё словно не дошла до них. Но на следующей версии происходит что-то неожиданное...
4. Ему тоже стало плохо
Складывается ощущение, что одному из двоих становится плохо, так же плохо, как было недавно самому Крику. Та же поза, те же эмоции захватили его самого, а его спутник... Не создаётся впечатление, что он пробует помочь ему, кажется, что он наоборот, спокойным медленным шагом уходит прочь, не желая думать ни о каких бедах.
Есть ещё пара рисунков Крика, но они мало что вносят в эту историю.
Сюжет тут не двигается относительно официальной версии картины, исходя из моей теории. Мунк просто искал, искал то самое и пытался разобраться с этой историей, что произошла с ним, внутри ли, или снаружи.
Но что тогда значит эта картина?
Они осуждают?
Тот же мост, те же два корабля на заднем фоне, и краснеющее тревожное небо. А на мосту стоит толпа людей, и все смотрят на зрителя вроде как даже с каким-то осуждением. С вопросом, с виной. У меня раздваиваются предположения относительного этих смыслов. Может, это те люди, которые сами скоро станут Криками? Или это те, кого бросили, оставили мучаться от своих переживаний на этом мосту и они стали призраками?
Но кто виноват по их мнению? Мы, зритель? Или те, кто бросил их в трудную минуту?
Можно было бы ещё много напридумывать относительно связи этих картин. Потому что, в конце концов, возможно, что те двое на мосту, это наблюдатели. Такие же наблюдатели, как на картинах Де Кирико и Рене Магритта. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Можете поделиться своим мнением, вы знаете об этом.