Сразу проясним: я не считаю этого человека лучшим в чём-либо. Или, скажем, самым интересным из режиссёров, снимающих малобюджетные фильмы ужасов - в этом смысле мне гораздо больше нравятся Лаки МакКи и Ричард Бейтс-мл. Но даже в одном ряду с ними Хененлоттер стоит особняком.
Не спорю, что в определённых кругах Хененлоттер считается культовым. Наберите его фамилию в "Яндексе" - и обязательно наткнётесь на статьи, где в отношении режиссёра будут употребляться слова "тpэш" и "эксплуатационное кино". Чего вряд ли найдёте - фразы о том, что у Хененлоттера есть свой уникальный сюжетный почерк.
Возьмём любой эксплуатационный фильм - как правило в нём есть некое однозначное "зло" (например, маньяк или монстр) и столь же недвусмысленное "добро" (жертвы, которые будут отбиваться до последнего). К примеру, дилогия "Ужасающий" (о которой писал тут) - пример доброкачественного современного экспло, при этом весьма примитивного в плане сюжета.
А что у Хененлоттера? У него главный герой является по совместительству главным злодеем или его подручным, хотя сам не злой - просто так сложились обстоятельства. И зритель волей-неволей ставит себя на место героя, поэтому после этих фильмов всегда остаётся на душе осадок, довольно поганенький. Кpoвь, потроха, слизь и мoзги наружу картины также не улучшают.
Конечно, у самых интересных режиссёров (в том числе и упомянутых мной выше) тоже всё не так прямолинейно. Есть милейшая мaньячка Мэй из одноимённого фильма Лаки МакКи (писал ТУТ), есть чокнутая девица из "Обрeзания" Ричарда Бейтса-мл., но... эти героини нравятся зрителю, при всей своей неоднозначности. Тогда как персонажи Хененлоттера ни малейшей симпатии или жалости не вызывают. Уж не знаю, как ему это удаётся. Талант-с.
Вкратце пробегусь по фильмографии Фрэнка.
"Существо в корзине"/Basket Case (1982)
Строго говоря, игра слов: basket case - не какая-то там корзина-чемодан, а "псих" на жаргоне. Отсюда и название известной песни Green Day.
Странный молодой человек всюду ходит с корзиной, в которой сидит его брат - сиамский близнец. А точнее, бесформенный ком плоти с руками и зубастой пастью. Герой, попав под влияние злобного братца, начинает охоту на врачей, которые когда-то разделили близнецов, но влюбляется в секретаршу одного из докторов. Братцу это, ясное дело, не нравится...
Спецэффекты откровенно бутафорские и нелепые, но зрителю не смешно. Скорее, мрачно и депрессивно. Концовка лишь довершает впечатление.
"Повреждение мозга"/Brain Damage (1988)
Лучшее и любимое.
Одного смазливого юношу ужалил говорящий червь-паразит. Этот червь - что-то вроде живого шприца: когда жалит человека - впрыскивает ему в кровь очень мощную нapкoту. Юноша подсел с первой же инъекции и теперь в рабстве у червя. Паразит требует, чтобы его новоявленный адепт колбасил людей и скармливал ему, червю, их мозги. Такая вот нехорошая дилемма: юноша не хочет никого мoчить, но и освободиться от власти червя не может, а даже если раздавить наглую тварь - зависимость-то никуда не денется!
И вновь: очень мрачный фильм с мощным социальным и психологическим подтекстом. Спецэффекты вновь сомнительны - особенно кукольный червь, но картины это не портит.
Кстати, по ходу дела герой встречает странного парня с огромной корзиной. Жив, однако!
"Существо в корзине 2 и 3"/Basket Case 2-3 (1990, 1992)
Сиквелы "Корзины" получились полноценной дилогией, цельной историей, разбитой на две части. Братцы не просто выжили после падения с высокого этажа, но и нашли тайное местечко, где обитают, втайне от нормальных людей, разнообразнейшие мутанты и урoдцы. Тут-то бы им и жить-поживать, но коварные нормалы такого счастья им не предоставят. (Видимо, намёк на расовые предрассудки в США.)
Смотреть по-прежнему интересно, но ощущение, что как-то тут всё нехорошо и неправильно, не отпускает до самого конца.
"Франкеншлюxa"/Frankenhooker (1990)
Молодой учёный потерял девушку при трагических обстоятельствах... И решил её возродить по методу доктора Франкенштейна, пустив на запчасти несколько уличных дам. Заново родившаяся девушка ведёт себя очень странно... Признаться, местами было даже смешно, чего о других фильмах Фрэнка не скажу.
"Дурная биология"/Bad Biology (2008)
Живёт на свете дама, которая так устроена, что ей обязательно нужно вступать в cвязи с мужчинами. Правда, после первой же ночи любви кавалеры этой дамы обычно склеивают ласты, а она сама рожает невообразимых урoдов.
Тем временем существует и юноша с невероятно огромным кхм... мужским достoинством, которое обладает собственным разумом и может по своей воле отсоединяться от владельца... Ясное дело, рано или поздно эти двое встретятся, и земля содрогнётся.
Абсолютно ненужный постскриптум к основной фильмографии Хененлоттера. В предыдущих его работах был подлинный дух ужастиков 80-х, со всей их абсурдностью и душевными аналоговыми спецэффектами. Здесь - блёклая дешёвая картинка, а убогие эффекты уже не вызывают ничего, кроме грусти.
Судя по всему, Фрэнку, при всей его культовости, просто неоткуда взять денег на съёмки новых фильмов. Хотя режиссёр ещё жив. А ну как удивит на старости лет новым шедевром?