После поражения в Полтавской битве шведский король Карл XII бежал в Турцию. Но выхода к Балтийскому морю у России по-прежнему не было. Чтобы окончательно решить главный вопрос всей Северной войны, требовалось разгромить шведский флот.
Петр I решил прибегнуть к тактическому маневру — разделить шведский флот. Русский царь приказал построить специальный деревянный настил, чтобы перетащить часть галер по суше через перешеек полуострова Гангут.
Шведская разведка донесла командующему флотом адмиралу Густаву Ватрангу о готовящемся маневре русских. Шведский флотоводец угодил в ловушку Петра I, отправив часть своего флота на перехват русских судов. Маневр с перетаскиванием галер оказался ложным, и кораблям Петра удалось незамеченными пройти мимо оставшихся шведских судов и дать бой отряду под предводительством адмирала Нильса Эреншельда.
Именно он должен был встретить русские галеры, а в итоге сам оказался заблокирован и разбит. Оставшиеся шведские корабли не смогли прийти на помощь: погода в тот день выдалась безветренной, и корабли противника утратили маневренность, в отличие от гребного флота России.
Это была грандиозная победа. Она обеспечила Петру I свободу действий в Финском и Ботническом заливах, а также эффективную поддержку русских войск в Финляндии.
В конечном счете Россия победила в Северной войне и получила выход к Балтийскому морю.