1936. Август, 8
Постановлением ЦИК и СНК СССР «О дополнении Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик» в систему исправительно-трудовых учреждений включены тюрьмы.
Судам областного уровня и выше давалось право (которого не было раньше) наказывать лишением свободы в виде заключения в тюрьму лиц, осужденных за особо опасные преступления. Органы НКВД получили право в дисциплинарном порядке переводить в тюрьмы заключенных лагерей и колоний, нарушавших режим содержания в местах лишения свободы, при этом требовалась санкция прокурора области или лагеря (на срок до одного года) или решение начальника ГУЛАГа и санкция Прокурора СССР (на срок до двух лет). Соответствующие изменения были внесены в ст. 28 и 79 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1933 года. Вскоре были созданы Главное тюремное управление и 90 тюремных управлений, отделов и отделений НКВД-УНКВД, в ведении которых на конец 1940 – начало 1941 года насчитывалось 712 тюрем (101 внутренняя, 447 общих, 6 временных, 4 специальных, 3 на консервации).
[Собрание законов СССР. 1936. №44. Ст.370; Полиция и милиция России: страницы истории. М.,1995. С.175.]
1937. Август, 9 и 11
Приказом НКВД № 00485 (утвержден постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) 9 августа 1937. П51/564) и закрытым письмом ГУГБ НКВД СССР № 59098 «О фашистско-повстанческой, шпионской, диверсионной и террористической деятельности польской разведки в СССР» от 11 августа 1937 была санкционирована волна репрессий против поляков, проживавших в СССР.
«НКВД Союза вскрыта и ликвидируется крупнейшая и, судя по всем данным, основная диверсионно-шпионская сеть польской разведки в СССР, существовавшая в виде так называемой «Польской организации войсковой».
Накануне Октябрьской революции и непосредственно после нее ПИЛСУДСКИЙ создал на советской территории свою крупнейшую политическую агентуру, возглавлявшую ликвидируемую сейчас организацию, а затем из года в год систематически перебрасывал в СССР, под видом политэмигрантов, обмениваемых политзаключенных, перебежчиков, многочисленные кадры шпионов и диверсантов, включавшихся в общую систему организации, действовавшей в СССР и пополнявшейся здесь за счет вербовок местного польского населения.
Организация руководилась центром, находившимся в Москве, — в составе УНШЛИХТА, МУКЛЕВИЧА, ОЛЬСКОГО и других и имела мощные ответвления в Белоруссии и на Украине, главным образом в пограничных районах, в ряде других местностей СССР.
К настоящему времени, когда ликвидирована в основном только головка и актив организации, уже определилось, что антисоветской работой организации были охвачены — система НКВД, РККА, Разведупр РККА, аппарат Коминтерна — прежде всего польская секция ИККИ, наркоминдел, оборонная промышленность, транспорт — преимущественно стратегические дороги западного театра войны, сельское хозяйство»....
В республиках, краях и областях наряду с «тройками» для рассмотрения политических дел по спискам подозреваемых создавались «двойки» из представителя НКВД и секретаря территориальной партийной организации.
Источники:
- Оперативный приказ № 00485 Народного комиссара Внутренних дел СССР Н. Ежова о начале кампании политических репрессий в отношении лиц польской национальности.
- Закрытое письмо о фашистско-повстанческой, шпионской, диверсионной, пораженческой и террористической деятельности польской разведки в СССР. 11 августа 1937 г.
- Репрессии против поляков и польских граждан. Вып.1. М.: Звенья, 1997. С.16–20.
1937. Август, 9
В Киеве арестована Александра Григорьевна Довгаль (1898).
Александра Григорьевна работала инструктором военного стола ЦК КП(б)Украины, была члененом ВКП(б) с 1920. Вместе с мужем Сердюком Яковом Васильевичем и дочерью жили в Днепропетровске и Киеве. Мужа арестовали. Она пошла к прокурору выяснить судьбу арестованного мужа и была арестована.
Решением ОСО НКВД СССР от 2 ноября 1937 приговорена к 8 годам заключения как жена врага народа. Срок заключения отбывала в Томском лагере для ЧСИР, куда прибыла этапом 19 декабря 1937. В 1939 при расформировании лагеря Александру Григорьевну отправили в Кузбасс, потом — в ИТК №1 на ж.д. станции Яя Томской железной дороги. В апреле 1943 ее перевели в Кемеровское ОИТК.
30 октября 1945 Александра Григорьевна Довгаль была из заключения освобождена с диагнозом дистрофия и открытая форма туберкулеза. Возвратилась на родину на Украину.
Реабилитирована в апреле 1956 Военным трибуналом Киевского военного округа. 3 июня 1956 была восстановлена в рядах КПСС без перерыва партстажа, а с 1 октября 1956 постановлением комиссии Совета министров СССР ей была назначена персональная пенсия союзного значения. Умерла 6 июля 1984 в Киеве от ишемической болезни сердца.
[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Архив НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург); архив НИЦ «Мемориал» (Москва)// Ф.1. Оп.2. Д.1694.]
1950. Август, 9
Из распоряжения Министерства лесной и бумажной промышленности СССР управляющему трестом «Томлес» узнаем о том, что «в распоряжение «Томлеса» за период с 16 апреля по 29 июля 1950 направлено 8 эшелонов со спецконтингентом (ссыльными) в количестве 8459 человек»
[ГАТО. Ф. Р 858. Оп.9. Д.2. Л.142.; 1940 – 1956. Невольные сибиряки. Народ и власть. С. 159–160]
1955. Август, 9
Освобожден из заключения Теодор Тадеушевич Прибуро (1892) — фотограф Томского краеведческого музея.
Некоторые его «доброжелатели» посчитали своим долгом проинформировать «компетентные органы», что в течение ряда лет гражданин Прибуро в неоднократных беседах с ними высказывал свою точку зрения на окружавшую действительность, и эти взгляды не иначе как антисоветскими назвать нельзя.
«Например, Прибуро заявлял, что советская печать необъективно отражает международные события. В другой раз рассказал антисоветский анекдот, в котором якобы в злобной форме клеветал на одного из руководителей партии и советского правительства»…
В марте 1952 он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и распространении «злобных клеветнических измышлений на руководство ВКП(б), советское правительство и советскую действительность». Согласно приговора от 7 мая 1952 был признан виновным по статье 58-3 и 58-10 часть 2 УК РСФСР. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.05.1947 «Об отмене смертной казни» был подвергнут заключению в советские лагеря сроком на 25 лет с добавлением поражения в правах еще на 5 лет.
В 1954 срок заключения был снижен до 5 лет. Из заключения освобожден 9 августа 1955. Впоследствии продолжал работать в музее в должности смотрителя музейных экспозиций.
Источники:
- Архив музея;
- БД «Жертвы политического террора в СССР»;
- В. Ханевич. «Лжеполяк Прибуро». Политические репрессии в судьбах сотрудников Томского краеведческого музея // Труды Томского областного краеведческого музея: [Сборник статей]. — Томск. — 2002 .— Т. 11 .— С. 209–235
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.