Найти тему
Молодость в сапогах

Щенячие восторги по средствам РЭБ и грустные перспективы.

Мы. безусловно, всячески приветствуем развитие систем РЭБ, дающих существенное преимущество нашим Вооруженным силам и спецслужбам в борьбе с различными вариантами БПЛА, используемых противником против наших войск и гражданских объектов.

Мы не приветствуем только пионерской радости и задора "лидеров общественного мнения" и разных известных блогеров-писателей-телеведущих, объявляющих такие разработки абсолютным оружием. Иногда буквально и дословно.

Позволим себе небольшую цитату:

"При этом ни о каком физическом уничтожении БПЛА нет речи – в этом просто нет необходимости. Лишившись канала управления, дроны становятся беспомощными и просто падают на землю и разбиваются."

Кто мог написать такую очевидную глупость? Динамичная молодая журналистка? Не менее динамичный молодой журналист, никогда не служивший в Армии? Продвинутый эксперт родом из 90-х? Даже для них это слишком. Дроны, если они ударные (а именно от таких нужна первоочередная защита) не "падают и разбиваются", а падают и взрываются. Не всегда, но часто.

Предусмотреть принудительный подрыв без возможности прерывания или отмены этого процесса при потере управления - очевидный шаг, там даже никакой особо хитрой электроники не надо. Если он еще не сделан, то будет сделан в ближайшее время. Безлюдных полей и лесов вокруг Москвы и Питера или любого другого крупного мегаполиса не так чтоб и очень много. В пределах 5000 метров от точки установки "абсолютного оружия" с большой долей вероятности окажется жилая застройка, частный сектор (деревянный), автобаза, завод или складской комплекс. Со всеми вытекающими.

Уже понятно, что противник сделал ставку на террористические методы, на "усталость населения", на провоцирование возмущения по поводу якобы бездействия властей. В рамках такой стратегии ему фиолетово, куда попадет пресловутый дрон-камикадзе - в склад пустой тары (пожар на площади в пару сотен гектаров), в жилой сектор(долгое обсуждение в соцсетях, широкий общественный резонанс) или в небоскреб в центре Москвы. Главное, чтоб в озеро не упал. Так что нарушение управления дроном тут не метод. И абсолютным оружием быть не может никак. Как элемент системы - да, просто здорово.

Нужно физическое уничтожение ЛЮБОГО дрона, не имеющего явных признаков идентификации служебных устройств армии или спецслужб России, в специально выделенных районах, окружающих крупные мегаполисы и стратегически важные объекты. Расчет этих районов необходимо вести в том числе из соображений минимизации ущерба от падения обломков. Допустим, игрушечный квадрокоптер размером с коробку от конфет могут и не заметить - и визуально и акустическими методами и средствами радиолокации. Но так и ущерба он реального не может причинить на нынешнем уровне развития технологий.

Надо готовиться к худшему, в том числе к возможности применения противником в качестве начинки дрона неконвенционных средств - каких-нибудь пробирок, например, с зловредным содержимым. С них станется. В этом случае реальная грузоподъемность БПЛА уже не в тротиловом эквиваленте будет исчисляться.

И тут без "малой беспилотной истребительной авиации" в виде патрульных дронов не обойтись никак. Мы уже недавно эту тему обсуждали на канале:

Вот только имеется как минимум одно "но"... Это "но" связано с производством отечественных поршневых двигателей, пригодных для установки на малые ЛА. Вопреки досужим домыслам, такое производство требует высокой технической культуры и хорошо развитой конструкторской школы, существенно выше уровнем, чем ООО в быстровозводимом ангаре или переросшие кружок моделизма самородки. Мотор от электросамоката для такой цели не подойдет и тарахтелка от мопеда тоже. Конструкторская школа не может быть создана декларативно по приказу в один день, она формируется десятилетиями. А вот угробить ее "по приказу" в процессе безумной оптимизации как раз можно быстро, что и сделали в недалеком прошлом.

Впрочем, нет сомнений, что остатки "старой школы" частично удастся реанимировать и, подключив более молодых специалистов-энтузиастов, создать необходимые двигатели в сжатые сроки даже без покупки лицензий и налаживания лицензионного производства. В конце концов, все это уже было. Яковлев делал свои первые самолеты на коленке, имея в распоряжении отдельные образцы покупных иностранных или экспериментальных отечественных двигателей. Его "малая авиация", обладая вполне приличными для того времени характеристиками (самолеты АИР), не выпускалась крупными сериями именно из-за отсутствия массового отечественного авиационного двигателя, пригодного для применения в легкомоторной авиации.

Самолет АИР-1. Конец 20-х годов.
Самолет АИР-1. Конец 20-х годов.

Но ведь решили вопрос со временем.

И снова "но" появляется. Тогда строй был другой. И госзакупок с тендерами не было. Не было "сидящих на объемах", которые потом эти объемы передают весьма сомнительным по уровню, но доверенным исполнителям. С понятными, в общем-то, целями, о которых мы тут распространяться не будем. А вот эту проблему можно решить только политическим решением и политической волей его продавить, проследить за исполнением.

Очень хочется верить, что так и будет.