В ранее опубликованных статьях, посвященных крейсерам типа "Богатырь" мы познакомились (вспомнили) с историей двух балтийских представителей этого типа кораблей: "Богатырем" и "Олегом". Предлагаем продолжить разговор об этих кораблях, но, как вы уже поняли прочитав первую часть этой статьи, вы "перешли" с Балтики и Японского моря на другой театр - на Черное море, где тоже были построены представители этого типа русских крейсеров.
Начало статьи можно найти ЗДЕСЬ и ВОТ ТУТ, окончание.
Итак, как мы помним, утром 14 января 1915 года «Кагул», шедший дозорным на левом крамболе у «Евстафия», обнаружил дым и получив приказание «опознать дымы». Между тем это был - "Бреслау".
Крейсер пошел напересечку "беглецу" и в 08.15 увеличил скорость до 140 об/мин (21,6 уз.). С расстояния 150 каб. начали вырисовываться две мачты шедшего с большой скоростью корабля, левее его вновь показался замеченный в начале погони дым какого-то второго корабля. Через 10 минут в ближайшем из них опознали «Бреслау». Еще довернув влево, «Кагул» увеличил скорость до 21,9 уз. В 08.56 во втором корабле уверенно опознали крейсер типа «Гамидие» (в турецком флоте имелись два однотипных крейсера), о чем, продолжая информировать командующего, сигнализировали прожектором на оставшийся уже далеко позади «Евстафий». В 09.15 до «Бреслау» было уже 115 каб., до «Гамидие» – 130. Это было еще вдвое больше эффективной дальности стрельбы «шестидюймовок» русского крейсера.
Через 15 минут расстояние до «Бреслау» сократилось до 95, до «Гамидие» – до 120 каб. Судя по выбрасывавшимся из всех трех труб клубам дыма, «Гамидие» напрягал последние силы, чтобы уйти от погони. Прожектором с него что-то сигналили на «Бреслау», и тот, пройдя за кормой «Гамидие», прикрыл его слева, явно пытаясь отвлечь преследователей на себя («Память Меркурия», также вскоре отделившийся от флота, держался левее «Кагула» в 27 каб.). Убедившись, что русские на уловку не поддаются, «Бреслау» лег на расхождение с «Гамидие» и, бросив его, 25-узловой скоростью начал уходить курсом 260-270°. Казалось, что вскоре русские крейсера догонят более тихоходный турецкий крейсер (в 1914 году – скорость 16 узлов).
Совершенно неожиданно «Кагул» вдруг сбавил скорость хода, расстояние между догоняемым и догоняющим крейсерами, уменьшившееся к 11.40 до 90 каб., перестало сокращаться. Около 13.00 «Бреслау» скрылся за горизонтом, а еще через полтора часа «Кагул» по сигналу «Памяти Меркурия» прекратил погоню. В течение этих 7 часов преследования «Кагул» около 2 часов шел почти 22-узловой скоростью, а остальные 5 часов – со скоростью от 20,6 до 21 уз. Скорость «Гамидие» командир «Кагула» определял между 20,5 и 20,75 уз.
Падение скорости «Кагула», решившее исход боевого столкновения, объяснялось целым рядом серьезных причин. Из-за начатой в 11 часов чистки крайне засорившихся топок в котлах сел пар, поднять его после этого кочегары, несмотря на все усилия, уже не смогли. Кроме того, сыграли свою роль и некачественный уголь, и неблагополучное состояния котлов, и повреждения в машине, которые требовали основательной переборки. Но командующий флотом даже после этого случая не нашел возможности дать «Кагулу» передышку, корабль продолжал свою службу «на износ» еще целый год с лишним.
К середине 1915 года в составе флота появились 3 «маневренные группы». Первую составили «Кагул» и линкор-дредноут «Императрица Мария». Во второй половине 1915 года-начале 1916 года «Кагул» участвовал в выходах маневренной группы, обеспечивая действия «Императрицы Марии». 22 марта и 9 июля дважды флот встречал «Бреслау», оба раза ему удалось оторваться и уйти. В мае 1916 года оба крейсера приняли участие в Трапезундской операции, обеспечивая прикрытие транспортов, перевозивших из Мариуполя 127-ю пехотную дивизию (16840 человек, 4208 лошадей и голов скота, 36 орудий, 1385 повозок и до 1 000 тонн груза). Надо признать, несмотря на возраст, старый крейсер участвовал в большинстве операций Черноморского флота.
Во второй половине 1916 года крейсер продолжали преследовать аварии и поломки котло-машинной установки. Наконец ее износ достиг той степени, когда командованию стало понятно, что дальнейшее использование изношенного корабля приведет к серьезной аварии или гибели. Участвовать в боях и походах «Кагул» больше не мог.
25 сентября 1916 года с крейсера выгрузили боеприпасы, в ноябре сняли все орудия и разобрали башни. Корабль встал на капитальный ремонт. Ремонтом предусматривалась полная замена котлов, снятие всех шестнадцати 152-мм орудий и замена их на четырнадцать новых 130-мм/55 орудий. Снимались обе башни, не оправдавшие себя, и заменялись одиночными палубными установками со щитами. Артиллерийское вооружение пополнили 2-40-мм зенитных автомата «Виккерс» и 2-75-мм орудия на крыше кормового каземата.
Крейсер «Память Меркурия» также не застаивался в базе. Уничтожение вместе с «Кагулом» в Трабзоне турецкого парохода «Воштинтон» в феврале 1915 года, преследование крейсера «Мидилли» (немецкий «Бреслау») у Феодосии (5 марта) и у Босфора (20 марта), обстрелы турецких портов и уничтожение турецких транспортов – вот только небольшой перечень его боевых достижений. 3 апреля крейсер, преследуя «Явуз» (немецкий «Гебен») и «Мидилли», первым обнаружил противника и вступил в перестрелку с «Явузом». Как и «Кагул», «Память Меркурия» входил в состав как 1-й, так и 2-й маневренный группы, взаимодействуя с новыми дредноутами «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая» соответственно.
Пока «Кагул» был на ремонте, «Память Меркурия» отличился 3 ноября 1916 года во время обстрела занятого немецкими войсками румынского порта Констанца. В ходе него крейсер, выпустив в течение получаса 231-152-мм снаряд, уничтожил 15 нефтехранилищ из 37, подавил одну 152-мм береговую батарею, отразил два нападения гидросамолетов, а также уклонился от атаки подводной лодки и избежал столкновения с плавающей миной. Но вскоре, в начале 1917 года, как и его систершип «Память Меркурия», также был направлен на ремонт.
В ходе последовавших революционных событий и начавшейся гражданской войны эти корабли неоднократно меняли флаги и названия.
Вспомнилось, что крейсер «Кагул» раньше назывался «Очаков». И что это именно он – крейсер первой русской революции. В мае 1917 года была попытка вернуть революционному крейсеру старое название. Переименованный 31 марта 1917 года в «Очаков», в период с 1 мая по 24 ноября 1918 года корабль входил в состав военно-морского флота Германии, а позднее был передан англо-французскими войсками в состав морского флота Вооруженных сил Юга России, где 18 июня (по другим данным – в сентябре) 1919 года был переименован в «Генерал Корнилов».
В апреле-мае 1919 года этот корабль участвовал в обороне Ак-Монайских позиций в Крыму, а в августе – играл ведущую роль в десантной операции по занятию белыми Одессы. В ходе эвакуации армии генерала Врангеля из Крыма 14 ноября 1920 года крейсер покинул Севастополь и осуществил переход в Бизерту, где 29 декабря был интернирован французскими властями. Прибывшей в Бизерту советской комиссией «Генерал Корнилов» был отмечен как способный возвратиться в Россию, но, как известно, этот проект удачей не увенчался. 28 октября 1929 года крейсер был продан Бизертинской фирме русского инженера А.П.Клягина на слом. В 1933 году крейсер был разобран в Бизерте.
Находившийся в неисправном состоянии «Память Меркурия» 12 ноября 1917 года перешел в состав флота Украинской державы, однако уже 16 февраля следующего года поднял красный флаг. Ввиду плохого технического состояния 28 марта 1918 года крейсер был сдан на хранение в Севастопольский порт, что, впрочем, не помешало ему вновь поднять украинский флаг (29 апреля). 24 ноября крейсер, к тому времени переименованный в «Гетьман Иван Мазепа», был захвачен англо-французскими войсками и передан в состав Вооруженных сил Юга России. В отличие от «Очакова» этот корабль не принимал активного участия в гражданской войне: 19 февраля 1919 года он был разоружен, а в период с 22 по 26 апреля на нем по приказу английского командования были подорваны главные механизмы.
Практически бесполезный корабль еще несколько раз сменил хозяев: 29 апреля 1919 года он был захвачен частями Красной армии, однако уже 24 июня вновь перешел под контроль Вооруженных сил Юга России. Окончательно крейсер был захвачен «красными» 22 ноября 1920 года. В связи с отсутствием на Черном море других крупных кораблей «Память Меркурия» решили восстановить и включить в состав Рабоче-крестьянского флота в качестве учебного крейсера.
Капитан 1-го ранга П.И. Петров писал: «На кораблях были взорваны главные машины, котлы и водонепроницаемые переборки. Все вспомогательные механизмы полуразрушены и покрыты ржавчиной. Прежде чем восстановить крейсер, нужно было вынести сотни тонн взорванного металла и тысячи тонн застоявшейся вонючей жижи».
Но даже несмотря на столь плачевное состояние крейсера, в одном из его котлов удалось поднять пар. В ходе ремонта на корабле было установлено новое вооружение: шестнадцать бывших в употреблении 130-мм орудий (шесть орудий с разоруженных канонерских лодок Азовской флотилии, шесть – с затонувшего в Севастополе линкора «Императрица Мария» и четыре – с крейсера «Богатырь»), три 76-мм зенитных орудия Лендера, две 47-мм пушки и четыре пулемета Максима. Кроме того, удалось восстановить десять котлов, благодаря чему корабль мог развивать скорость до 17 узлов, а дальность плавания достигала 1 050 миль на полном ходу и 3000 миль при скорости 12 узлов. 1 мая 1923 года корабль, в очередной раз получивший новое название – «Коминтерн», поднял флаг и был принят в состав Черноморского флота, флагманом которого он числился с весны 1921 года.
Являясь условно боевым кораблем, «Коминтерн» совершил официальный визит в Стамбул и принял участие в съемках фильмов «Броненосец Потемкин» и «Разлом». В 1930 году его переквалифицировали из учебного крейсера в учебный корабль (фактически статус был изменен с учебно-боевого на учебный) и переоборудовали – были демонтированы орудийные башни (вместо них установили одиночные 130-мм орудия), шесть 130-мм орудий на шкафуте (заменены на четыре 76-мм орудия) и четыре носовых паровых котла (на их месте оборудовали учебные классы).
Накануне Великой Отечественной войны корабль вновь вернули в боевой состав флота, переоборудовав в минный заградитель, способный принимать на борт 120–160 мин.
В июне 1941 года «Коминтерн» находился в Одессе, выполняя функции флагманского корабля Северо-западного отряда Черноморского флота. Крейсер принимал участие в артиллерийской поддержке войск, оборонявших Одессу, что привело к полному износу орудий главного калибра. «Коминтерн» дважды привлекался для эвакуации войск из Одессы в Севастополь: 7 сентября 1941 года он перевез в Севастополь 544 раненых, а 7 октября – еще полторы тысячи военнослужащих. В дальнейшем корабль выполнял задания по снабжению и переброске войск Крымского фронта. 2 июля, в ходе налета немецкой авиации на Новороссийск, «Коминтерн» получил прямое бомбовое попадание, которое привело к тяжелым повреждениям и вызвало пожар. При этом было убито и ранено 69 человек. Поврежденный корабль ушел в Поти, где две недели спустя получил новое попадание – авиабомба прошла через котельное отделение и, пробив обшивку, ушла на дно. Вода начала заполнять отсек через пробоину, и чтобы избежать взрыва котлов, машины пришлось остановить. В дальнейшем команде удалось прекратить поступление забортной воды, подведя под отсек пластырь и осушив его, но отсутствие ремонтной базы не позволяло осуществить ремонт поврежденного корабля, и 10 октября 1942 года он вместе с тремя недостроенными транспортами был затоплен в устье реки Хопи, создав таким образом брекватер. Спустя четыре месяца корабль был официально исключен из списков военно-морского флота СССР.
Изначально крейсеры типа «Богатырь» строились как крейсера-разведчики при эскадре, предполагалось, что они могли быть использованы для проведения рейдерских операций на удаленных коммуникациях Британской империи (в союзе с германскими военно-морскими силами), но по иронии судьбы были вынуждены воевать на замкнутых пространствах Балтики и Черного моря против германского и турецкого флотов. Можно сказать, что частично они себя проявили в изначальном качестве в ходе русско-японской войны, но это испытание выпало только на два корабля их четырех. И все же, несмотря на полную смену специализации, крейсеры проявили себя как эффективные боевые единицы в большинстве боевых условиях и ситуациях.
Источники: Гармашев, А.А.Чертежи кораблей российского флота. Крейсер 1 ранга «Богатырь»/А.А.Гармашев. – СПб.: Частный военно-исторический
архив.- 2003.- 30 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»). Часть 1/ В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, №3 (доп) – 2010. – 32 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»).Часть 2/В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 1 (доп) – 2011. – 32 с.; История отечественного судостроения. В пяти томах. Т.2. Паровое и металлическое судостроение во второй половине ХIХ в./ Р.М.Мельников. Сост. Б.Н.Малахов. – СПб.: Судостроение, 1996. – 544 с.; Крестьянинов, В.Я. Крейсера российского императорского флота. 1856-1917 годы. Часть 1 /В.Я. Крестьянинов. – СПб.: Галея-Принт, 2009.- 212 с.; Лапшин, Р.В. Крейсер «Коминтерн» /Р.В.Лапшин, М.Э.Морозов// Морская кампания.- № 4(41).- 2011.- С.24-43.; Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия/Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Корабли отечества № 7, 1995 / Р.М.Мельников. – СПб.: Гангут, 1995. – 32 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Стапель № 6, 2009 / Р.М.Мельников. – СПб.: ЛеКо, 2009. – 72 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Очаков». Серия «Замечательные корабли/ Р.М.Мельников. – Ленинград: Судостроение, 1986. – 256 с.