В конце июня самозанятым разрешили регистрировать собственные товарные знаки. Рассказываем, почему это хорошая новость: вместе с юристом Flowwow разбираемся в том, чем полезен товарный знак для предпринимателя, и рассматриваем реальный кейс нашего селлера.
Что такое товарный знак?
Это любое обозначение, которое используется для индивидуализации продуктов или услуг. Например, это может быть:
- название;
- логотип;
- слоган;
- изображение;
- комбинация слов и изображений;
- звуки.
Все эти обозначения становятся товарными знаками только после государственной регистрации в Роспатенте.
Важно помнить о некоторых ограничениях: товарный знак не должен содержать государственные символы и знаки, наименование других организаций, общепринятые или схожие с другими брендами символы и обозначения.
Насколько он уникален?
Товарный знак распространяется на определенные категории товаров и услуг (их выбирают при подаче заявки на регистрацию).
Например, ТЗ вашего бизнеса по изготовлению украшений не могут использовать предприниматели в этой же сфере.
Но использование одинаковых товарных знаков возможно для разных категорий товаров или услуг: например, могут существовать цветочный магазин и кафе с одинаковыми названиями.
Чем полезен товарный знак для самозанятого?
Это эффективный инструмент, чтобы решить сразу несколько бизнес-задач:
- Защитить свое наименование, логотип, фото от копирования. В случае конфликта вы можете обратиться в суд и претендовать на компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
- Защитить свой бизнес от претензий. Используя логотип без регистрации в качестве товарного знака, вы рискуете, что к вам может обратиться другой предприниматель, который зарегистрировал такой же или схожий товарный знак. Он даже может потребовать прекратить использовать ваш логотип и взыскать компенсацию, обратившись в суд.
- Упростить работу с маркетплейсами, социальными сетями, рекламными сетями, так как вы сможете быстро подтвердить свои права на товарный знак. Предъявление свидетельства о регистрации ТЗ поможет, если на онлайн-площадке или в соцсети появился магазин с вашим или очень схожим наименованием или логотипом. Как правило, маркетплейсы оперативно реагируют на такие случаи и блокируют нарушителей прав на товарный знак.
Как зарегистрировать свой товарный знак?
Это можно сделать самостоятельно или обратиться к услугам патентных поверенных. Первым делом проверьте обозначение на наличие схожих товарных знаков с помощью базы Роспатента (услуга платная). Бесплатные ресурсы тоже есть: например, Linkmark.
Далее соберите комплект документов:
- заявку на регистрацию;
- образец товарного знака и его подробное описание в свободной форме;
- перечень кодов товаров или услуг, на которые будет распространяться товарный знак;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
После этого подайте заявку в Роспатент. Подробное описание процесса можно найти на сайте Роспатента.
Кейс из практики
Самозанятые селлеры часто сталкиваются с тем, что их фотографии копируют другие предприниматели и используют для своих товаров. Особенно часто с такой проблемой обращались продавцы клубники в шоколаде и тортов: они не могли доказать, что изображения и товар на изображении принадлежат именно им.
Теперь появилась возможность доказать авторство на законном уровне: например, вот так один из наших селлеров оформляет фото для карточек товара.
Что в итоге?
Регистрация товарного знака поможет самозанятым селлерам защитить интеллектуальную собственность, обезопасить бизнес от нечестной конкуренции и упростит работу на маркетплейсах.
Продавцы Flowwow уже оценили преимущества товарного знака — вы тоже можете присоединиться к ним и продавать как самозанятый любые товары собственного производства. Скачивайте приложение, бесплатно регистрируйтесь и находите новых клиентов!