Найти тему
XXL

Оппенгеймер - Ученый или убийца? (обзор фильма)

Здравствуйте, меня зовут XXL. И сегодня мы рассмотрим и оценим фильм «Оппенгеймер». Возможны спойлеры. я предупредил.

Постер фильма
Постер фильма

Недавно, 21 июля этого года, (2023) в один день вместе «Барби» вышел еще один не менее интересный фильм Кристофера Нолана. Режиссёра, подарившего нам одну из лучших трилогию про Супергероя: «Бэтмен». Конечно, я говорю о ленте «Оппенгеймер». Лента рассказывает историю жизни Доктора – физика атомных наук Роберта Оппенгеймера. Человека, который в своё время возглавил «Манхэттенский проект». И в итоге стал своего рода отцом атомной бомбы. Естественно, в ленте об этом рассказывается. Так что давайте оценим то, как лента «Оппенгеймер» раскрывает перед нами личность не просто человека, но и знаменитого ученого своего времени. И ответим на главный вопрос: «имеем ли мы, именно мы зрители, право на то, чтобы судить Р. Оппенгеймера за то, что он сделал. А именно создал ядерное оружие, которое может уничтожить мир?»

Личность Нолана

Прежде чем начать разбор «Оппенгеймера» нам стоит кратко разобрать личность самого Кристофера Нолана, его фильмографии и неожиданной роли актера Роберта Паттинсона в создании ленты. Для этого давайте перенесемся в 2019 год на съемки фильма «Довод». Еще тогда Нолан пытался провести параллель между тем, что происходило в «Довод» и самим процессом создания Атомной бомбы. Эту параллель можно заметить в одной из сцен, где зрители могут пронаблюдать следующий диалог между Прийяей и Протагонистом:

Прийя: « Вы знакомы с Манхэттенским проектом? Перед первым ядерным испытанием Оппенгеймер очень волновался, что взрыв может привести к цепной реакции, которая уничтожит мир».

Протагонист: Они все рано продолжили, и им повезло».

Прийя: «Считайте эту женщину Оппенгеймером своего поколения.… Но, в отличие от Оппенгеймера она бунтует».

Вот эта сцена
Вот эта сцена

Так вот, в один из дней съемочного процесса, вдохновившись биографией ученого, актер Роберт Паттинсон подарил Нолану книгу с речами Оппенгеймера, что в итоге и подтолкнуло режиссера к своему следующему фильму.

Тем более, если взять и связать тематически последние два фильма Нолана: «Довод» и «Оппенгеймер» а также добавить к ним «Интерстеллар» (2014). То мы получил историю о неосознанном стремлении людей к саморазрушению. К тому же «Интерстеллар» начинается с недалекого будущего, где из-за человеческих действий планета находиться под влиянием природных катаклизмов, будь то постоянные песчаные бури или же непригодная для выращивания продуктов почва. Персонаж Мэттью Макконахи оказывается единственной надеждой на спасение человечества от вымирания. В «Доводе» же борьба за власть привела к тому, что было создано смертоносное устройство, способное стереть с лица земли все человечество.

  Мэттью Макконахи «Интерстеллар»
Мэттью Макконахи «Интерстеллар»

Однако надо учесть, что в обоих фильмах Нолан рассказывает о том, что человечество может спасти себя от самого себя. Именно поэтому в «Интерстеллар» Купер достигает горизонта событий и передает код своей дочери в конце фильма. Так же как, в «Довод» Протагонист и его команда останавливают конец света.

Смотря на эти примеры, можно понять, что Нолан глубоко озадачен социально-политическими проблемами, такими как экология и гонка вооружений. Из этих суждений Нолана можно понять, что он старается заложить глубокие темы во все свои фильмы. Тут еще можно вспомнить и «Темного рыцаря» (2008) где противостояние Бэтмена и Джокера стали аллегорией на Америку после событий 11 сентября 2001 года.

Уничтожение Башней Близнецов в Нью-Йорке
Уничтожение Башней Близнецов в Нью-Йорке

Но, тем не менее, именно в «Оппенгеймере» есть главное отличие от всех выше перечисленных лент, а именно: «отсутствие надежды на светлое будущее». Ведь если начнется ядерная война к нам не придет на помощь ни Доктор Купер, ни Протагонист, ни Бэтмен. Напротив, вокруг нас может оказаться еще один Оппенгеймер, который не сможет противостоять системе, и очередная группа политиков, готовых поступиться всем ради иллюзии собственной безопасности.

О чем фильм

Так вот, фильм рассказывает нам о жизни доктора Р. Оппенгеймера, которая полна трагических событий. И это не только создание самой бомбы. Тут еще и самоубийство возлюбленной, и постоянные допросы за полит. взгляды и предательство близких. Конечно, «Манхэттенский проект» придает всему этому дополнительную тяжесть. Тем самым сделав Оппенгеймера ответственным за смерть сотен тысяч людей и переделывание целого мира.

 Киллиан Мерфи/Роберт Оппенгеймер
Киллиан Мерфи/Роберт Оппенгеймер

Понятное дело, что вместить всю жизнь учёного такой величины в один фильм невозможно. Даже в трехчасовом Нолановском проекте. Для этого как минимум нужен сериал из 10 серий на 2-3 сезона. Именно поэтому режиссёру приходится делать свой фильм из кусочков жизни ученого. При этом упрощая многие события. Помимо этого, в картине очень часто происходят скачки во времени. Это сделано для того, чтобы было проще понять картину.

Фильм начинается со студенческой жизни физика и параллельно перетекает в слушание председателя комиссии по атомной энергии США – Льюиса Штрауса и в короткий разговор Оппенгеймера с великим ученым – Альбертом Эйнштейном. С помощью этих точек мы отправляемся в историю о создании бомбы, в историю скандала, связанного с Оппенгеймером и серией разговоров Штрауса с его помощниками.

Роберт Дауни младший/Льюис Штраус
Роберт Дауни младший/Льюис Штраус
Тот самый разговор
Тот самый разговор

Естественно, каждая из сюжетных линий доход до своего логического заключения. А сам фильм заканчивается зеркальным отображением диалога Эйнштейна и Оппенгеймера из начала ленты.

Нолан, как всегда, мало вводит аудиторию в контекст происходящего на экране. Так что если зритель отвлечется хоть на минуту или не сможет запомнить вскользь названое имя персонаж, он может ненадолго выпасть из сюжета. Однако, как нам говорят еще в самом начале ленты: «Не важно, умеешь ли ты читать ноты, важно, слышишь ли ты музыку». И да, зритель во время просмотра может не понять роли Маккартизма в Америке 1950-х, но сможет увидеть простую ситуацию, где будущее нашего героя зависит от небольшого заседания мужчин в серых костюмах. Да, фильм понять сложно. Но при помощи того, что действия ленты переходит в контраст черно-белых эпизодов с цветными, где первыми показываются события, где участвует сам главный герой, со сценами, где его нет, а вторые уже показывают личность самого ученого. Его понять можно. Естественно, при этом желательно не отрываться от просмотра картины.

Создание Ленты

Но красота ленты заключается не только в диалогах и во всевозможных сюжетных линиях. Она в первую очередь, как и во всех фильмах Нолана, заключается темах, которые поднимаются в ленте, и о самом влияние ленты на киноиндустрию. Если уж говорить о последнем, то, понятное дело, новый фильм Нолана уже изменил процесс кинопроизводства, а его выход под эгидой студии «Universal Pictures» и вовсе стал одной из главных причин феномена «Барбенгеймера». Ведь изначально какое-то время своей карьеры Нолан много лет работал со студией «Warner Brothers». Однако с началом пандемии многие студии, в том числе и выше упомянутая, стали применять практику одновременного выпуска релизов своих фильмов, как в кино, так и на своем стриминговом сервисе (пример, сиквел «Чудо-женщины»). Естественно Нолану как режиссеру с большой буквой такая практика не понравилась, и у него возник конфликт со студией «Warner Brothers». На почве того, где должны показываться фильмы в первую очередь. Естественно Нолан считал и считает, что его ленты просто созданы в основном только для большого экрана, в основном за счет сложных спецэффектов, масштабной картинки и непростых сюжетов. Но в то же время студия «Warner Brothers» хотела, прибили здесь и сейчас что бы оставаться на плаву во время Пандемии. Поэтому и встал вопрос о выпуске следующего фильма Нолана не только в кинотеатрах, но и на стриминговом сервисе «HBO Max». Естественно Нолана отказался от такой идеи, так как он уже тогда начал разрабатывать «Оппенгеймер» и одно из его желании было это показать сцену взрыва атомной бомбы на большом экране.

сцена взрыва атомной бомбы
сцена взрыва атомной бомбы

В итоге постановщик порвал все связи со студией «Warner Brothers» и отправился в свободное плавание. В итоге студией, которая выпустила его новый фильм, стала компания «Universal Pictures». Естественно, Ворнерам это не понравилось, и они в желании отомстить поставили свой новый фильм «Барби» в релиз в один день с «Оппенгеймером». Это было сделано для того что картина Нолана не смогла собрать ожидаемую сумму в прокате. Однако история пошла по другому пути, и такое решение привело к неожиданному интернет феномену «Барбенгеймер», что в итоге позитивно сказалось на бокс-офисе обеих лент.

Но не только конфликтом между студиями запомнится фильм. Еще «Оппенгеймер» запомнится или уже запомнился очередной революцией в техническом формате съемки. Так как Нолан в сотрудничестве с «Kodak» буквально смог создать то, чего раньше не было. А именно 70-миллиметровую черно-белую пленку формата IMAX для своего фильма. Так же режиссер уже сам не раз рассказывал: «для создания ленты не были использованы CGI эффекты». Что, естественно, привело к волне обсуждении на тему: неужели Нолану реально разрешат взорвать атомную бомбу небольшого масштаба. Позже Нолан все же смог объяснить, что для самого главного эпизода своей ленты он использовал комбинацию нескольких локальных взрывов с микросъемкой, чтобы воссоздать этот самый эффект настоящей атомной бомбы. Еще не стоит забывать, что Нолан обожает работать в своих картинах со звуком. В результате чего получается громкий звук, который погружает зрителя в происходящие на экране. В этот раз во время создания момента испытания атомной бомбы был использован контраст тишины с последующем звуком топанья ботинок по полу. В итоге получился один из самых запоминающихся моментов картины.

Создание макета атомной бомбы
Создание макета атомной бомбы

Актерский Ансамбль

И самое главное, стоит отметить, что в очередной раз Нолан смог собрать потрясающий ансамбль актеров в своем фильме. Здесь и великолепно исполнивший главную роль в ленте актер Киллиан Мерфи, который для того, чтобы войти в роль измождённого доктора, практически не ел во время съемок ленты. И грозно сыгравший Льюиса Штрауса актер Роберт Дауни младший и т.д. В общем в ленте задействовано более двадцати известных имен. И они все без при увеличения смогли справиться со своей работай. Даже не смотря на то, что Нолан в очередной раз недостаточно смог проработать второстепенных персонажей.

Какие темы поднимает сам фильм

Первая тема, которую поднимает фильм – это сравнение личности Р. Оппенгеймера с другими личностями, которые подарили людям инструмент, использованный теми во зло. В ленте главного героя сравнивают и с Прометеем, который дал людям огонь и в итоге стал мучеником. И с ученым Нобилем, который изобрел Динамит. Все эти сравнения происходят, потому что действия представленных выше людей, как и сам Оппенгеймер, изменили историю человечества, при этом подарив нам новые методы по уничтожению человеческого рода.

Вторая тема, которая поднимается в ленте: «Несет ли создатель вину за свое изобретение?» Определенного ответа на вопрос лента не дает. Но она предлагает нам взгляды различных людей на проблему. Особенно хорошо здесь можно учесть разговор Оппенгеймера с президентом США Трумэном, утверждающим, что именно он стоит за решением устроить бомбардировку Японских Городов, Хиросимы и Нагасаки. Также мы понимаем, что весь процесс создания смертоносного оружия сопровождался и исходил в основном из технических вопросов, а этические нормы оставались в стороне. И когда Оппенгеймер понимает весь масштаб нависшей угрозы над миром, процесс уже давно запущен, и его невозможно остановить. В итоге у мира появился новый способ саморазрушения, который может быть когда-нибудь применен. Из этого следует, что фильм Нолана говорить не только об Оппенгеймере, но и о разрушительной человеческой природе, которое пытается спасти себя при помощи более разрушительного оружия.

И третий Вопрос, который поднимает лента: «Стал бы Оппенгеймер создавать атомную бомбу, если бы знал, какие после этого будут последствия?» Тут уже мы, зрители, получаем четкий ответ, хоть он и показан нам в само начале ленты. В самом начале ленты, в свои студенческие годы Оппенгеймер пытался при помощи яблока с цианидом отравить своего профессора. В течение фильма физик так и не смог объяснить, почему хотел это сделать. А позже он и вовсе бежит сломя голову, чтобы уберечь мужчину от смерти. Как видите, в первом случае у главного героя был шанс исправить свои действия. Но вот во втором случае, когда происходило создание самой бомбы, было уже слишком поздно. Ведь цепная реакция уже запущена, а значит, ее не остановить.

Итог

«Оппенгеймер» - это самый драматичный эпос о саморазрушении человечества за последние годы. Так что я думаю, что ни для кого не будет сюрпризом, если я поставлю фильму 10/10, за смелые вопросы, за потрясающую режиссуру, и очень крутой актерский состав.

Ну, вот мы и рассмотрели фильм «Оппенгеймер», я же с вами прощаюсь. Желаю посмотреть и составить свое мнение. До свидания, мои дорогие подписчики. До новых встреч.