Найти в Дзене
Желтый ЗИЛ

Как разобрать модель АМО-Ф15 от «Элекона»

Думаю, что у любого человека, собирающего масштабные модели автомобилей промышленного производства, рано или поздно встаёт вопрос, как разобрать ту или иную модель. Кому-то это нужно для ремонта, кто-то хочет сделать конверсию. И вслед за этим вопросом возникает опасение – не сломать бы модель. Особенно это актуально для старых советских моделей, которые собраны не только без клея, но часто и без единого винта, поэтому бывает очень сложно понять с какой стороны приступать к разбору. Но если знать конструкцию модели и порядок её сборки на заводе, риск поломки резко снижается.

-2

Моделей мною было разобрано достаточно. Поэтому хочу поделиться своим опытом в данной области. Начать хочу с модели АМО-Ф15, который был изготовлен на «Элеконе». Мой экземпляр выпущен в 1989 году.

Начинаем разборку с демонтажа фар и передних колёс. Фары держатся за лонжероны рамы на защёлках. Их нужно просто потянуть вверх, снимутся они без особого труда. Колёса насажены на ось, с их снятием тоже ничего сложного нет.

-3

Далее снимаем радиатор. Можно сказать, что на этой детали держится вся модель. Его нужно потянуть вперед. Если он так просто не поддастся, то между радиатором и капотом нужно вставить какой-нибудь плоский инструмент и попробовать сдвинуть радиатор при его помощи. При этом надо стараться не повредить краску. Обычно эта деталь снимается относительно легко, но практика показывает, что все модели разные, поэтому где-то она снимается легче, где-то труднее. В моём случае кто-то пытался приклеить радиатор к капоту.

После радиатора снимаем рукоятку запуска двигателя.

-5

Если радиатор снят, кабина сдвигается вперёд. Насколько легко это произойдёт, зависит от конкретной модели. У меня были случаи, когда кабина сама вываливалась вперед, а бывало, что между кабиной и кузовом приходилось вставлять небольшую отвертку и с её помощью двигать кабину.

Кабина сдвигается вперед до упора, затем передняя её часть поднимается вверх, благодаря чему освобождается заднее крепление кабины.

Сразу снимается кузов. Для этого поднимаем вверх его переднюю часть, а потом сдвигаем его назад.

-7

Подножки просто вытаскиваем из пазов.

-8

Осторожно снимаем передние рессоры. Сначала разводим в стороны их передние части и тянем их вниз. На них крепления в виде полуколец. Эти полукольца насажены на небольшие штифты, с которых их и нужно снять.

Далее вытаскиваем из пазов задние крепления рессор. Затем сдвигаем их вперед. Перед задними креплениями стоит пластина, которая фиксирует кабину. Эта пластина шире чем расстояние между креплениями рессор. Поэтому рессоры нужно не только двигать вперед, но и слегка развести их в стороны.

Передние рессоры сняты.

Можно снять глушитель. Он прикреплён защёлкой к поперечине рамы. Просто сдвигаем его вперёд.

Задние колёса держатся на втулках, которые насажены на мост. Эти втулки сидят туго. Иногда кажется, что они приклеены, но клея там нет. Для их демонтажа лучше взять тонкую отвёртку, вставить её между втулкой и мостом, а потом попытаться осторожно сдвинуть втулку.

-12

Кстати, такая конструкция реализована на поздних АМО, на ранних, внутри моста была ось, соответственно, втулки сидели на ней.

Переходим к кабине и снимаем салон. Он просто вытаскивается снизу. Его нужно тянуть на себя. Но есть один нюанс – внутри кабины, на её задней стенке есть прямоугольные прилив, он может несколько мешать, но ничего критичного быть не должно.

Когда салон будет снят, можно снять тент. Для этого нужно отогнуть две защёлки, которые его удерживают, и вытолкнуть его вверх.

-14

Запасное колесо, рычаги и клаксон на правом борту кабины припаяны. Их можно срезать, но назад их нужно будет приклеивать или восстанавливать штифты для распайки.

-15

Задний мост я снимать не стал. Рекомендую это делать только в случае крайней необходимости. Вообще, для того чтобы его снять, надо одну из рессор отогнуть в сторону, так чтобы крепления вышли из пазов в раме, а потом потянуть в вниз. После этого можно будет легко достать и вторую рессору.

-16

Проблема тут в том, что пластик от времени становится хрупким, поэтому его легко сломать, а клеить его бесполезно.

Если всё-таки очень нужно снять рессоры и мост, то лучше всего погреть рессоры феном, тогда пластик станет мягче.

Собирается всё в обратном порядке.