Ну что, первая неделя новой модели монетизации на Дзене прошла. У одних дела на канале стали лучше, у других — хуже. Самое главное, точно произошли перемены, причём ощутимые и у тех, и у других.
Попробуем проанализировать. Здесь также будут советы и пожелания страдающим от новой модели показов и монетизации.
Мне довелось много чего прочитать на каналах Дзена, на которые я подписан, а также в общей ленте у других авторов, которых я ранее не видел. Много возмущения. Горечи. 😫😥🤐
Возмущение и раздражение слышно лучше, потому что это по природе человеческой — громче выражать недовольство, а радость и счастье, перефразируя известное изречение о деньгах, любит тишину. По крайней мере, чаще о радости и счастье молчат, чем делятся.
Отдельные авторы решили вообще уходить с платформы. 😮😮 Тем самым, кстати, делая лучше другим: банально, оставшимся достанется побольше.
Да и уход даже крупного автора-стотысячника вряд ли будет сильно замечен на Дзене. Как правило, уход — это единственная очевидная реакция в ситуации, на которую сложно повлиять. 🙄☹ Только не значит, что самый очевидный способ решения проблемы — самый правильный.
Тем не менее, мозг — орган адаптации человека к реальности. К реальности нужно адаптироваться, подстроиться, приспособиться. Тогда и будет какой-то успех. Уйти же всегда успеется.
Мои воспоминания. Дзен и моя борьба
Я забрасывал несколько раз ведение канала, но тем не менее остался. На Дзене, кто не знает, я больше пяти лет уже. Видел всякое. Поверьте, то что сейчас — это далеко не самое худшее. Я бы сказал, это перемены к лучшему. Да, сложные, тернистые перемены, но приведут они к лучшему.
Как прошла первая неделя монетизации лично у меня? Коротко: успешно и лучше, чем было по модели «2022», действовавшей до августа этого года. Доход увеличился в несколько раз. Да, не тысячи пока что в день, но уже те суммы, которых на Дзене в день у меня очень давно не было. Последний раз было как раз так перед 2022 годом, когда ввели новую модель оплаты с активными подписчиками.
Если посмотреть на график, наглядно и очевидно, как всё поменялось. И это при том, что пока новых хитов я не опубликовал. Мне новая модель нравится.
Конечно, очень хочется выйти на уровень «тысяча в день». В таком случае ведение канала будет окупаться с финансовой точки зрения. Правда, я здесь не из-за денег. На канал Дзена ушло гораздо, в разы больше, чем пришло. 💲💲💲
На моей памяти модель показов и оплаты менялась несколько раз.
В 2020 была одна модель. Очень похожая на нынешнюю: платили за дочитки. Дочитка — это ровно минута. Прочитали публикацию, потратив от минуты и более — вот она дочитка. Время дочиток, насколько помню, сильно на оплату не влияло. Вернее, был некий коэффициент, из-за чего за залипательные статьи могли доплатить чуть больше. Как раз тогда ввели видео. И они сразу помогли многим и на монетизацию выйти, и доход неплохой получить.
Та модель была хуже нынешней, но гораздо лучше Модели-2022. В начале 2022 года вообще отменили ленту рекомендаций. Фактически, отменили и монетизацию — в день иногда и рубля не набегало. Вот то была беда! Чуть позже Дзен сам предложил: хотите подписчиков — ищите их сами. Пошла в начале тема, что стали платить за активных подписчиков, а потом Дзен перешёл в руки VK. После этого, кстати, значительно улучшилась рекомендательная система и алгоритмы.
Это ещё авторы многих достаточно свежих каналов не знают, какая беда была до 2022 года. Тогда лента рекомендаций работала из рук вон плохо.
Скажем, было очень вредно, если ваш подписчик подписан на вас (допустим, у вас канал о пчеловодстве) и на канал об автомобилях. Для алгоритма важно было в ту пору, чтобы подписчики интересовались примерно одной темой. Взаимки в те годы были, но работали очень плохо: взаимные подписки и реклама канала на совершенно другую тему делала только хуже.
Сейчас, объективно, гораздо лучше. Лента рекомендаций работает предсказуемо. Да, видно, что кому-то даётся зелёный свет. Да, мало показов дают. Меньше, чем хотелось бы. Но тем не менее, новая лента качественно лучше того, что было до этого. Теперь же вернули и монетизацию в том же духе, что была раньше, до 2022 года, но даже лучше. Сейчас платят за минуты. Ваш материал могут не дочитать, не досмотреть до конца — но свою монетку вы за это получите. Раньше такого не было.
Наблюдения. Теперь всем правит трафик!
Вместо абсолютно непонятных и непрозрачных «активных подписчиков» пришла модель, где платят за вовлечённый просмотр. За каждую его минуту. Причём платят по фиксированной ставке, определяемой дневным бюджетом Дзена (условно, сколько Дзен заработал на рекламе в тот день — из этого котла всё по всем каналам распределяется).
Вовлечённый просмотр почти соответствует данным из Метрики. Да, Метрика чуть больше подходят, но то объяснимо: через поиск ко мне приходят не только авторизованные на Дзене читатели. Так что всё честно.
Теперь всем на Дзене в новой модели монетизации правит Трафик.
Трафик бывает разный:
✔ Рекомендательный. Это, по сути, показы
✔ Поисковый. Когда наши публикации хорошо индексируются поисковиками, а тема очень важная, вечная, нужная — получаем читателя из поиска Яндекса
✔ Ссылочный. Ссылки на других сайтах и прочих ресурсах. В отдельных случаях, если у вас есть хороший ресурс за пределами Дзена, можно привлечь трафик оттуда. И за это теперь заплатят
С каждым видом трафика надо работать. Это правда.
Самое важное: с новой моделью работаем снова вдолгую: раньше, хоть убейся, опубликуй хит, но за него переставали платить через дней через 7. Сейчас же есть смысл работать на качество. Нет смысла строчить или снимать, словно пулемёт. Тем более, статьи набирают показы не сразу. Могут выстрелить вообще через месяц.
Да, это правда, что на показы сложно влиять. Можно только косвенно. Но можно... Лично я, к примеру, интуитивно чувствую, что та или иная публикация выстрелит. Много факторов влияет на показы. На некоторые из них мы можем в той или иной степени влиять, публикуя то, что хочет показывать Дзен и видеть публика.
Если что-то выстрелило — можно перераспределять трафик. Для этого надо работать над каналом. Те же подборки создавать. Ссылки делать, перелинковку и т. д.
Кстати, не пренебрегайте короткими форматами, если они традиционно приносили хороший трафик. Я провёл эксперимент: посты приносят немало минут вовлечённого просмотра. Авторы других каналов, кто делает ролики, также подтвердили, что ролики приносят монету. Опять же, при хорошем трафике.
Видео. Раньше и теперь
Насчёт видео. Как я говорил, когда в 2020 ввели видео, за их счёт поднялись многие каналы. Сами видео теперь должны даже принести больший доход, но при условии хорошего трафика: не надо досматривать видео до конца, чтобы просмотр засчитался. В 2020 году такой возможности не было.
Впрочем, хороший трафик теперь касается всего. И статей, и видео. У статей есть одно преимущество: поисковый трафик. У видео, впрочем, тоже, но при условии, что вы его хорошо оформили. Сделали нормальное описание. А также по самому видео алгоритмы компьютерного зрения могут понять, о чём оно.
О злобе, радости, печали...
Как я уже сказал, раньше были другие модели. Был период, когда я просто писал в пустоту. Ладно бы монетизация. Я готов был отказаться от неё — была бы живая аудитория.
В пустоту писать очень тяжело с моральной точки зрения. Тем не менее, потом пошёл хороший трафик. Пошла аудитория, комментарии, лайки. А так, было время, когда даже хейтерам был рад: лишь бы заходили.
Так что, дорогие авторы, кто пострадал сейчас от введения новой системы монетизации, не печальтесь.
Новая модель — это момент истины. Нужно просто признать, что предыдущая модель в какой-то степени обманывала некоторых авторов. Была иллюзия востребованности контента. Взаимные подписки это ещё больше стимулировали. Я, к примеру, рад всем комментариям. Когда пишут авторы других каналов — это здорово. Но гораздо круче, когда пишут читатели, подписчики (и не только), у которых каналов нет. Те, кого я называю «простые читатели».
Знаете, я часто видел в комментариях на других каналах неверие авторов, что могут быть читатели-неавторы. Те, что не ведут каналы, а только читают их. Пишут комментарии. Тем не менее, эта аудитория есть, она огромна. Единственное, она не очень любит вовлекаться. Обычно ставят лайки. Редко, но пишут комментарии. Чаще пишут комментарии о плохом, но пишут. И повторно заходят.
Стало прозрачнее и понятнее, как действовать дальше. 💥✔
Наблюдение о плохом. Пошёл помойный контент
Новая модель вызвала и плохие явления на Дзене. Это неизбежно. Конкретно сейчас я заметил увеличение помойного контента. Статьи ради статей. Видео с какой-то чушью. Перепечатки и рерайты. Грешат этим и авторы, на которых я подписан. В лучшем случае, пошли публикации из серии «скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский».
Это не увеличивает трафик и доходы каналов сильно, но пытаются хоть так что-то сделать. В итоге, потом не надо удивляться отпискам. В информационном мире вообще есть такое правило или закон (либо просто эмпирическое наблюдение): чем больше всякого шлака, тем лучше выделяется достойный контент. 👌👍👍
Что раздражает меня в новой модели?
У меня не всё безоблачно. Есть вещи, что раздражают.
Первое и важное — проблемы с показами. У меня показов море и основной трафик именно сейчас идёт из рекомендательной системы. Порядка 60-70%. Остальное — это поиск.
Беда же в том, что показами нельзя управлять. Допустим, Дзену кажется, что определённая публикация заслуживает большего трафика. Хотя та публикация не нравится от слова совсем. Удалять её тоже не хочется, всё-таки время затрачено, да и доход она приносит. В итоге, история как у музыкантов: пишешь шлягеры для души, но чтобы заработать, приходится попсоветь.
Я давно прошу сделать Дзен инструмент, позволяющий делать любую публикацию доступной только для подписчиков, а не одни лишь посты. Раньше такая возможность была, сейчас нет.
Почему это важно? Потому что на Дзене существует каннибализм. Нет, не как в фильмах ужасов. Просто, хорошая публикация, получающая тонну показов, может затмить собой другие хорошие публикации. Особенно, если времени между публикациями проходит не очень много.
Ещё, касательно показов. У каждого канала есть потолок показов. Пробить его... Это как на бирже — надо постараться. Сопротивления, поддержки, которые сложно пробиваются. Не говорю, что это невозможно, но показов наливается явно определённое количество. Оно может расти потихоньку, но не очень сильно.
Какие выходы я вижу? Чем может помочь Дзен авторам?
Сразу отмечу: я не верю, что Дзен специально может топить одних авторов, ради других. Да, возможно есть блат и т. п. Но! Специально не топят. Не говорю о случаях, когда сработали проверки, кого-то заблокировали. Я о том, что специально трафик не отрубают.
Вообще, это тема для новой публикации, но существует целая философская тема, объясняющая проблему современных авторов любого канала. Наверное, оставлю её на следующий раз — и так очень длинно получается.
Дзен может помочь авторам. Вот примерные идеи, которые стоит внедрить:
💥 Вернуть Аврору или сделать её аналог
💥 Вернуть Челленджи
💥 Вернуть бонусные показы. Сделать их лучше, чем это было раньше
💥 Решить проблему каннибализма
Давайте пройдусь по каждому пункту.
Аврора или её аналоги ✨✨✨
В старом Дзене, когда он ещё принадлежал Яндексу, была штука под названием «Аврора». Ещё была «Нирвана», в которую кого только не брали, но точно не экспертные каналы. Меня, лично, так и не взяли. Каналы с помоями — брали.
Аврора — хорошая программа была. Точно не помню, но было два варианта. Первый — любому новому каналу в определённое, но всегда непредсказуемое время наливали показы. Много. Примерно 20-30 тысяч показов. Для начинающих авторов — это много. Для этого даже заявок не надо было подавать — всем молодым каналам так помогали.
Вторая схема — была программа Аврора, на которую можно было подать заявку. Там вроде бы тоже повышался коэффициент выдачи показов на месяц или два. Ещё, опционально, могли написать рекламную статью о канале в Журнале Дзена.
Именно в такой схеме я не участвовал, но знаю некоторые каналы старичков, кто так поднялся.
Челленджи 🏆🥇🥈🥉
Коротко, это штука, по которой я больше всего скучаю. Раз в неделю Дзен официально объявлял челлендж. Допустим, «развеиваем мифы» или «мой лучший подарок на День Рождения». Делаешь публикацию. Помечаешь её тегом нужного Челленджа (да, раньше были специальные теги, которыми размечали статью). Если модераторы одобрят, а это происходило с высокой долей вероятности, становишься участником конкурса. Выигрыш особо не интересен был (как помню, дарили Яндекс.Станции с Алисой и что-то ещё из мерча). Важно было как раз участие.
Смысл в том, что за участие в Челлендже, если прошёл модерацию, наливали показы. Публикация получала 5-10, иногда даже 20-30 тысяч показов. Кто-нибудь подпишется в итоге, лайк поставит — так и жили.
Я тут написал о Цифровых Рублях статью. Так вот, модель похожая: можно Дзену точечно и целевым образом выделять показы, чем огульно раздавать их всем. Всех все равно не осчастливить, но получение показов на халяву — это помогло бы начинающим авторам.
Бонусные показы 👀✨
Была и такая тема несколько лет назад. Когда-то на Дзене была Карма. Кстати, она есть и сейчас, просто мы её не видим. Раз в неделю выходила красивая такая статистика в виде диаграммы. В ней по нескольким факторам оценивался канал. Кстати, можно было увидеть свою позицию среди других каналов. Скажем, было очень приятно входить в ТОП-1000 среди 100 тысяч авторов.
Почему мы гонялись за Кармой? Во-первых, приятно было её наблюдать. Во-вторых, возникла устойчивая ассоциация, что хорошая Карма за прошлую неделю — сигнал, что на этой неделе будет хорошо с показами. Дзен это не подтверждал, но оно так работало.
Самое же главное, раздавали бонусные показы. Я так и не заработал ни разу. Но 10-20 тысяч бонусных показов можно было получить. Их автор мог тратить на своё усмотрение. Скажем, самостоятельно налить нужной публикации — и она получала больший охват.
Карму я бы не возвращал — она была ужасна и не была честной. Но вот бонусные показы я бы вернул в новой форме.
Вот как я это вижу. Вместо Аврор и прочих неоднозначных программ можно просто всем новичкам дать, допустим, 5-10 тысяч бонусных показов. Пусть тратят, как хотят. Зато, будет честно: действительно ли я, как автор, написал никому не нужную чушь, либо поднял всё-таки интересную тему.
Затем, по нескольку тысяч бонусных показов можно выдавать за ачивки и перки. Поскольку меня читают не только любители компьютерных игр, поясню: достижения и всякие карточки. Скажем, снял первое видео — получил 1000 бонусных показов. Достиг ещё одной сотни или тысячи подписчиков — вот тебя тысяча бонусных показов. Участвовал в опросе Дзена — получи 100 или 500 бонусов.
Отказался от монетизации — можешь вместо денег получать бонусы. Чем не идея?
В любом случае, это покажет авторам, что честность на Дзене есть. Если человек пользуется бонусами, а материал не взлетает... Ну, значит, написал или заснял чушь. Зато, хоть честно будет. У многих ещё большие иллюзии исчезнут.
Пожелания и итоги
Дорогие авторы. Желаю всем не сдаваться! Не переживать сильно и не расстраиваться. 🤴
Да, мы на Дзен выделяем часть своего времени, часть своей жизни. Знаю, что для многих Дзен стал эдакой отдушиной, а то и даже смыслом жизни. Не стоит переживать из-за падений. Помним, что любая проблема — это вызов, порождающий попытку её решения.
Напоминаю, что у меня есть целая подборка, посвящённая Дзену и работе с ним.
Поделитесь мыслями. Переживаниями. Наболевшим. Обсудим!
Игорь Кучаев