Электричество и теплоту мы не можем наблюдать непосредственно - всё это воспринимается через их влияние. Однако свет мы видеть можем. К началу 19 века чётко сформировались две теории света, и ставить вопрос, какая из них верна, значит смотреть на природу света односторонне.
В 1678 году голландец Христиан Гюйгенс предположил, что свет - это волна, а тридцать лет спустя англичанин Исаак Ньютон опроверг это, выдвинув на первый план "корпускулярную" теорию. Свет он представлял как поток частиц. Ньютону нравилось, что это позволяло ему рассматривать движение света как и любого другого вещества, ведь крошечные корпускулы отскакивают от любой поверхности по всем законам движения. Когда Ньютон опубликовал свою теорию, его авторитет в мире науки уже был велик. Поэтому долгое время не появлялось опровержение его взглядов.
Вот в континентальной Европе взгляды на природу света были иными. Хотя первенство оставалось за Гюйгенсом, набирал популярность эфирный подход Рене Декарта. По теории Гюйгенса получалось, что свет - это периодические колебания, распространяющиеся с определённой конечной скоростью во всех направлениях от источника света. Голландский физик разработал геометрию, которая показывала, как световые волны ведут себя при встрече с препятствием. Самой уязвимой точкой теории Ньютона было то, что она не могла объяснить интерференцию - взаимодействие двух пучков света друг с другом.
Молодой английский врач Томас Юнг в свои двадцать с небольшим лет оказался достаточно смелым, чтобы выступить против взглядов Ньютона. Как бы то ни было, но хор несогласных с волновой теорией Юнга вскоре затих, поскольку к 1804 году он провёл две публичные демонстрации, доказавшие правоту Гюйгенса (об экспериментах Юнга вы сможете узнать из следующей статьи).
Корпускулярно-волновой дуализм.
Корпускулярно-волновой дуализм - это концепция, согласно которой квантовая частица может вести себя и как частица, и как волна. Французский физик Луи Де Бройль предполагал, что она характерна не только для видимого света, но также и для других форм излучаемой энергии. Например, это явление можно было попытаться применить к имеющим массу частицам - электрону и протону.
Де Бройль стал рассматривать каждую частицу как некий цуг волн, впоследствии названный волновым пакетом. Конечно, такие волновые формы не распространяются как видимый свет, но имеют с ним много общего. Скорость частицы оказалась обратно пропорциональна длине волны её волновой формы - более быстрые частицы имеют более короткую длину волны. А кинетическая энергия частицы получалась пропорциональной частоте её волновой формы (о доказательстве также в следующей статье)
Хорошего дня!