Приветствую всех своих читателей: и старых, и новых. На платформе Дзен этот канал существует уже около 3х лет. Были, правда, периоды паузы, временного забвения, когда публикаций долго нет, когда читателям остаётся только смотреть те материалы, что уже вышли. Тем не менее, мне довелось застать Дзен старый, когда многих нынешних правил не было, когда всё работало не так, как сейчас. В тот период я написал несколько статей, просто, чтобы начать. Своеобразная проба пера. Позже, уже в 2020м году, у меня был особый творческий период, когда я создал большое количество публикаций. К слову, далеко не всё вышло: много неформатных статей, много сырых
Так получилось, что я знал, конечно, что Яндекс платит авторам, однако изначально цели заработать на самом канале не было. Нет её и сейчас, несмотря на выход на монетизацию. Да и за всё время мне здесь накапало немного. В лучшие дни капало 3-5 рублей. В худшие - рубль. В самые худшие, понятно дело, ничего не поступало
Была бы возможность, я бы платил за то, чтобы мои статьи получали больше показов. К сожалению, Яндекс такую возможность не предоставляет. У них есть так называемые коммерческие каналы. Думаю, многие из вас их видели. Например, некоторые известные банки имеют на платформе Яндекс.Дзен свои каналы. Беда в том, что такие статьи выделяются Яндексом по-особенному. Их сразу видно. У человека, читателя потенциального, сразу срабатывает триггер, что такое посещать не надо. Особенно, если есть предвзятость и разборчивость к тому, что потребляешь
Существует такое явление, как выгорание. Многим работающим людям оно знакомо. Поэтому не буду на нём сегодня заостряться самом по себе. Скажу, что у меня, как у автора, как у пишущего человека, тоже возникло выгорание. Сюда наложилось раздражение от происходящего, от самой платформы Дзен. Честно говоря, было желание полнейшее просто взять и забить на свои каналы на Дзене навсегда. Потом я поостыл, переосмыслил происходящее. Да и у меня тут ещё отпуск случился. Так что до конца августа - отпуск. Это не значит, что я не буду радовать вас статьями или забуду. Статьи будут при любом раскладе, правда формат статей изменится. Впрочем, позвольте перед тем, как я поделюсь своими дальнейшими планами, сделаю небольшой разбор плюсов и минусов Дзена
Плюсы платформы Яндекс.Дзен
Плюсов немало. Да, платформу блогов "Яндекс.Дзен" многие ругают нещадно, но тем не менее... Миллионы читателей приходят сюда. Чаще всего, это случайные заходы: зашёл человек на сайт Яндекса или его приложение. Увидел Дзен-ленту. Дальше происходит сёрфинг: увидит он и каналы тех, на кого подписан, а также те статьи, которые потенциально могут быть ему интересны. Иногда и чисто случайные статейки попадутся. Вот так и происходит: нашли что-то интересное в ленте и перешли почитать. В принципе, нормально и понятно. Я разными способами изучал, экспериментировал, думал. Вообщем, если статьи нормальные, интересные, то велик шанс, что её дочитатают, если на неё кликнули. Чтобы кликнули, существует определенная наука: должна быть интересная карточка, тема, картинка, вводные (раньше можно было писать вводный текст; теперь же очень неудобно - берутся первые строки статьи). Вообщем, один из плюсов, если подытожить, заключается в охвате. Аудитория большая, потенциально очень большая. Правда, отсюда проистекает и беда: чтобы статью увидели в ленте, должны быть показы. Отсюда вытекают минусы, про которые поговорим отдельно далее
Второй и самый главный плюс, на мой взгляд, что показы полностью халявные. То есть за них не нужно платить. Да, не факт, что Яндекс выдаст показов столько, сколько хочется нам, авторам, но абсолютно любой статье что-нибудь да дадут. Минусы отсюда, разумеется, также проистекают
Третий большой плюс заключается в том, что в определённых случаях (правда, как это правило точно работает - на 100% сказать не могу) материалы канала могут индексироваться поисковиками, Яндексом в частности. Более того, если есть возможность, Яндекс продвигает такие материалы в списках ответа на поисковый запрос. Так, например, те, кто давно меня читают, знают, что здесь есть так называемые статьи-словари. Статьи, где я описывал терминологию. Вот эти вещи индексировались "на ура". Судя по анализу, проведённому мною на эту тему, в моём случае чаще всего искали термины студенты, школьники, а также мои коллеги. Ещё, у меня вышло несколько статей про известных людей: в них я делал обзоры их психотипов, а также разбирал их биографию. Вот на такое тоже очень и очень много кто приходил через поисковые запросы. Таким образом, наверняка кому-нибудь пригодится, если у вас интересная статья, у которой высокий поисковый потенциал, то лучше всего её разместить в Дзене. Большой шанс, что она получит большее внимание от аудитории. Да, у неё может быть не столь много показов в ленте, но внимание к ней будет со стороны поисковиков
Четвёртый плюс. Уже не столь очевидный. Всевозможные конкурсы и т. п. Одно время были популярны так называемые челленджи: Яндекс раз в пару недель объявлял, что вот на такие-то и такие-то темы - конкурс. Типа, пишите, рассказывайте (тошнит от слова "рассказываю", но про это в минусах), показывайте. Допустим, на такой-то неделе челлендж "кулинарные находки": все, кто напишет статью на подобную тему, могут пометить её тегом, специальной меткой в редакторе. После этого, есть шанс, что статья получит много показов: это произойдёт сразу, как только несколько модераторов-толокеров (Толока - особый сервис Яндекса по развитию искуственного интеллекта, а также для всякой мелкой, но ручной работы; анализ текстов на соответствие теме - одна из таких возможных задач) подтвердят, что действительно работа соответствует заявленной теме. Что может ждать статью после этого? Если в среднем, на вашу статью получается 1-2 тысячи показов, то в случае попадания в конкурс/челлендж, статья наберётся до 10 тысяч показов. Я не говорю о конкретных показателях - просто, в несколько раз может увеличиться количество показов. Соответственно, если всё оформлено "бомбически" (кликабельно), то получаешь сразу много дочитываний. Вроде как конкурсы могли, в отдельных случаях, закончиться даже вручением подарков от Яндекса, но тут как раз тот случай, когда важна не победа, а участие: даже участие даёт повышенное внимание алгоритма к творчеству на канале. Беда в том сейчас, что конкурсов толком нет. А жаль. В своё время некоторые из моих статей получили очень много показов просто за участие в конкурсах подобного рода
Ещё один плюс. Попробую коротко сформулировать, хотя это непросто, но статья уже получается большой... Платформа лояльна любым авторам. Главное, не нарушать самые основные правила (шок-контент, взрослые материалы, а также нагло сворованный контент; правда, на тему правил я ещё напишу в минусах). Здесь нет такого жёсткого диктата как на других платформах, где, допустим, нельзя в своих статьях заниматься самопиаром. Или где нельзя публиковаться, если нет признанного авторитета у автора. Нет и ограничений в направлениях, темах. Единственное, по правилам очень желательно канал посвящать какой-то одной-двум темам. В реальности, на эти правила многие забивают: в итоге, можно встретить канал домохозяйки, которая начинала с рецептов, а потом пишет уже обо всём на свете, включая политические темы. Вот как тут не вспомнить про кухарку, управляющую государством? Особенно, когда одна статья про политику, а вторая - про выбор детского питания
Минусы платформы Яндекс.Дзен
Самый большой и жирный минус - абсолютно непрозрачная игра. Я долго думал, что из минусов в этой системе можно отнести к самым существенным. Пришёл к выводу, что отсутствие нормальных правил игры - большущий минус. Ладно бы были какие-то более-менее понятные правила. Я говорю не о пользовательских правилах, а именно о том, как следует играть, чтобы выиграть. Условно: "Учись хорошо, делай всё как положено - будет тебе богатство". Если это работает - супер! Если же правила выглядят так: "Учись хорошо! Вот только не забывай, что есть такие, которые ничему не учатся, но они будут богаче тебя, потому что их папа/мама - большие боссы. И ты, такой весь умный, будешь на них всю жизнь горбатиться!". Вот такие правила работают не очень. Но хотя бы и здесь есть прозрачность: да, формально, есть правило, что хорошая учёба ведёт к хорошей работе; хорошая работа - к хорошим доходам. С другой стороны, мы видим, что есть некоторые суперигроки, которым по каким-то причинам даётся больше, чем остальным. Не вполне по-честному. Однако мы эту реальность наблюдаем, понимаем (понимаем - не значит, что ещё и принимаем), можем имея такое знание, что-то делать, предпринимать. Например, пойти на поклон к такому товарищу, если что-то очень надо. Либо, если дерзости хватит, выкинуть его из игры...
В случае же Дзена плохо то, что заявлено много правил, но по факту многое не работает. Существуют какие-то невидимые правила, невидимые схемы работы. Так, условно, пара блогеров точно являются блатными (хотя, даже их блат небесконечен, что показала жизнь). Пара - в смысле, немного... Зная неплохо кухню Яндекса, могу с почти 100% уверенностью сказать, что бывшим сотрудникам Яндекса точно положены определённые преференции. История с Joom это наглядно показывает. Или вот если есть знакомство с кем-то из боссов Яндекса, хотя бы проекта Дзен, то с большой вероятностью тебе, как автору, тоже помогут. Как могут помочь на этой платформе? Банально, убрать искуственные ограничения алгоритма
Вот и ко второму минусу переходим. Ещё один из жирных минусов - алгоритм. Я, как специалист по искуственному интеллекту, могу заявить, что да, здесь мы имеем дело с некоей самообучающейся системой. С технической точки зрения очень даже интересной. Я бы сказал, уникальной. Для этого нужно читать статьи серьёзные в технических журналах, посвященных темам искусственного интеллекта и обработки естественного языка. При этом, технологически, все ещё очень сыро. Многое настраивают люди. Алгоритм непредсказуем часто бывает, хотя какие-то его правила разгадать можно. Курьёзов бывает много. На эти темы бывает много спекуляций. Особенно, когда алгоритм связывают с изучением пользовательского (читательского) опыта. Так, один товарищ обнаружил, что стоит добавить слово "рассказываю" в текст заголовка - и показатели увеличатся. Да, так оно и работало до поры до времени. Сейчас же так делает каждый второй автор - в итоге, от слова "рассказываю" или "показываю" хочется принять противорвотные таблетки
Третий минус, на который не ругается только ленивые - техническая поддержка. Обычно, если деньги платишь Яндексу, то поддержка отвечает моментально. И бонусов накинут, и помогут, и любую проблему решат. Даже если был не вполне прав. Вот когда Яндекс платит тебе, то тут всё наоборот. Оно логично. Правда, если бы была опция "откажись навечно от монетизации - получи приоритетную помощь и дополнительные показы" - я бы выбрал такое. С другой стороны, тут есть такая программа - Нирвана. Вроде как в ней раньше (сейчас ругаются даже нирванисты) была и приоритетная помощь, и дополнительные показы, и личный менеджер. Так вот, с этой Нирваной вообще одна глупость. По идее, её должны давать каналам с экспертной подачей материала. То есть это что-то просветительское, с экспертизой, с доказательствами. Вообщем, на каждое слово по идее должен быть аргумент. Что я увидел в итоге? Несколько каналов домохозяек-нирванисток: там фотографии семьи в каждом посте; каждый пост просто про семью в лучшем случае, а чаще всего всякая чушь, реклама Joom и т. п. Ничего личного, но что это за Нирвана? Почему, скажем, научные каналы с неплохой аудиторией не получают этого статуса, а всякая чернуха - получает?
Ну и переходим к главному. На Дзене, что опытным путём доказано, очень хорошо заходят хейтерские темы, чернуха, желтизна. Желательно со словом "рассказываю" в заголовке! Если про детей, семьи с детьми, то очень много показов наберут темы про плохих учителей и хороших детей; про хороших и пушистых учителей, но плохих детей и их родителей; если тема будет про то, как хорошо жилось в СССР, какие тогда были воспитанные дети - у этого тоже будет повышенный интерес. А если написать тему про битьё детей, неважно, "за" или "против", то помяните мои слова: статья получит море комментариев. Возможно даже дикое бурление. Если знать, что Дзен учитывает комментарии и время, проведённое читателями в них, то представьте, как такие статьи продвигаются, ранжируются в выборках. Одно время было модно на Дзене писать в каждой второй статье про то, как бабушке не уступили нижнюю полку в поезде. Или как выгнали бабушку из купейного вагона в плацкартный, да желательно на верхнюю полку у туалета. Это я пишу с юмором, но посыл вы поняли, думаю
Самое весёлое, что у каждого канала есть так называемая карма. Дзен считает, насколько качественные и оригинальные статьи, влияние аудитории и всё такое. Так вот, качественный материал он считает по топорной схеме: если написал белиберду, со своими личными или семейными фотками, то высок шанс, что эта статья будет считаться качественной. Если каждую статью личную, с каждым выверенным фактом, писанную несколько часов, а то и дней, над которой трясешься подолгу, выложишь - получишь немного. Вставишь купленные за свои деньги стоковые фотографии - такое пропускается, но считается как некачественный материал
Подведём итоги
Итоги таковы. Серьёзные вещи здесь писать в принципе можно. Просто велик шанс, что показов будет немного. Не так много, как хотелось бы. Можно использовать как платформу для публикаций. Правда, какие плюсы у такого подхода перед личным сайтом?
Второй вариант - подстраиваться под аудиторию. У каждой соцсети, мессенджера, коммуникационного проекта, существует свой дух, своя аудитория. У каждого из этих инструментов - свои фишки. Так, в Тик-токе хорошо заходит всякий короткометражный юморок. Да, есть авторы, которые там умудрились серьёзные темы освещать, но даже там они подвержены влиянию инструмента.
Похожая история происходит и здесь. Скажем, у тебя, как у автора, есть несколько каналов в социальных сетях. Конкретно в Дзене пиши всё с оттенком чернухи. Не забывай про слова "рассказываю и показываю". Если сейчас модно писать про старушек на нижних полках - пиши про них. Да, даже если у тебя математический канал: надо просто примешивать сегодняшнюю злободневность. Например, указать, как посчитать скорость перемещения старушки из вагона в вагон...
Так что, дорогие читатели, я на платформе остаюсь, но публиковать теперь буду преимущественно статьи в духе и жанре Дзена. За более серьёзным приглашу вас на другие платформы. Следите за анонсами!