Найти тему

Упоминания поста в Новом Завете, говорящие о том, что пост был известен Церкви с древних времен.

Пост известен и Ветхозаветной Церкви и Новозаветной Церкви, которая постилась всё время своего существования. Ведь днем рождения Церкви считается день пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов. Пост упоминается и в это время. Постился Христос в пустыне:

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф 4:1,2)

Но ученики Его в это время не постились, и это даже вызвало возмущение у учеников Иоанновых, о чем упоминают три евангелиста: Матфей, Марк, Лука

«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф 9:14,15 Мк 2:18-20 Лк 5:33-35)

О чем говорит нам данный отрывок? Христос говорит, что Его ученики будут поститься. Но позже, «когда отнимется у них жених». В Писании не раз будет использован образ брака, жениха и невесты, где Христос назван женихом, а Церковь – невестой (Откр 22:17).

У Марка и Луки сказано: «Тогда будут поститься в те дни» (Мк 2:20 Лк 5:35). Церковь определила «те дни» как среду и пятницу, среда – как день предательства Иуды, и пятница – в память дня распятия. Кроме того, есть многодневные посты.

И хотя ученики Христа не постились, Учитель дает наставления о посте, который будут совершать Его ученики в будущем:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф 6:16,18)

И еще Господь учит нас, что пост и молитва – это необходимые условия и единственное оружие наше, которым мы можем защититься от нечистой силы, и защитить других.

«сей же род изгоняется только молитвою и постом». (Мф 17:21)

Пост в первые года существования Церкви.

О посте мы можем прочесть в Деянии и посланиях апостольских:

Так постился сотник Корнилий, тогда еще не бывший членом Церкви, но ставший им со всем домом своим после крещения в Церкви.

«Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом». (Деян 10: 30,31)
«В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. 2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. 3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их». (Деян 13:1-3)
«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян 14:23)
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор 7:5)
«Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2 Кор 6:3-8)
«в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор 11:27)

А из данного указания, мы понимаем, что время существовало и время поста, о котором апостолы даже не считали нужным писать подробно, так как полагали, что всем читающим должно быть известно время

«Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел» (Деян 27:9)

Из всего сказанного мы видим, что пост всегда присутствовал в Церкви. И является важной частью жизни христианина, который нужен и как оружие против нечистой силы, и как выражение своей преданности к Богу. Ведь это наша ничтожная жертва, принося которую мы показываем, свою любовь к Богу, выражая готовность пожертвовать какой-то толикой своего комфорта и своих удовольствий.

От поста есть и другая польза. Подробнее описал в статье:

«Смысл поста. Пост может быть практичный, покаянный, из любви к Богу..»

В данной же статье я лишь попытался собрать указания на пост в Новом Завете, которых, как мы видим, довольно много, что говорит о том, что пост был известен Церкви с древних времен. А вы поститесь вместе со всей Церковью, как заповедал Христос?

Александр Смирнов (поддержать)