Найти тему

Валентина Витязева: история знаменитого экономиста-географа и первой женщины-ректора СССР

А знаете ли вы, что сегодня ,18 августа, в России отмечается профессиональный праздник - День географа. География — одна из древнейших наук о земле. Именно этой науке посвятила жизнь доктор географических наук, профессор и первый ректор СГУ им. Питирима Сорокина Валентина Александровна Витязева!

Обаятельная, яркая, энергичная, доброй души человек, эрудированный, практичный руководитель, пример женственности, всегда подтянута, в форме, одета по последней моде, с легкой походкой, обладающая магией личности – умением обезоруживать оппонента, магнит, собирающий вокруг себя людей. Авторы очерков и воспоминаний не скупятся на эпитеты, чтобы рассказать, какой была первый ректор Сыктывкарского университета Валентина Витязева.

Учиться на министра

Она с детства мечтала стать горным инженером, но по нелепой случайности – в учебном заведении не успели сменить вывеску после реорганизации – поступила не в горный, а в топографический техникум Ленинграда. Лидерские, как бы сформулировали это сегодня, качества и аналитический ум позволили Валентине Протопоповой (в девичестве) закончить с отличием техникум и от его директора помимо направления в Московский институт инженерной геодезии, аэрофотосъемки и картографии и картографии получить рекомендацию «идти учиться на министра». После окончания Карело-финского университета, куда она перевелась в 1943 году, Валентина оказалась в Республике Коми, с которой будет связана вся ее жизнь. После окончания аспирантуры Института географии Академии Наук СССР она защитит диссертацию, посвященную экономическому развитию Печорского угольного бассейна, и внесет огромный вклад в развитие республики и добычу полезных ископаемых. Но как дальновидный ученый, она понимает, что развитие экономики региона невозможно без кадрового обеспечения. Это станет еще одним важным направлением ее работы.

-2

Зачем портить жизнь симпатичной женщине?

После блестяще разработанной концепции развития высшего образования в Республике Коми сомнений в том, кому быть ректором новой кузницы кадров – университета, у партийного начальства региона не возникало. Однако сама Валентина Александровна была в нерешительности. Последний ее аргумент о том, что ректор – это помимо ученого и педагога еще и строитель, был разгромлен заявлением первого секретаря Обкома Ивана Морозова, что он лично станет прорабом большого строительства.

-3

Однако заместитель министра по кадрам в Управлении университетов Минвуза РСФСР В.И. Усачев, где должны были согласовать кандидатуру, оказался не в восторге от идеи ввести в состав ректоров женщину:

- Зачем такой молодой и симпатичной женщине хотят испортить жизнь? Зачем это? У нас прекрасный корпус ректоров университетов, и среди них нет ни одной женщины, - с таким ответом Валентина Витязева вернулась в Коми.

В ЛГУ, куда отправили запрос на поиск ректора в штате профессоров, дали однозначный ответ: «у вас есть свой достойный кандидат». И дали характеристику. В итоге коллегия Минвуза РСФСР единогласно утвердила Валентину Витязеву в должности ректора.

На пути к университетскому городу

Особо тщательно ректор подходила к подбору кадров – писала письма в университеты с просьбой оказать помощь, сама ездила в Ленинград и другие города, беседовала и слушала советы. 300 тысяч рублей, которые выделил Совет министров РСФСР на открытие вуза, не хватило, поэтому Валентина Витязева попросила промышленные объединения региона передать имеющееся у них оборудование для обучения.

- Университет создавался на пустом месте. Не было здания и библиотеки, и, следовательно, ни одного учебника, не было преподавателей и руководства, не было ни общежития для студентов, ни квартир для преподавателей. И вообще ничего не было. У всех нас было только огромное желание сделать столицу республики городом университетским. Этого хотели большинство руководителей и жителей республики, - пишет в воспоминаниях сама Валентина Александровна.
-4

Ленинградские шефы

Поначалу многие лекции читали профессора из ЛГУ. Их слушали и студенты, и преподаватели, чтобы потом создать собственный курс. Но общее направление и культуру лекций сыктывкарские преподаватели переняли у ленинградских шефов.

-5

По воспоминаниям одного из основателей, проректора по учебной работе Бориса Брача, в СГУ была разработана целая система, чтобы сделать каждого заведующего и декана единомышленником.

- Его приглашали в ректорат для детального разговора о результатах работы и планах. Часто на встречах присутствовали приглашенные из Ленинградского университета – они не только читали лекции, но и рассказывали, как организовать работу кафедры, деканата. Это была настоящая школа, через которую проходил каждый, - рассказывает он.

После комплексной проверки и отчета ректора министр высшего и среднего специального образования РСФСР Иван Образцов высоко отозвался о работе университета и его ректората, сказав: «он на уровне лучших, опытных университетов страны, а по некоторым позициям и превзошел их».

- Интересно наблюдать, как меняется мнение о республике с появлением университета. Стали интересоваться за рубежом: вроде бы такой отдаленный район, глубокая провинция, и вдруг создан университет. Это было непонятно многим, тем более о республике за рубежом тогда писали мало. К нам зачастили гости из многих стран – Англии, Швеции, Финляндии, Польши, Болгарии, Германии, Чехословакии. В журналах этих стран во многих журналах с этих стран публиковали статьи о нашем университете.
-6

Профессор Майя Бурлыкина вспоминает, что Валентина Витязева стала настоящей хозяйкой университета.

- В учебных корпусах, общежитиях, профилактории, студенческих кафе, столовых, спортивных комплексах, плавательном бассейне и на биостанции царил идеальный порядок. Но не холодный формальный. Уют, тепло, обилие цветов – она к ним питала особое пристрастие. Атмосфера в университете установилась чрезвычайно творческая все работали на подъеме. Она умела заметить усилия каждого человека и оценить их. Прежде чем понять на работу нового человека, даже на должность лаборанта, она приглашала претендента в кабинет и подолгу говорила с ним о том, что такое университет и что необходимо делать для его дальнейшего процветания, - отмечает она.
-7
-8

«Студент – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь и который должен освещать дорогу идущему.

Географы
8435 интересуются