Найти в Дзене
ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

СОЦИАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

В мировом информационном пространстве появилось интересное словосочетание «социальная семья»*. Оно весьма любопытно, потому что под ним можно распознать целый комплекс человеческих отношений, основанных на семейных ценностях: любви, доверии, взаимопомощи, сострадании, братстве, любви к родине и земле, коллективном самоуправлении, родительстве и сыновнем долге. Здесь также уместны слова о формировании и самореализации социальной личности, когда внутренняя личность реализует себя в социальном пространстве, проявляя во внешнем мире лучшие духовные, душевные, интеллектуальные и нравственные качества. Но в законодательной сфере под понятием «социальная семья» подразумевается нечто иное. Социальная семья в правовом поле – это форма оказания социальных услуг, заключающихся в совместном проживании и ведении общего хозяйства лиц, нуждающихся в социальных услугах, то есть граждан пожилого возраста или инвалидов, а так же людей занимающихся их опекой.

Но не стоит заниматься подтасовкой смыслов, идя на поводу мёртвого знания формалистов. Поэтому определим под понятием «социальная семья» именно то, что и должно называться таковым, а именно – социальная коммуникация, основанная на духовно-нравственных принципах организации семейного уклада и отношений (на основе Живого Знания**), переходящая во взаимное коллективное согласие и взаимодействие людей. Чтобы разобраться во всех этих тонкостях понимания причинно-следственных основ Бытия, сделаем шаг к восприятию семейного уклада человека и Общества. Итак, в толковых словарях есть определение, что семья – это группа людей, связанных либо кровным родством (признанным рождением), либо близостью (браком или другими отношениями). Целью семьи является поддержание благополучия её членов и общества в целом. Исторически сложилось так, что большинство человеческих обществ используют семью как основную сферу привязанности, заботы и первичной социализации. Известно, что семья является одним из фундаментальных институтов общества, который обеспечивает его стабильность и упорядоченность, закладывая в каждое новое поколение важнейшие личностные и социальные ценности и нормы. Одним из первых, попытавшихся дать определение семье и как следствие социальным отношениям, был древнегреческий философ Платон, считавший патриархальную семью неизменной, исходной общественной ячейкой, определяя, что государство возникает в результате объединения семей. Английский философ Томас Гоббс наделял семью духовностью и возвышенностью. Французский просветитель Жан-Жак Руссо в своих трудах отмечал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…». И это очевидно, ведь на протяжении младенчества семья является для ребенка единственным местом получения житейского опыта. Только после в жизнь человека входят такие социальные институты, как детский сад, школа, информационная среда, улица. Понимая эти связи и основы формирования личности, именно с этой точки восприятия причинно-следственных процессов социализации человека стоит начинать говорить об устройстве «социальной семьи».

Учитывая исторический опыт, попробуем рассмотреть семейные узы в качестве модели формирования «социальной семьи», условий социальной коммуникации, практики формирования принципов и правил Общественного договора*** и человекоориентированных законодательных норм Государства. В данном случае, важно понимать, что семейные отношения основаны, прежде всего, на применении Живого Знания. Именно оно является основой существования семьи, формируя социальную среду Общества и Государства. Так Живое Знание, переходя от сердца к сердцу от матери и отца к дитя, формирует, точнее, воспитывает внутреннюю личность, дав ребёнку знания о своей физической, психической (эмоционально-чувственной), интеллектуальной и духовной природе Человека. Знания и опыт самореализации в кругу семьи становятся основой восприятия ребёнком внешнего мира и последующей практикой становления гармоничной социальной, а затем и планетарной личности. Опираясь на воспитательный процесс и саморазвитие, практика воспитания личности и социализация позволяет развить в индивидууме добродетельное гражданское самосознание, то есть формирование живого семейного, национального, культурного, религиозного, правового, государственного, а как следствие и экономического уклада Общества. Осознанность невозможна без осмысления прав и обязанностей личности в Обществе, дарованных нам Природой в лице Человеческом. Естественной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются ценностные ориентации личности по отношению к миру, является усвоение человеком добродетельных норм социального поведения, то есть социальных и нравственных прав и обязанностей, осознаваемых им посредством освоения Живого Знания. Важнейшим аспектом принятия таковых является их достоверность (правдивость), то есть практическая реализация в окружающей человека социальной среде. Таким образом, постигая основы своей внутренней и социальной личности, мы становимся способны формировать и реализовывать принципы и правила Общественного договора, основанные на «человеческом капитале»**** и практике самовыражения в межличностной, социальной, культурной, профессиональной и творческой среде.

Касаясь основ формирования «социальной семьи», необходимо уделить внимание «социальному институту» – комплексу «социальных инструментов» – «социальных функций», влияющих на формирование Общественного договора и условий достижения коллективного Блага. Прежде всего, это правовые, экономические и трудовые отношения, культура и безопасность человека и Общества. Известно, что сегодня прообразом правовых основ многих государств является чисто техническое и технологическое Континентальное (Римское право), Морское, Восточное или Англосаксонское право, базирующееся на институте силы, оформленной как власть. Стоит отметить, что Право как институт власти суверена появилось почти одновременно с формированием государств. Сложно представить существование государства без суверена права. Право суверена – единственная форма, в которой суверен от имени государства оформляет свои веления в качестве общеобязательных. В марксистской теории возникновение государства увязывается с появлением частной собственности суверена на землю, которая закреплена актами о границах этой земли (государства) и разделением общества на классы. В свою очередь, основным тезисом Римского права историки признают, что государства – это результат установленной договорённости между суверенами (государствами) в целях решения внутренних и внешних социальных вопросов (правовой коммуникации) согласно заранее принятым суверенами общим консенсусом правилам. Этот принцип лёг в основу такого государственного правления как Республика, которая на сегодняшний день является самой распространённой формой суверенов власти. Именно поэтому в рамках Континентального, Морского, Восточного и Англосаксонского права справедливость и равноправие граждан только декларируются как фундаментальные принципы. Но социальных инструментов их реализации в институтах Права нет, они заменены техническими регламентами социальной коммуникации (законы, нормы, права, обязанности, стандарты), в т.ч. по владению землёй.

Появление юридического понятия «социальной семьи» и его связь с Общественным договором, как перспективного регулятора правовых отношений, способно утвердить в жизни Общества новые тенденции. Пришло время рассмотреть «социальную семью» как явление мирового единого и неделимого духовно-нравственного социального суверена. Стоит уточнить, что суверен Земли (техническая часть) и духовно-нравственный социальный суверен (Живое Знание) изначально соподчинены и дополняют друг друга. Первичным в Природе является Живое, когда техническое выполняет функцию инструмента реализации. Так социальным институтом духовно-нравственного суверена является Общественный договор, с комплексом «социальных инструментов» – «социальных функций», основанных на принципах и правилах социальной справедливости, семейных ценностях и семейных отношениях, основанных на Живом Знании, дарующем нам любовь, доверие и согласие. Таким образом, рассматривая социально-экономическую модель, основанную на Общественном договоре с использованием «человеческого капитала», становится возможным применить технические и технологические системы во Благо Общества. Как следствие, переосмысливая области существования двух суверенов, где областью существования суверена Земли является техническое право – регламентация использования технических и технологических систем на Земле, а областью существования духовно-нравственного суверена – Общественный договор, то есть регламентация использования Живого Знания во благо «социальной семьи», становится понятной причинно-следственная связь естественного взаимодействия этих суверенов. В итоге, учитывая естественные приоритеты сохранения соподчинённости и согласия этих двух суверенов, служащих социальной справедливости, формируется перспективная практика Живого самоуправления Общества.

Кроме права в комплекс социальных инструментов, влияющих на формирование «социальной семьи», Общественного договора и условий достижения коллективного Блага, входят экономические и трудовые отношения. Сегодня эти отношения далеки от идеала и выглядят в обществе как форма эксплуатации человека человеком (посредством насилия и расширения зоны культурного и нравственного невежества), что требует кардинальных изменений. Полагаясь на модель человекоориентированного взаимодействия людей в семейной среде, мы понимаем, что основой труда и творчества должна стать практика взаимного служения, основанная на Доброй Воле и взаимной братской любви (достижение коллективного Блага). В свою очередь социальный институт экономических отношений должен перейти из формально-спекулятивных денежных отношений в новое качество самореализации личности посредством «человеческого капитала». Именно «человеческий капитал» может и должен стать основой социально-экономической системы нового мирового пространства. Согласно этой задачи, которая становится прикладным социальным заказом, общество должно и способно сформировать соответствующую информационную и культурную среду, ориентированную на познание и практику применения обществом Живого Знания. Только социальная среда, ориентированная на построение Идеального Общества, через призму живых преобразований, переводящих цивилизацию в новое качество всеобщего согласия, способно обеспечить всестороннюю безопасность (социальную, экологическую, экономическую). Так из формирования социального заказа посредством внедрения социальных отношений, основанных на «человеческом капитале» и Общественном договоре, общество сможет говорить о формировании гармоничной «социальной семьи» и воспитании полноценной социальной личности человека. Такая тенденция (реализация социальной справедливости), поддержанная информационной средой и культурой должна стать основой формирования нового Общества, ориентированного на всеобщий рост качества жизни (коллективное Благо), компетентность, культуру отношений, в т.ч. экологических. Где главной нормой должно стать установление идеологии всеобщего планетарного мышления: один за всех – все за одного, где личность, Общество, планета и Природа будут определены (индивидуальным и коллективным сознанием) единым и не делимым Целым.

Принимая принципы построения «социальной семьи», общество станет способным начать реализовывать свои функции через социальное проектирование воспитания личности каждого отдельного человека посредством Живого Знания с целью развития и овладения им своими природными ресурсами – физического, интеллектуального, чувственного и духовного потенциала. Только из этого источника развития индивидуального самосознания может сформироваться базовая коллективная осознанная, действительно духовно свободная полноценная ячейка Общества – семья, а из осознанного единства семейных ячеек – осознанное саморегулирующее свои жизненные потенциалы**** Общество. Слова об Общественном договоре человекоориентированного коллективного взаимодействия отсылают нас к восстановлению, развитию и созданию кодекса семейных отношений, как первой ступени социализации человека (первичная форма Общественного договора). Согласно «Манифеста идеального Общества» такой кодекс может включать в себя аспекты гендерных и межвозрастных отношений, а также практику воспитания, то есть установления полевой коммуникации взаимного доверия людей, основанной на Живом Знании. Кроме установления правил внутреннего семейного согласия семейный кодекс способен включить и инструменты внешней коммуникации, а также формирование права и законов, основанных на живых человеческих отношениях: чувственно-эмоциональных, интеллектуальных, симпатических и духовных процессах. В таком разделе семейного кодекса базовой основой может стать «человеческий капитал». Введение кодекса семейных отношений и «человеческого капитала» в систему социальных отношений посредством оценки человеческого потенциала и потребностей**** на уровне семейного и межесемейного единства позволит уравновесить и сформировать приоритеты развития всего Общества в целом, послужив инструментом урегулирования конфликтных процессов существующей экономической, политической и социальной сегрегации людей.

Так, устремляясь к формированию гармоничной «социальной семьи», основывающей свои действия на практике применения Живого Знания, достижение безопасности человека и Общества перейдёт от силовых и экономических решений к практике воспитания сознания отдельного человека посредством гармоничного образовательного процесса, связывающего его мировоззренческое, образное, абстрактное и логические мышление с прикладной жизнедеятельностью. Такое поле коллективных интересов способно сформировать благоприятные условия для более крупных форм социальных отношений, построенных на принципах человеколюбия – рода, народности, этноса, государства и цивилизации, поддерживающих культурные, хозяйственные, социальные, демографические процессы на уровне соответствующем Высшей природе человека и планеты (Целостном Благе).

* — Социальная семьясоциальная коммуникация, основанная на духовно-нравственных принципах организации семейного уклада и отношений (на основе Живого Знания), переходящая во взаимное коллективное согласие и взаимодействие людей.

** — Живое Знание (вербальное/невербальное) — это особая природная форма ноосферного (информационного) поля коммуникации между человеком и человеком, Природой и человеком, позволяющая передавать знания, умения и навыки от человека к человеку или коллективу людей посредством интеллектуально-эмоционально-интуитивной (симпатической) связи, формирующей единую динамическую среду коммуникации, неотъемлемо связанную с планетой и Космосом.

*** — Общественный договор — осознаваемая участниками социальных отношений децентрализованная коммуникация, основанная на свободном самовыражении человека в межличностной (в т.ч. семейной, дружеской), социальной, культурной, профессиональной и творческой среде, где каждый член Общества имеет равное право голоса в принятии коллективных решений с целью реализации взаимного добродетельного служения.

**** — Человеческий капитал — это экономический и социальный потенциал самореализации человека в практике служения обществу: способность к труду, здоровому образу жизни, разумному воспроизводству численности населения, творческому преумножению технического, культурного, образовательного и духовного богатства цивилизации, складывающийся из совокупности материальных и нематериальных вложений в личность, аспектов эффективности и устойчивости этих вложений, определяющих экономический и социальный потенциал самореализации человека, и учёт соотношения экономического и социального потенциала самореализации человека с потенциальными потребностями личности.

По материалам: «Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, академик ПАНИ С.Б. Дворко, член-корреспондент ПАНИ В.П. Ефимов, С.А. Тактаев. — Москва: РУСАЙНС, 2022. — 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8