Найти тему
Navygaming Channel

Крейсера «Очаков» и «Кагул» – черноморские «герои» и «мученики»/ Часть 3. Завершение карьеры: что лучше - Бизерта или устье Хопи

В ранее опубликованных статьях, посвященных крейсерам типа "Богатырь" мы познакомились (вспомнили) с историей двух балтийских представителей этого типа кораблей: "Богатырем" и "Олегом". Предлагаем продолжить разговор об этих кораблях, но, как вы уже поняли прочитав первую часть этой статьи, вы "перешли" с Балтики и Японского моря на другой театр - на Черное море, где тоже были построены представители этого типа русских крейсеров.

Начало статьи можно найти ЗДЕСЬ и ВОТ ТУТ, окончание.

Итак, как мы помним, утром 14 января 1915 года «Кагул», шедший дозорным на левом крамболе у «Евстафия», обнаружил дым и получив приказание «опознать дымы». Между тем это был - "Бреслау".

Крейсеру "Бреслау" чрезвычайно везло в его походах, одно время
Крейсеру "Бреслау" чрезвычайно везло в его походах, одно время

Крейсер пошел напересечку "беглецу" и в 08.15 увеличил скорость до 140 об/мин (21,6 уз.). С расстояния 150 каб. начали вырисовываться две мачты шедшего с большой скоростью корабля, левее его вновь показался замеченный в начале погони дым какого-то второго корабля. Через 10 минут в ближайшем из них опознали «Бреслау». Еще довернув влево, «Кагул» увеличил скорость до 21,9 уз. В 08.56 во втором корабле уверенно опознали крейсер типа «Гамидие» (в турецком флоте имелись два однотипных крейсера), о чем, продолжая информировать командующего, сигнализировали прожектором на оставшийся уже далеко позади «Евстафий». В 09.15 до «Бреслау» было уже 115 каб., до «Гамидие» – 130. Это было еще вдвое больше эффективной дальности стрельбы «шестидюймовок» русского крейсера.

Крейсер "Гамидие" - противник "Кагула" в бою
Крейсер "Гамидие" - противник "Кагула" в бою

Через 15 минут расстояние до «Бреслау» сократилось до 95, до «Гамидие» – до 120 каб. Судя по выбрасывавшимся из всех трех труб клубам дыма, «Гамидие» напрягал последние силы, чтобы уйти от погони. Прожектором с него что-то сигналили на «Бреслау», и тот, пройдя за кормой «Гамидие», прикрыл его слева, явно пытаясь отвлечь преследователей на себя («Память Меркурия», также вскоре отделившийся от флота, держался левее «Кагула» в 27 каб.). Убедившись, что русские на уловку не поддаются, «Бреслау» лег на расхождение с «Гамидие» и, бросив его, 25-узловой скоростью начал уходить курсом 260-270°. Казалось, что вскоре русские крейсера догонят более тихоходный турецкий крейсер (в 1914 году – скорость 16 узлов).

Совершенно неожиданно «Кагул» вдруг сбавил скорость хода, расстояние между догоняемым и догоняющим крейсерами, уменьшившееся к 11.40 до 90 каб., перестало сокращаться. Около 13.00 «Бреслау» скрылся за горизонтом, а еще через полтора часа «Кагул» по сигналу «Памяти Меркурия» прекратил погоню. В течение этих 7 часов преследования «Кагул» около 2 часов шел почти 22-узловой скоростью, а остальные 5 часов – со скоростью от 20,6 до 21 уз. Скорость «Гамидие» командир «Кагула» определял между 20,5 и 20,75 уз.

Падение скорости «Кагула», решившее исход боевого столкновения, объяснялось целым рядом серьезных причин. Из-за начатой в 11 часов чистки крайне засорившихся топок в котлах сел пар, поднять его после этого кочегары, несмотря на все усилия, уже не смогли. Кроме того, сыграли свою роль и некачественный уголь, и неблагополучное состояния котлов, и повреждения в машине, которые требовали основательной переборки. Но командующий флотом даже после этого случая не нашел возможности дать «Кагулу» передышку, корабль продолжал свою службу «на износ» еще целый год с лишним.

Линейный корабль "Императрица Мария" в 1916 году
Линейный корабль "Императрица Мария" в 1916 году

К середине 1915 года в составе флота появились 3 «маневренные группы». Первую составили «Кагул» и линкор-дредноут «Императрица Мария». Во второй половине 1915 года-начале 1916 года «Кагул» участвовал в выходах маневренной группы, обеспечивая действия «Императрицы Марии». 22 марта и 9 июля дважды флот встречал «Бреслау», оба раза ему удалось оторваться и уйти. В мае 1916 года оба крейсера приняли участие в Трапезундской операции, обеспечивая прикрытие транспортов, перевозивших из Мариуполя 127-ю пехотную дивизию (16840 человек, 4208 лошадей и голов скота, 36 орудий, 1385 повозок и до 1 000 тонн груза). Надо признать, несмотря на возраст, старый крейсер участвовал в большинстве операций Черноморского флота.

Во второй половине 1916 года крейсер продолжали преследовать аварии и поломки котло-машинной установки. Наконец ее износ достиг той степени, когда командованию стало понятно, что дальнейшее использование изношенного корабля приведет к серьезной аварии или гибели. Участвовать в боях и походах «Кагул» больше не мог.

Крейсер «Кагул» («Очаков») в Севастопольской бухте у линкора «Императрица Мария», лето 1918 года
Крейсер «Кагул» («Очаков») в Севастопольской бухте у линкора «Императрица Мария», лето 1918 года

25 сентября 1916 года с крейсера выгрузили боеприпасы, в ноябре сняли все орудия и разобрали башни. Корабль встал на капитальный ремонт. Ремонтом предусматривалась полная замена котлов, снятие всех шестнадцати 152-мм орудий и замена их на четырнадцать новых 130-мм/55 орудий. Снимались обе башни, не оправдавшие себя, и заменялись одиночными палубными установками со щитами. Артиллерийское вооружение пополнили 2-40-мм зенитных автомата «Виккерс» и 2-75-мм орудия на крыше кормового каземата.

Крейсер «Память Меркурия» также не застаивался в базе. Уничтожение вместе с «Кагулом» в Трабзоне турецкого парохода «Воштинтон» в феврале 1915 года, преследование крейсера «Мидилли» (немецкий «Бреслау») у Феодосии (5 марта) и у Босфора (20 марта), обстрелы турецких портов и уничтожение турецких транспортов – вот только небольшой перечень его боевых достижений. 3 апреля крейсер, преследуя «Явуз» (немецкий «Гебен») и «Мидилли», первым обнаружил противника и вступил в перестрелку с «Явузом». Как и «Кагул», «Память Меркурия» входил в состав как 1-й, так и 2-й маневренный группы, взаимодействуя с новыми дредноутами «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая» соответственно.

Крейсер «Кагул» («Очаков») в Севастопольской бухте у поднятого со дна линкора «Императрица Мария», лето 1918 года
Крейсер «Кагул» («Очаков») в Севастопольской бухте у поднятого со дна линкора «Императрица Мария», лето 1918 года

Пока «Кагул» был на ремонте, «Память Меркурия» отличился 3 ноября 1916 года во время обстрела занятого немецкими войсками румынского порта Констанца. В ходе него крейсер, выпустив в течение получаса 231-152-мм снаряд, уничтожил 15 нефтехранилищ из 37, подавил одну 152-мм береговую батарею, отразил два нападения гидросамолетов, а также уклонился от атаки подводной лодки и избежал столкновения с плавающей миной. Но вскоре, в начале 1917 года, как и его систершип «Память Меркурия», также был направлен на ремонт.

Крейсер «Кагул" в боевом походе
Крейсер «Кагул" в боевом походе

В ходе последовавших революционных событий и начавшейся гражданской войны эти корабли неоднократно меняли флаги и названия.

Вспомнилось, что крейсер «Кагул» раньше назывался «Очаков». И что это именно он – крейсер первой русской революции. В мае 1917 года была попытка вернуть революционному крейсеру старое название. Переименованный 31 марта 1917 года в «Очаков», в период с 1 мая по 24 ноября 1918 года корабль входил в состав военно-морского флота Германии, а позднее был передан англо-французскими войсками в состав морского флота Вооруженных сил Юга России, где 18 июня (по другим данным – в сентябре) 1919 года был переименован в «Генерал Корнилов».

Крейсер "Генерал Корнилов" в Бизерте (вероятно)
Крейсер "Генерал Корнилов" в Бизерте (вероятно)

В апреле-мае 1919 года этот корабль участвовал в обороне Ак-Монайских позиций в Крыму, а в августе – играл ведущую роль в десантной операции по занятию белыми Одессы. В ходе эвакуации армии генерала Врангеля из Крыма 14 ноября 1920 года крейсер покинул Севастополь и осуществил переход в Бизерту, где 29 декабря был интернирован французскими властями. Прибывшей в Бизерту советской комиссией «Генерал Корнилов» был отмечен как способный возвратиться в Россию, но, как известно, этот проект удачей не увенчался. 28 октября 1929 года крейсер был продан Бизертинской фирме русского инженера А.П.Клягина на слом. В 1933 году крейсер был разобран в Бизерте.

Ученый крейсер "Коминтерн" после поднятия на борт гидросамолета
Ученый крейсер "Коминтерн" после поднятия на борт гидросамолета

Находившийся в неисправном состоянии «Память Меркурия» 12 ноября 1917 года перешел в состав флота Украинской державы, однако уже 16 февраля следующего года поднял красный флаг. Ввиду плохого технического состояния 28 марта 1918 года крейсер был сдан на хранение в Севастопольский порт, что, впрочем, не помешало ему вновь поднять украинский флаг (29 апреля). 24 ноября крейсер, к тому времени переименованный в «Гетьман Иван Мазепа», был захвачен англо-французскими войсками и передан в состав Вооруженных сил Юга России. В отличие от «Очакова» этот корабль не принимал активного участия в гражданской войне: 19 февраля 1919 года он был разоружен, а в период с 22 по 26 апреля на нем по приказу английского командования были подорваны главные механизмы.

Восстановление крейсера «Коминтерн» (бывший «Память Меркурия»),
Севастополь, 1923 год
Восстановление крейсера «Коминтерн» (бывший «Память Меркурия»), Севастополь, 1923 год

Практически бесполезный корабль еще несколько раз сменил хозяев: 29 апреля 1919 года он был захвачен частями Красной армии, однако уже 24 июня вновь перешел под контроль Вооруженных сил Юга России. Окончательно крейсер был захвачен «красными» 22 ноября 1920 года. В связи с отсутствием на Черном море других крупных кораблей «Память Меркурия» решили восстановить и включить в состав Рабоче-крестьянского флота в качестве учебного крейсера.

Капитан 1-го ранга П.И. Петров писал: «На кораблях были взорваны главные машины, котлы и водонепроницаемые переборки. Все вспомогательные механизмы полуразрушены и покрыты ржавчиной. Прежде чем восстановить крейсер, нужно было вынести сотни тонн взорванного металла и тысячи тонн застоявшейся вонючей жижи».
Крейсер "Коминтерн", схема внешнего вида, рисунок С.Балакина (Морская Кампания, №4(41)/2011
Крейсер "Коминтерн", схема внешнего вида, рисунок С.Балакина (Морская Кампания, №4(41)/2011

Но даже несмотря на столь плачевное состояние крейсера, в одном из его котлов удалось поднять пар. В ходе ремонта на корабле было установлено новое вооружение: шестнадцать бывших в употреблении 130-мм орудий (шесть орудий с разоруженных канонерских лодок Азовской флотилии, шесть – с затонувшего в Севастополе линкора «Императрица Мария» и четыре – с крейсера «Богатырь»), три 76-мм зенитных орудия Лендера, две 47-мм пушки и четыре пулемета Максима. Кроме того, удалось восстановить десять котлов, благодаря чему корабль мог развивать скорость до 17 узлов, а дальность плавания достигала 1 050 миль на полном ходу и 3000 миль при скорости 12 узлов. 1 мая 1923 года корабль, в очередной раз получивший новое название – «Коминтерн», поднял флаг и был принят в состав Черноморского флота, флагманом которого он числился с весны 1921 года.

Учебный крейсер «Коминтерн», 1931 год
Учебный крейсер «Коминтерн», 1931 год

Являясь условно боевым кораблем, «Коминтерн» совершил официальный визит в Стамбул и принял участие в съемках фильмов «Броненосец Потемкин» и «Разлом». В 1930 году его переквалифицировали из учебного крейсера в учебный корабль (фактически статус был изменен с учебно-боевого на учебный) и переоборудовали – были демонтированы орудийные башни (вместо них установили одиночные 130-мм орудия), шесть 130-мм орудий на шкафуте (заменены на четыре 76-мм орудия) и четыре носовых паровых котла (на их месте оборудовали учебные классы).

Накануне Великой Отечественной войны корабль вновь вернули в боевой состав флота, переоборудовав в минный заградитель, способный принимать на борт 120–160 мин.

"Коминтер" как учебный крейсер/минзаг", схема внешнего вида С.Балакина (Морская Кампания, №4(41)/2011, стр.33
"Коминтер" как учебный крейсер/минзаг", схема внешнего вида С.Балакина (Морская Кампания, №4(41)/2011, стр.33

В июне 1941 года «Коминтерн» находился в Одессе, выполняя функции флагманского корабля Северо-западного отряда Черноморского флота. Крейсер принимал участие в артиллерийской поддержке войск, оборонявших Одессу, что привело к полному износу орудий главного калибра. «Коминтерн» дважды привлекался для эвакуации войск из Одессы в Севастополь: 7 сентября 1941 года он перевез в Севастополь 544 раненых, а 7 октября – еще полторы тысячи военнослужащих. В дальнейшем корабль выполнял задания по снабжению и переброске войск Крымского фронта. 2 июля, в ходе налета немецкой авиации на Новороссийск, «Коминтерн» получил прямое бомбовое попадание, которое привело к тяжелым повреждениям и вызвало пожар. При этом было убито и ранено 69 человек. Поврежденный корабль ушел в Поти, где две недели спустя получил новое попадание – авиабомба прошла через котельное отделение и, пробив обшивку, ушла на дно. Вода начала заполнять отсек через пробоину, и чтобы избежать взрыва котлов, машины пришлось остановить. В дальнейшем команде удалось прекратить поступление забортной воды, подведя под отсек пластырь и осушив его, но отсутствие ремонтной базы не позволяло осуществить ремонт поврежденного корабля, и 10 октября 1942 года он вместе с тремя недостроенными транспортами был затоплен в устье реки Хопи, создав таким образом брекватер. Спустя четыре месяца корабль был официально исключен из списков военно-морского флота СССР.

Останки корпуса "Коминтерна" на камнях у Хопи
Останки корпуса "Коминтерна" на камнях у Хопи

Изначально крейсеры типа «Богатырь» строились как крейсера-разведчики при эскадре, предполагалось, что они могли быть использованы для проведения рейдерских операций на удаленных коммуникациях Британской империи (в союзе с германскими военно-морскими силами), но по иронии судьбы были вынуждены воевать на замкнутых пространствах Балтики и Черного моря против германского и турецкого флотов. Можно сказать, что частично они себя проявили в изначальном качестве в ходе русско-японской войны, но это испытание выпало только на два корабля их четырех. И все же, несмотря на полную смену специализации, крейсеры проявили себя как эффективные боевые единицы в большинстве боевых условиях и ситуациях.

Источники: Гармашев, А.А.Чертежи кораблей российского флота. Крейсер 1 ранга «Богатырь»/А.А.Гармашев. – СПб.: Частный военно-исторический
архив.- 2003.- 30 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»). Часть 1/ В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, №3 (доп) – 2010. – 32 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»).Часть 2/В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 1 (доп) – 2011. – 32 с.; История отечественного судостроения. В пяти томах. Т.2. Паровое и металлическое судостроение во второй половине ХIХ в./ Р.М.Мельников. Сост. Б.Н.Малахов. – СПб.: Судостроение, 1996. – 544 с.; Крестьянинов, В.Я. Крейсера российского императорского флота. 1856-1917 годы. Часть 1 /В.Я. Крестьянинов. – СПб.: Галея-Принт, 2009.- 212 с.; Лапшин, Р.В. Крейсер «Коминтерн» /Р.В.Лапшин, М.Э.Морозов// Морская кампания.- № 4(41).- 2011.- С.24-43.; Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия/Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Корабли отечества № 7, 1995 / Р.М.Мельников. – СПб.: Гангут, 1995. – 32 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Стапель № 6, 2009 / Р.М.Мельников. – СПб.: ЛеКо, 2009. – 72 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Очаков». Серия «Замечательные корабли/ Р.М.Мельников. – Ленинград: Судостроение, 1986. – 256 с.